"Сколково", "Ростелеком", "МегаФон", ВТБ, "Тинькофф", Mail.ru Group, "Билайн", МТС, "Яндекс", Сбербанк, QIWI, oneFactor, "Газпром-медиа", Газпромбанк, Ассоциация участников рынка больших данных, Аналитический центр при правительстве РФ приняли этический кодекс по работе с большими данными. Документ станет основой для регулирования, взаимодействия, выстраивания новых инструментов. Подписанты акцентировали внимание на том, что кодекс является одной из форм самоорганизации бизнеса в указанном направлении.
© ComNews
13.12.2019

Подписание кодекса этики использования данных состоялось вчера на Неделе российского интернета (RIW 2019). Согласно замыслу инициаторов разработки кодекса, положения документа станут основой для саморегулирования участников рынка данных при их взаимодействии с гражданами, юридическими лицами, государством и между собой. Документ распространяется на работу со всеми разновидностями данных: от пользовательских до промышленных.

Кодекс включает в себя принципы профессиональной этики при сборе, обработке и использовании данных, он также предполагает создание и ведение Реестра добросовестных участников. Положения документа должны стать базой для создания реально действующих законодательных инициатив в области регулирования, так как разработаны самими участниками оборота данных, которые хорошо понимают рынок, знакомы с возможными сценариями использования технологий в будущем.

В кодексе содержится "Белая книга", в которой собраны примеры ответственного поведения в отношении обращения с данными. Она должна стать ориентиром для участников рынка и оказать позитивное влияние на развитие отрасли в целом. Постоянное ведение и обновление "Белой книги" будет способствовать внедрению лучших бизнес-практик в сфере использования данных.

Кодекс преследует несколько целей: закрепить основные принципы взаимодействия заинтересованных лиц - государства, граждан, бизнеса, формулировать универсальные правила, определяющие границы допустимого поведения для всего профессионального сообщества и создать базу для последующих регуляторных инициатив в области данных.

"Уникальность кодекса состоит в том, что крупнейшие компании рынка данных решили, что этот документ нужен, разработали его и, более того, добровольно приняли на себя обязательства соблюдать все положения. Кодекс - это живой документ, он состоит не только из свода принципов и "Белой книги", но и из ежедневной работы по совершенствованию регулирования и выработке новых подходов к технологическим инициативам", - отметила президент Ассоциации больших данных Анна Серебряникова.

Председатель правления Института развития интернета Сергей Петров подчеркнул, что создание кодекса этики является важной вехой для отечественной индустрии данных. "Ведь, как показывает практика, лучше всего применяются и соблюдаются те нормы и принципы, которые выработаны самими участниками отношений. Работа над кодексом велась с учетом интересов всех вовлеченных сторон - бизнеса, государства и общества, поэтому особенно важно отметить консенсус, который достигнут в представленной версии документа. Однако это не означает, что работа окончена: цифровой мир динамичен, появление новых технологий, алгоритмов потребует реакции. Мы создали "живой" документ, который будет обновляться и дополняться с разумной периодичностью", - отметил он.

Генеральный директор Mail.ru Group Борис Добродеев назвал инициативу очень правильной и выразил надежду на то, что она будет более справедливо отражать интересы бизнеса и общества, в отличие от Европейского общего регламента по защите данных (GDPR). "Шах и мат, GDPR!" - сказал Борис Добродеев.

Кодекс этики использования данных будет открыт для новых участников, готовых присоединиться и поддержать декларируемые принципы и нормы. На сайте Аналитического центра при правительстве РФ появится раздел, посвященный Кодексу этики, там будет размещена актуальная версия документа.

Новости из связанных рубрик