Редколонка / январь 2020
Перестройка перестройки

Денис Шишулин
выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
27.01.2020

На минувшей неделе стали известны имена членов нового состава правительства. Новым министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ стал Максут Шадаев. Назначение это, с одной стороны, вселяет оптимизм, но с другой - новому министру предстоит решить ряд непростых задач. И это в условиях того, что в министерстве, которое является основным ответственным за цифровую экономику органом, процесс реформирования структуры еще не полностью завершился.

Напомним, что ранее Максут Шадаев работал вице-президентом по цифровым платформам в ПАО "Ростелеком" и возглавлял АО "РТ Лабс" (системный интегратор "Ростелекома", который занимается проектами электронного правительства). Впрочем, и опыт работы в Минкомсвязи у нового министра имеется. В 2004 году он пришел в Министерство информационных технологий и связи РФ на должность советника министра, а затем директора Департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса. В дальнейшем Максут Шадаев поработал в администрации президента РФ, где отвечал за организацию работы совета при президенте по развитию информационного общества, а также министром государственного управления, информационных технологий и связи Московской области.

Иными словами, опыта работы в отрасли ИКТ у Максута Шадаева более чем достаточно, и это вселяет оптимизм, поскольку с высокой долей вероятности новому министру не понадобится много времени на то, чтобы войти в курс дел и включиться в процесс, тем более что, как заявляли ранее первые лица государства, "времени на раскачку нет".

Тем не менее Максуту Шадаеву предстоит решить ряд непростых задач, связанных и с наследием предыдущего министра. А на это потребуется время, которого нет. Первейшим вопросом видится кадровый. И с этой темой в Минкомсвязи в последние годы не все гладко, а точнее - все находится в процессе перемен, который стартовал с приходом предшественника Максута Шадаева, Константина Носкова, и окончательно не завершился до сих пор.

Напомним, что Константин Носков возглавлял Минкомсвязи полтора года - с мая 2018 года (см. новость ComNews от 21 мая 2018 г.). Вслед за его приходом начался процесс обновления команды, а также переформатирования состава департаментов министерства (см. новость ComNews от 13 февраля 2019 г.). Состав департаментов поменялся, были назначены новые заместители министра, однако формально назвать процесс кадровых перестановок завершенным нельзя. На момент прихода Максута Шадаева в двух департаментах Минкомсвязи (информационной безопасности и экономики и финансов) директора так и не назначены.

Добавим к этому, что новый министр с высокой долей вероятности поменяет (полностью или частично) действующий состав заместителей. Таким образом, своего рода перестройка перестройки структуры министерства продолжится.

Еще одним вопросом, который достался новому министру в наследство от предыдущего, является "Цифровая экономика". Скорость реализации этой нацпрограммы очевидно нужно увеличивать. В конце 2019 года в Счетной палате РФ "Цифровую экономику" назвали одной из наименее эффективных госпрограмм по освоению выделенных средств. По состоянию на ноябрь 2019 года было освоено только 20% денег - 20 млрд рублей из 100 млрд рублей, выделенных на весь 2019 год. Однако спустя месяц процесс ускорился. К новогодним праздникам на местах освоили более 50% средств, а к середине января - более 70%. В Минкомсвязи отчитались, что в январе 2020 года закрыто несколько крупных проектов, работа над которыми велась весь 2019 год. Тем не менее "Цифровая экономика" требует самого пристального внимания от нового министра, учитывая также то, что ей уже "присягнул на верность" новый премьер-министр. Остается надеяться, что Максут Шадаев не планирует затевать очередное переписывание нацпроекта "Цифровая экономика", как это было после прихода Константина Носкова.

Не менее важный вопрос, однозначного решения которого министерству во главе с Константином Носковым найти не удалось, - это концепция создания и развития сетей 5G в России. Учитывая отсутствие консенсуса между Минкомсвязью, рабочей группой по направлению "Информационная инфраструктура" на площадке АНО "Цифровая экономика" и представителями бизнеса по ключевым вопросам концепции, новому министру предстоит включиться в процесс урегулирования этого вопроса.

Вышеперечисленное - только небольшая часть вопросов, которые предстоит решить новому министру и его команде. Во всем этом время видится ключевым влияющим фактором. Хочется верить, что столь стремительный темп изменений, который был задан на самом верху после январского послания президента РФ Федеральному Собранию, сохранится и на уровне министерств, что позволит новому главе Минкомсвязи сформировать команду в рекордно короткие сроки и незамедлительно приступить к работе по конкретным проектам и направлениям.