Новости / январь 2020
Масштабирование имеет значение

Компании, которые проактивно внедряют технологические инновации, демонстрируют темпы роста выручки в два раза выше, чем другие участники рынка. Об этом сообщает исследование Accenture. По ее данным, лишь 10% компаний понимают ценность инвестиций во внедрение таких технологий, как искусственный интеллект (ИИ), облачные технологии, блокчейн и расширенная реальность.
© ComNews
27.01.2020

Проактивно внедряя новые технологии и масштабируя инновации на всю организацию, компании-лидеры обеспечивают себе в два раза более высокие темпы роста выручки, чем компании-аутсайдеры. Однако, как следует из глобального исследования Accenture, несмотря на то что большинство топ-менеджеров уверены в эффективности корпоративных ИТ-систем, многие не могут достичь того уровня инновационности, который способствует росту и доходности бизнеса.

Специалисты компании выделили пять факторов, которые отличают 10% компаний-лидеров от остальных. Во-первых, это прогресс. Под ним исследователи подразумевают степень применения новых технологий для развития и интеграции бизнес-процессов в компании. Например, использование облачных технологий и ИИ.

Во-вторых, адаптация: как ИТ-системы компании приспосабливаются к изменяющимся требованиям рынка. Например, технологии "постепенного" изолирования и декомпозиции старых систем.

В-третьих, своевременность и сроки. То есть наличие у компании плана действий по развертыванию новых технологий, в котором уже учли основополагающие технологии и сроки внедрения по степени важности и возможной выгоды для организации.

В-четвертых, использование технологий для повышения производительности сотрудников. Под этим фактором исследователи подразумевают "продвинутые подходы" к тренингам, а именно - персонализацию материалов под уровень знаний и навыков, скорость обучения сотрудников для работы с новыми технологиями.

Последний фактор, который, по данным Accenture, влияет на успешное внедрение новых технологий - это стратегия. Исследователи считают значимым согласованность бизнес-стратегии, ИТ-стратегии и инвестиций в технологии для максимального использования возможностей развития.

"Большинство компаний рискуют ростом доходов в будущем, поскольку разница между возможной и реальной эффективностью инвестиций в технологии слишком велика", - говорит директор по технологиям и инновациям Accenture Пол Доэрти. Согласно исследованию, 80% опрошенных руководителей уверены в правильном выборе технологических решений для дальнейшего разворачивания инноваций. 70% респондентов утверждают, что они прекрасно осведомлены об инвестициях своих организаций в инновации.

По словам руководителя департамента развития инновационных продуктов и сервисов компании "Техносерв" Сергея Плисканоса, выборка исследования (20 стран, 8300 компаний, 885 CEO) позволяет в полной мере применить выводы и рекомендации исследования для российского рынка. К компаниям - лидерам по внедрению технологических инноваций на отечественном рынке он относит операторов связи и банки.

Исследование показывает противоречие между руководителями, отвечающими за внедрение инноваций в организациях, и рынком в целом. "Есть повод задуматься над тем, как оценивается эффективность внедрения инноваций. Насколько четкими являются критерии цифровой трансформации? Работают ли различные программы стимулирования инноваций - от внутрикорпоративных до государственных?", - интересуется исполнительный директор компании "СБКлауд" Георгий Мегрелишвили. Около 80% опрошенных CEO считают, что в их компаниях создана культура инноваций, однако лишь у 8% инвестиции в инновации можно считать эффективными.

ИТ-рынок России развивается в тех же технологических нишах, что и мировой. Исследователи неоднократно отмечают важность облачных технологий как инструмента цифровой трансформации. "Рост применения в нашей стране таких технологий, как машинное обучение и интернет вещей, требующих мощной и надежной ИТ-инфраструктуры для обработки больших объемов данных, стал возможен именно тогда, когда сформировался облачный рынок", - отмечает Георгий Мегрелишвили.

На его взгляд, наиболее легко масштабируемые технологии в России - облачные технологии, машинное обучение, предиктивная аналитика и интернет вещей. Лучше их масштабирование удается пока ретейлу и банкам - в сфере управления пользовательским опытом и сервисом, а также ТЭКу и транспорту - в логистике, ТОРО и мониторинге инфраструктуры.

Как отмечает представитель "СБКлауд", для многих компаний цифровизация - это все еще один уровень автоматизации, сокращения ручной работы, внедрения более совершенных ИТ-решений. "В исследовании выделен пункт "определение релевантной последовательности" действий - это важнейший этап любого ИТ-проекта. Но в случае с ИТ-проектами именно на этом этапе заказчикам бывает непросто признать, что ранее внедренные решения отжили свой век, что вместо помощи бизнесу они становятся балластом. На этом же этапе зачастую идет выбор между инхаузом и аутсорсингом", - рассказывает специалист.

Директор по инновациям КРОК Алексей Смирнов с выводами Accenture согласен. По его словам, Россия практически не отстает, а в некоторых отраслях даже опережает мир по внедрению инновационных решений. Эксперт также отметил распространенность среди российского бизнеса облачных решений. "Другие прорывные технологии, например блокчейн, дополненная реальность или ИИ, пока еще находятся в стадии пилотирования или R&D. Хотя виртуальная реальность, в частности VR-тренажеры, уже используется крупнейшими компаниями для обучения сотрудников: от промышленных компаний до банков и розничный сетей", - сказал представитель КРОК.

В России существующая инфраструктура часто замедляет внедрение новых технологий. Алексей Смирнов полагает, что переход к микросервисной архитектуре может помочь преодолеть этот барьер. "Бизнесу часто не хватает понимания ценности инноваций и ИТ на всех уровнях компании: от стратегического управления до операционной деятельности. Также в ряде компаний менеджмент не готов принять внедрение инноваций как эксперимент. Нужно понимать, что любые инновации - это часто эксперимент и даже ошибки", - говорит эксперт.

Встраивание инноваций в существующие процессы требует переосмысления существующей операционной модели предприятия, а иногда и бизнес-модели для достижения максимального эффекта. Кроме того, при переходе к цифровым инновациям компаниям часто не хватает квалифицированного персонала - сотрудников, которые умеют работать с digital-инструментами. "Нередко отсутствие реального опыта внедрения и слабая доступность мирового опыта могут выступать сдерживающим фактором для проникновения инноваций в компании. С этим тоже можно работать, привлекая команды с опытом трансформации бизнеса, владеющие методологией и знанием мировых практик", - считает Алексей Смирнов.

Сказать, что только те компании, которые внедряют новейшие технологии, растут быстро, нельзя, не согласился директор цифровой лаборатории Softline Digital Андрей Ботнев. На темпы роста бизнеса влияет масса факторов, не только технологические. "Возьмем ретейл. Выручка крупной и средней сети совершенно разная. При этом чем меньше сеть, тем быстрее она растет. Если открывать еще один из тысячи магазинов, она вырастет на долю процента. И здесь нет зависимости от технологий", - приводит пример Андрей Ботнев.

У компаний в России в процессе масштабирования возникает один основной барьер - технологический. "Сами по себе технологии еще довольно сырые", - оценивает представитель Softline.

По словам управляющего директора Accenture Technology Марии Григорьевой, российские компании сейчас переходят от пилота к масштабированию в части использования умных роботов, чат-ботов, решений, связанных с виртуальной реальностью. При этом такие технологии, как блокчейн и цифровые двойники, все еще "зависают" на уровне пилотов и прототипов для большинства российских предприятий.

Чаще всего сложности в масштабировании у российских компаний возникают из-за недостаточного вовлечения руководства компании в процесс масштабирования. "Также недостает бюджета, чтобы пробовать с пониманием, что не всегда инвестиции принесут результат. Кроме того, мешает фокус на конкретной технологии, а не на решении бизнес-проблем и достижении экономических результатов", - подытожила представитель Accenture.

Новости из связанных рубрик