Новости / февраль 2020
Цифровой трансформации обучат 50 руководителей

В марте 2020 г. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации на базе РАНХиГС запустит новый этап обучения цифровой трансформации для госслужащих высшего звена. В ходе обучения участники программы получат навыки, знания и компетенции, необходимые для внедрения и развития цифровых проектов в разных областях госуправления.
© ComNews
21.02.2020

Образовательная программа "Руководитель цифровой трансформации" начнется в РАНХиГС в середине марта текущего года. Об этом сообщил ComNews представитель Центра подготовки руководителей цифровой трансформации на базе РАНХиГС. Окончание и аттестация намечены на конец ноября 2020 г.

Программу реализует Центр подготовки руководителей цифровой трансформации на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС. Она предназначена для заместителей федеральных министров, руководителей и заместителей руководителей федеральных агентств. В ходе обучения участники программы получат навыки, знания и компетенции, необходимые для внедрения и развития цифровых проектов в разных областях госуправления, а по итогам защитят проекты, посвященные цифровой трансформации госуправления или конкретных отраслей. Как сообщили ComNews в Центре, на обучение будет зачислено 50 человек.

Обучение будет состоять из восьми модулей: пять модулей по три-четыре дня и три модуля по пять-семь дней, включая зарубежные стажировки. Темы модулей: искусственный интеллект, проектирование и реализация перехода к цифровой экономике и цифровому государственному управлению, управление людьми, оптимизация процессов и разработка цифровых продуктов, управление изменениями и применение сквозных технологий. Дополнительно слушателям программы будут доступны онлайн-материалы для самостоятельного изучения.

Образовательные программы Центра в 2020 г. спроектированы на основе модели компетенций, которая разработана специально для подготовки руководителей цифровых проектов в сфере госуправления. В основе модели лежат мировые практики, адаптированные для использования в российских госструктурах с учетом их организационной культуры и стоящих перед ними вызовов. Такие модели компетенций уже используются, например, в программах развития президентского кадрового резерва, а также в других государственных организациях, руководители и сотрудники которых проходят программы профессиональной переподготовки.

Директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Ксения Ткачева объясняет, что модель компетенций включает профили специалистов и руководителей команд цифровой трансформации, включая необходимые профессиональные (hard skills) и личностные (soft skills) компетенции. Кроме того, на основе модели компетенций разрабатываются методики и инструменты оценки компетенций, а также индивидуальные траектории развития с учетом уровня подготовки, потребностей и зон роста конкретного руководителя или специалиста.

Как поясняет Ксения Ткачева, в настоящий момент Центр готовит подробное описание модели, которое будет доступно в открытом доступе. "В самой модели важно то, что она была создана именно для задач цифровой трансформации в России. Эксперты из бизнеса и госсектора проанализировали российский и международный опыт и пришли к выводу, что готовых решений, подходящих для наших целей, не существует. Поэтому проведена большая исследовательская и аналитическая работа и создана модель компетенций, которая позволяет проектировать образовательные программы с учетом поставленных перед нами задач по подготовке руководителей цифровых проектов в сфере госуправления", - рассказала она.

Модель компетенций может использоваться как для оценки конкретного сотрудника и проектирования его образовательной траектории, так и в качестве "конструктора" для формирования команд цифровой трансформации с учетом требований к руководителю и подчиненным с различным функционалом. С помощью такой модели руководитель сможет определить критически важные качества и характеристики специалистов, которые смогут достичь целей проекта в составе команды.

"Решить задачи цифровой трансформации можно при условии развития у госслужащих соответствующих компетенций либо путем найма на госслужбу высококвалифицированных специалистов из коммерческого сектора: они должны обладать определенным уровнем подготовки, знаниями, навыками и личностными характеристиками, - говорит министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев. - Мы в основном опираемся на тех, кто уже работает в сфере государственного управления, и определяем вместе с ними конкретные, измеримые цели их работы".

По его словам, в настоящий момент разговор о целях обязательно сочетается с внедрением моделей компетенций - как в коммерческом секторе, так и в госкорпорациях, а также в некоторых государственных организациях. "Мы четко представляем, какими качествами должен обладать конкретный руководитель проектов цифровой трансформации. Нам важно понимать: будет ли он достаточно ориентирован на граждан - "клиентов" госуправления, готов ли выстраивать командное взаимодействие с другими ведомствами, современно ли понимает платформенные решения. Целевая модель компетенций позволяет конкретизировать критерии отбора, а оценка согласно такой модели позволяет совместно с заместителями министров составить и затем корректировать план их работы с учетом того, какие именно компетенции надо развивать у руководителей и сотрудников цифровых проектов для их успешной реализации", - сказал Максут Шадаев.

Как отмечает директор департамента по развитию человеческого капитала Счетной палаты Алексей Суханов, для органов государственной власти обычно характерна жесткая сетка должностей, а карьерные траектории менее гибкие, чем в бизнесе. "В связи с этим идея проведения оценки и тестирования для выявления зон развития и возможностей карьерного роста пока является непривычной для госслужащих. Кроме того, государственная служба традиционно ассоциируется со стабильностью, рутиной и постоянством - в отличие от бизнеса, который иначе сообщается с внешней средой и остро чувствует скорость изменений, давление со стороны конкурентов и необходимость постоянно развиваться. Для того чтобы госструктуры могли работать эффективно, необходимы перемены в мировоззрении: в частности, понимание того, что скорость изменений постоянно растет и органы государственной власти, их сотрудники и руководители не должны оставаться в стороне от этих изменений", - подчеркивает Алексей Суханов.

Это не первый этап образовательной программы. В общей сложности в 2019 г. на образовательные программы Центра было зачислено 13 490 государственных и муниципальных служащих, в том числе 40 руководителей высшего звена. Из 40 человек, зачисленных на программу "Руководитель цифровой трансформации", завершили обучение 34 человека. По словам представителя Центра, двое уже вошли в состав нового правительства РФ. Некоторые слушатели курсов из регионов получили должности в федеральных структурах. Ряд проектов, которые выпускники программы защитили в декабре прошлого года, сегодня внедряются в регионах и на федеральном уровне, отчитались в Центре.

Новости из связанных рубрик