"ВКонтакте" приносит кассу Mail.ru
Наиболее ценное подразделение внутри холдинга, исходя из отчетности (goodwill) - это "ВКонтакте" - почти 70% стоимости бренда. За ней следуют прочие соцсети и мессенджеры - 15%. Оставшиеся 15% распределены между почтовым сервисом, электронной коммерцией, онлайн-играми и поисковиком.
Выручка "ВКонтакте" в 2019 г. выросла более чем на 20%. В 2018 г. она составляла около 18 млрд руб. Доля рекламных доходов "Одноклассников" за пять лет увеличилась вдвое - с 20% в 2014 г. до 40% в прошлом. Наиболее быстрорастущий сегмент - мобильная реклама. Ее доля в общей рекламной выручке соцсети в 2019 г. превысила 60%.
Представитель пресс-службы холдинга подтвердил, что "ВКонтакте" будет развиваться в качестве суперприложения. Вокруг соцсети Mail.ru объединит программу лояльности Сombo, голосового помощника "Марусю", единый ID на базе сетевой учетной записи, VK Pay и платформу приложений VK Mini Apps.
Выручка направления B2B-технологий Mail.ru в 2019 г. увеличилась на 140% и превысила 1 млрд руб.
В том году Mail.ru запустила новое направление - "Mail.ru Цифровые технологии". В портфель направления входит облачная инфраструктура Mail.ru Cloud Solutions, платформа интеграции данных Tarantool, сервисы предиктивной аналитики и обработки больших данных, коммуникационные решения. "Цифровые технологии" разрабатывают и развивают digital-платформы для "Росатома", ВЭБ РФ, "Россети-Центра", "МегаФона", "Аэрофлота" и "Альфа-Банка".
Выручка сервиса доставки холдинга Delivery Club выросла в 2,3 раза и составила 4,46 млрд руб. В IV квартале 2019 г. оборот сервиса такси "Ситимобил" составил 8,9 млрд руб., а число поездок по сравнению с показателем прошлого года увеличилось в 3,4 раза.
Согласно отчетности, Mail.ru Group получила 100% в сервисе поиска сотрудников Worki и дорастила долю до 60,3% в образовательной платформе Skillbox (за 1,6 млрд руб.). Кроме того, совет директоров холдинга рассматривает возможность вторичного листинга на Московской бирже, чтобы привлечь российских инвесторов.
По словам аналитика "Фридом Финанса" Валерия Емельянова, рост выручки на фоне падения прибыли в последнем квартале говорит о некотором снижении маржинальности бизнеса. "В целом по году выручка также опережает рост доналоговой и чистой прибыли. Это обычно указывает на то, что компания активно расширяется и инвестирует. Совершенно не удивляет, что самые динамичные сегменты внутри компании - это сервисы доставки еды, объявлений и "Ситимобил", - сказал специалист. Его немного удивила высокая динамика "ВКонтакте". Соцсеть нарастила выручку на 20%, что сильнее рынка онлайн-рекламы в целом. Возможно, предположил представитель "Фридом Финанс", именно поэтому на базе "ВКонтакте" холдинг планирует выстраивать онлайн-платформу с финансовыми и информационными сервисами.
По его словам, на фоне "Яндекса", где ядро бизнеса составляют доходы от поисковой рекламы, Mail.ru Group не выглядит его прямым конкурентом. Холдинги конкурируют в сегментах такси и доставки еды. "Яндекс" выигрывает и по темпам роста, и по размеру бизнеса, и по маржинальности. Например, в отличие от "Ситимобила", "Яндекс.Такси" приносит владельцам прибыль", - отмечает Валерий Емельянов.
Аналитик полагает, что Mail.ru Group в этом году снизит темпы роста. Рост выручки по компании в целом он прогнозирует на уровне 15%. "Компания заработает около 100 млрд руб. Основную кассу, как и прежде, принесут соцсети. Ожидаю двукратный рост доходов от службы доставки еды и онлайн-объявлений. Сервис такси - под вопросом в плане рентабельности", - сказал представитель "Фридом Финанса".
Выручка Mail.ru Group увеличилась на 22,4%, чистая прибыль - на 3,8%. В 2020 г. компания надеется нарастить выручку до величины 103 млрд руб. Однако, как прогнозирует аналитик "Финама" Леонид Делицын, выручка "Яндекса" в 2020 г. может оказаться вдвое больше (175 млрд руб. по итогам 2019 г.). Разрыв между компаниями по выручке продолжает расти. При этом период быстрого роста аудитории закончился. Обе принадлежащие Mail.ru крупнейшие социальные сети - VK и OK прирастили аудиторию по итогам года не более чем на 3%. Эксперт объясняет, что основные надежды бизнес возлагает на AliExpress Russia, образовательные проекты, такси.
Леонид Делицын отмечает, что лучше всего для "Яндекса" и Mail.ru было бы, чтобы их сопоставление было полностью лишено смысла, что позволило бы им получать инновационную ренту в тех сегментах рынка, где они лидируют. В частности, Mail.Ru удается полностью доминировать в интернет-коммуникациях. "Facebook остается, по сути, нишевым проектом, а WhatsApp - одним из нескольких, но большой угрозы холдингу они не представляют. "Яндексу" никогда не удавалось продвинуться в этот сегмент рынка. И наоборот, Mail.ru Group не атакует на рынке поиска, где у "Яндекса" есть конкурент в лице Google, который почти в сотню раз крупнее по рыночной капитализации", - считает аналитик "Финама".