Новости / март 2020
"Кадры для цифровой экономики" забуксовали

Ушло три года, чтобы понять, какое из слов в федеральном проекте "Кадры для цифровой экономики" главное. Задача, поставленная на предыдущий год - собрать данные, оцифровать их и научиться считать, - не выполнена. Вину за неудачи проекта взял на себя Дмитрий Песков и спросил у игроков рынка, что делать дальше.
© ComNews
06.03.2020

Чтобы федеральный проект "Кадры для цифровой экономики", стартовавший в 2019 г., наконец начал действовать, надо разработать систему индикаторов образовательной системы. Пока статистики нет, данные не бьются друг с другом на сотни процентов, поэтому управлять системой невозможно.

Такой итог подвел специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков на форуме "Кадры для цифровой экономики 1.2", прошедшем 5 марта на площадке Аналитического центра (АЦ) при правительстве РФ.

Участники панельной дискуссии обсуждали федеральный проект "Кадры для цифровой экономики".

Дмитрий Песков начал диалог с того, что в России ушло три года, чтобы понять, какое из слов "кадры цифровой экономики" главное. "Мы решили, что главное - новая экономика, поскольку Минэкономразвития ответственно за программу. В прошлом году с запозданием на девять месяцев проект стартовал. И сейчас мы замерли в ожидании - снова пересобирать его или пойти работать в нужном направлении", - этот вопрос задал Дмитрий Песков себе и участникам дискуссии, а в конце диспута спросил мнение зала.

Первый заместитель руководителя АЦ при правительстве РФ Владислав Онищенко отметил, что если бы деньги не тратили на другие федеральные программы, а вложили в кадры, результат бы был. "Государство должно было заложить две вещи - образование должно быть персонализировано. Государство должно помочь обеспечить навык людям и безопасность - в первую очередь персональных данных", - сказал он.

Один из модераторов дискуссии декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Аузан рассказал о том, что российская система образования деградирует. "На начальной ступени образования (начальная школа) Россия входит в топ-5 лучших стран в рейтингах RIRLS, 2016, TIMSS, 2015. Средняя школа уже на 30-33-м местах в рейтингах, высшее образование - только один вуз страны входит в топ-200. Рынок труда деградирует еще больше", - отметил он степень деградации кадров в РФ.

Директор компании "1С" Борис Нуралиев предложил использовать опыт советского времени - обучать ИТ дополнительно на других факультетах - ввести цифровые кафедры на инженерных специальностях. Также он предложил переместить общие дисциплины в университетах на первом и втором курсах на последние. "Учить математике и ИТ на начальных курсах, а психологию отодвинуть на последние курсы. Чтобы студенты не бросали университет, не понимая, зачем им эти предметы, а могли уже с третьего курса работать", - пояснил он.

Управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский заявил, что в России сильного заказчика, чтобы изменить образование, сейчас нет. "Все пока могут только поскуливать. Его надо рожать. У нас между идеей и экспериментом проходит два месяца, и мы считаем, что это долго - нужен месяц. В государстве от идеи до реализации проходит четыре года. Такая система не может работать", - уверен он. Александр Ларьяновский подал чиновникам идею - прийти к бизнесу и попросить их сделать пилот за неделю. Он, как представитель бизнеса, обещал заняться быстрой реализацией идеи, если к нему придет чиновник. "Государство не может сделать быстро - мы сделаем", - сказал управляющий партнер Skyeng.

Дмитрий Песков согласился, что нужно сокращать сроки реализации проектов. "За последние месяцы мы сдвинули плановые цифры по многим проектам с 2035 г. на 2027 г.", - привел он пример.

Заместитель премьер-министра Республики Татарстан Роман Шайхутдинов отметил, что индустрии некуда деваться - поэтому она заявляет, что сделает дело быстрее государства. "Талантливые айтишники уезжают из регионов в Москву, а потом - за границу. Поэтому важно учитывать региональные особенности при перестраивании системы, в которой регионы являются точками роста для страны. До тех пор, пока мы не поменяем политику взаимодействия государства с индустрией, ничего не изменится. С ней надо близко работать - спросить, дождаться ответа и скорректировать регуляторику", - считает он.

Александр Ларьяновский предложил ответить на вопрос каждому человеку: "Хочу ли я, чтобы мой ребенок стал учителем". "В учителя идут люди часто по остаточному принципу. Менять систему нужно отсюда. Чтобы люди захотели, чтобы ребенок стал учителем. И повысить проходной балл на поступление на факультет педагога", - выдвинул он идею.

Дмитрий Песков задал вопрос залу для голосования: отдать деньги бизнесу - подняли руку 30%, государству на систему образования - 60%, отдать деньги на систему управления - 10%. Из зала задали встречный вопрос: "Кто работает по специальности в дипломе?" Поднятых рук оказалось очень мало.

Далее Дмитрий Пеков сказал, что откроет правду: "Федеральный проект "Цифровая экономика" - про другое. Мы находимся в ситуации, когда все друг другу врут. Когда никакой реальной статистики об образовании и на рынке труда не собирается. Данные не бьются друг с другом на сотни процентов. Мы вынуждены пользоваться случайно подобранными глобальными рейтингами для определения места страны. Управлять такой системой невозможно. У нас образовательного трудового росстата (статистики - прим. CoomNews) нет. Чтобы чем-то управлять, мы должны это оцифровать и подсчитать. Что происходит на самом деле - посчитать невозможно. Главной задачей проекта "Кадры для цифровой экономики" была за первый год на кейсах собрать общую антологию от школы до рынка труда, оцифровать ее в базовые предпосылки и научиться считать. Мы этого, конечно, не сделали. За прошлый год мы сделали две вещи, при этом не получив денег. Как это обычно бывает - надо дать деньги, забрать их и поставить цель. Тогда все начинает работать. Мы сделали базовую модель компетенций - она нужна, чтобы научиться считать. Модель сделал один умный искусственный интеллект (ИИ). Все эксперты не справились с задачей, а этот черный ящик - да. Загрузили в него данные - он сделал. И второе - мы научились быстро запускать пилоты. Потому что оказалось, что у нас выросло крутое сообщество в регионах из партнерских организаций и вещи, которые кажутся невозможными - например, дали деньги в октябре, а пилот надо реализовать за полтора месяца, - стали возможными. Мы научились собирать цифровой след. Это вторая вещь, которая у нас появилась в системе. Мы знаем, когда вуз на самом деле учит людей и когда он делает вид. Нужно сделать систему двойной морковки, чтобы заставить их работать", - поделился Дмитрий Песков.

Он обратился к министерству с просьбой поставить задачу на разработку системы опережающих индикаторов по контрольным цифрам приема по новым отраслям.

Депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя комитета по образованию и науке Любовь Духанина считает, что в цифровой экономике необходимо увеличить скорость и смелость принятия решений. Она отметила, что многим проектам не хватает финансирования.

Александр Аузан ответил, что достаточного финансирования ни образования, ни здравоохранения не будет, пока нет субъекта, который будет заинтересован в том, какой результат появится через 10 лет. "Потому что образование - это долгосрочные результаты, а бюджет надо осваивать уже сейчас", - пояснил он.

В конце дискуссии Дмитрий Песков признался: "Главную ошибку сделал я, как инициатор этого проекта в 2018 г., переоценив устойчивость политических институтов Российской Федерации. Нам показалось, что у нас достаточно сил, связности и устойчивости для того, чтобы замахнуться на сложное системное решение. На самом деле мы не имели права делать задачу только под одно или два министерства. Надо соединять усилия бизнеса, правительства и общества. Мы замахнулись на длинную стратегию и одновременно на сложность, потому что одно без другого не бывает, если мы хотим настоящих изменений. Эта сложность уперлась в бюрократическую сингулярность. Это когда новые документы вступают в силу еще до того, как предыдущие начали действовать. Вопрос - что делать сейчас? У нас есть несколько десятков проектов. Мы можем либо еще помучиться со сложностью, либо из 38 проектов сделать пять простых больших проектов и раздадим деньги людям (директорам школы - прим. ComNews). Кто в зале за то, чтобы помучиться, с неясным эффектом, где можно провалиться, но выигрыш потенциальный - это построение через несколько лет в России новых отраслей экономики. Или попроще, быстрее, в течение ближайших трех лет реализуем задачи", - предложил голосовать залу Дмитрий Песков. За сложность проголосовало 50% зала, за быстрый путь - 30% и 20% воздержались.

Новости из связанных рубрик