Новости / апрель 2020
Цифровой пропуск на страже самоизоляции

С 15 апреля в столице вводятся цифровые пропуска для поездок на транспорте. Заказать его следует на портале mos.ru, который вчера не справился с поступившим объемом заявок и некоторое время был недоступен. Эксперты считают, что если "дыру" не закроют, то существование платформы лишается смысла. 12 апреля Минкомсвязь запустила приложение для выдачи пропусков "Госуслуги Стопкоронавирус", которое, правда, в Москве использовать нельзя.
© ComNews
14.04.2020

11 апреля указом мэра Москвы Сергея Собянина утвержден порядок оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в столице.

В указе сказано, что с 15 апреля 2020 г. возможность нахождения граждан вне места проживания (пребывания) и передвижения с использованием транспортных средств (в том числе транспорта общего пользования, включая железнодорожный транспорт и метрополитен, легковые и грузовые транспортные средства) подтверждается цифровым пропуском или действующим служебным удостоверением (в документе перечислен вид удостоверений).

Передвижение по территории города Москвы без использования транспортных средств осуществляется без оформления цифрового пропуска при условии соблюдения требований и ограничений, установленных указом мэра Москвы от 5 марта 2020 г. №12-УМ "О введении режима повышенной готовности".

Порядок оформления цифрового пропуска устанавливается Департаментом информационных технологий города Москвы (ДИТ).

Чтобы оформить пропуск, надо заполнить форму на mos.ru или отправить SMS на номер 7377. Также можно позвонить по телефону (495) 777-77-77.

Платформа электронных пропусков, начавшая работать утром 13 апреля (на сайте mos.ru), оказалась недоступна и не смогла обработать запросы многих жителей Москвы.

Корреспондент ComNews вчера попробовал оформить цифровой пропуск. Спустя три часа это сделать удалось. Первая попытка - через сайт mos.ru. Он был перегружен, работал с перебоями, страница "зависла" (кнопка "Получить" просто не активируется). Второй способ - через единую справочную службу правительства Москвы. Корреспондент ComNews звонил по указанному номеру 10 раз: там либо "занято", либо автоответчик сообщает: "На данный момент все операторы заняты - перезвоните, пожалуйста, позднее". В итоге через три часа заветный цифровой пропуск появился на экране. В процессе заказа пропуска нужно дать правительству Москвы разрешение на доступ ко всем личным файлам на портале госуслуг.

В указе Сергея Собянина сказано, что получение цифрового пропуска осуществляется с 13 апреля 2020 г. (организованного ДИТ). А 12 апреля 2020 г., в воскресенье, на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций появилось сообщение, что министерство разработало приложение, с помощью которого можно оформить электронный пропуск для выхода из дома. Для его использования понадобится подтвержденная учетная запись на портале госуслуг. Запущенное Минкомсвязью в тестовом режиме мобильное приложение "Госуслуги Стопкоронавирус" может использоваться в конкретном регионе России за исключением Москвы. "В Москве же, которая первой в России столкнулась с коронавирусом, уже действуют другие технологические решения, в том числе для оформления цифрового пропуска для передвижения по городу. Обращаем внимание, что пропуск, полученный с помощью приложения "Госуслуги Стопкоронавирус", не является основанием для передвижения по городу Москве", - говорится в сообщении министерства.

Корреспондент ComNews попробовал оформить пропуск в приложении "Госуслуги Стопкоронавирус". После заполнения анкеты и добавления фотографии заявителя с паспортом в руке система сообщила: "Что-то пошло не так. Мы уже разбираемся с проблемой". Кстати, при запуске приложения появляется информация: "В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции на территории РФ всем гражданам необходимо пройти анкетирование".

В Минкомсвязи и ДИТ не ответили на запрос корреспондента ComNews.

Министр правительства Москвы, руководитель ДИТ Эдуард Лысенко в понедельник вечером сообщил, что москвичам уже выдано 1,8 млн цифровых пропусков. "Количество кибератак, с которыми мы столкнулись сегодня, сопоставимо с числом атак за последние полгода. Из-за этого у некоторых горожан возникали технические сложности с подачей заявки", - объяснил он причину сбоя системы.

Управляющий ServicePipe Артём Избаенков отметил, что платформа по выдаче пропусков - часть системы жизнеобеспечения Москвы, критической инфраструктуры, защита которой - важный вопрос для информационной безопасности (ИБ) и вызов правительству страны. "Этот риск нужно было учесть на самом первом этапе внедрения системы. Обеспечение кибербезопасности, защита таких важных структур от DDoS-атак во время пандемии - цель номер один. Разработчики не рассчитали, что на сервис рано утром начнут поступать не сотни, а миллионы заявок. Многим захотелось попробовать систему, она просто не справилась с поступившим огромным объемом и некоторое время была недоступна. Такой сценарий показывает, как недостаточная проработка ПО и аппаратных мощностей может поставить под угрозу функционирование столицы и региона. Самое важное сейчас - введя систему пропусков, обеспечить к ней беспрепятственный доступ. Самое печальное, что была выявлена уязвимость, позволяющая получить пропуск на себя и свою машину на все время изоляции. Если эту "дыру" не закроют, то существование самой платформы лишается смысла", - прокомментировал Артём Избаенков.

Директор по разработке программного обеспечения, исполнительный вице-президент "Ланит" Александр Морлок считает, что в нормальном режиме мощности нужно готовить за пару месяцев до запуска платформы. "Мы можем только догадываться о том, какую нагрузку испытывает система, так как не имеем доступа к средствам мониторинга. Но думаю, что как только появились новости о запуске, нагрузка начала зашкаливать. Это видно даже по интегрированным системам - например, по Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), - рассуждает Александр Морлок. - С технической точки зрения, коллеги сами знают, что делать относительно оптимизации нагрузки на систему. Главное - не мешать им. С организационной точки зрения, можно попробовать распределить пользователей по времени суток. Например, для каждого района Москвы выделить свои часы для работы с системой. Но повторюсь, главное - не мешать специалистам".

Директор по продажам управления сервисов группы компаний Softline Александр Рожков отметил, что ввод цифровых пропусков влечет за собой определенные требования к модернизации обеспечивающей инфраструктуры. "Речь идет в большей степени не об аппаратном обеспечении, а о межведомственной слаженности различных государственных органов Москвы и Московской области, а также интеграции ЕСИА, систем регистрации SMS-обращений телеком-операторов, систем оплаты проезда на транспорте "Тройка" и "Стрелка", информационных систем ГИББД, служб такси и др. Сотрудники уполномоченных органов должны иметь возможность оперативно проверить достоверность электронного документа с помощью служебных мобильных устройств. Технологии, используемые при создании цифровых пропусков, нельзя назвать новыми. Как правило, меры по подготовке такой инфраструктуры предпринимаются как минимум за несколько месяцев. Но нужно отдать должное властям Москвы, которые смогли мобилизоваться и осуществить необходимые мероприятия в максимально сжатые сроки. Сейчас наблюдается повышенный интерес жителей и гостей Москвы к официальным новостям, в том числе на городском сайте mos.ru. За последнюю неделю количество посетителей портала mos.ru увеличилось примерно на 26%. Тем не менее прогнозируемая нагрузка на систему не должна быть слишком большой, учитывая, что большая часть жителей и гостей Москвы так или иначе соблюдают требования по карантинному режиму", - считает Александр Рожков.

Тем не менее при количестве жителей Москвы около 12 млн уже к вечеру первого дня работы системы зарегистрировано 1,8 млн пропусков.

"Более того, существует ряд категорий граждан, которым не нужно оформлять цифровые пропуска - дети до 14 лет, медработники, госслужащие, военнослужащие, судьи, нотариусы, журналисты, охранники и т.д. (те категории граждан, что имеют удостоверения, перечисленные в указе - прим. ComNews)", - добавил Александр Рожков.

Кроме технических накладок и проблем с ИБ, возникают вопросы с законностью оформления цифровых пропусков. Владелец юридической фирмы "Катков и партнеры" Павел Катков отметил, что акты органов власти, принимаемые в связи с угрозой коронавируса, действительно входят в противоречие или, как минимум, создают коллизию с нормами федеральных законов и основного закона страны - Конституции РФ.

"Так, эксперты уже указывали на "нерабочие дни" в указах президента и их противоречие ТК РФ. При этом является ли указ президента источником права - ответ "да", однако по юридической силе федеральный закон - а именно такой статус имеет Трудовой кодекс РФ - очевидно, стоит выше. Что касается ограничения передвижения - с одной стороны, встает вопрос о противоречии ст.27 Конституции РФ, однако с другой - данная свобода передвижения ведь не абсолютна, она может ограничиваться и в иных случаях - пропускные режимы на предприятиях, закрытый вход в ночные клубы, вход по билетам в кинотеатры, платные стоянки и т.д.", - сказал Павел Катков корреспонденту ComNews.

По его оценке, этот вопрос так и останется вопросом, пока не будет разрешен судом. "Несмотря на изоляцию, право на судебную защиту попытаться реализовать можно. Правда, на мой взгляд, в таких условиях необходимо делать все, что направлено на победу над болезнью, а не оспаривать пусть юридически неуклюжие, но по сути своей верные посылы власти", - прокомментировал Павел Катков.

Ассоциированный партнер Rödl & Partner Татьяна Вуколова пояснила, что большинство субъектов Федерации сейчас приняли НПА, где в основном используют термин "режим повышенной готовности" и установлена обязанность всех проживающих в городе граждан соблюдать режим "самоизоляции". "В московских нормативных актах, например, есть ссылка на ФЗ от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", в который в апреле 2020 г. вписаны нормы по "режиму повышенной готовности". Однако данный режим вызывает много вопросов, поскольку в законодательстве по-прежнему существует необходимость определять границы зон чрезвычайных ситуаций, а режим повышенной готовности к чрезвычайной ситуации такого требования не содержит. Таким образом, мы находимся сразу в нескольких плоскостях правовой неопределенности: у нас есть режим повышенной готовности, но нет режима чрезвычайной ситуации. У нас не установлены специальные зоны, которые можно квалифицировать как зоны ЧС. Следовательно, новелла с введением штрафов за перемещение по городу и системой цифровых пропусков, установленных в том числе в Москве, вызывает много вопросов, а НПА, принятые в этой связи, являются оспоримыми, - рассказала корреспонденту ComNews Татьяна Вуколова. - Что касается практики, которую мы наблюдаем сейчас, то суды возвращают протоколы, составленные сотрудниками полиции на основании применения неправильных статей КоАП - например за нарушение санитарных правил карантина для вернувшихся из-за границы в отношении человека, который гулял в парке и нарушил иной запрет, установленный в субъекте, - к примеру удаляться от дома на расстояние более 100 м. Но мы полагаем, что такая практика штрафов сейчас начнет нарастать и будет применяться ст.20.6.1. КоАП - невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации и при угрозе ее возникновения".

Адвокат Александр Титов отметил, что свобода передвижения гарантирована Конституцией РФ (ст.27) и ее ограничение допустимо федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 Конституции РФ). В соответствии со ст.8 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" от 25.06.1993 №5242-1, право граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено: на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Чрезвычайное положение не вводилось. В отношении опасности распространения инфекционных заболеваний законодательством не определены критерии оценки рисков инфекционного заболевания, при котором могут вводиться особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности. Вместе с тем, в силу ст.72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидации их последствий. В соответствии со ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов РФ в праве устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Указами мэра Москвы от 5 марта 2020 г. №12-УМ введен режима повышенной готовности, особые правила хозяйственной деятельности и проживания в отношении отдельных категорий граждан и организацией. Указом от 11 апреля №43-УМ введены ограничения на передвижение граждан с использованием транспорта, - прокомментировал Александр Титов. - Полагаю подобное ограничение не противоречащим ст.8 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" от 25.06.1993 №5242-1, так как указы мэра приняты в связи с опасностью массового распространения инфекционного заболевания, определяют условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности именно в связи с такой угрозой. Указом от 11 апреля №43-УМ пешее передвижение не ограничено (п.11 Указа). Так что сам по себе выход из дома не должен повлечь санкций. При этом пешее передвижение должно не противоречить требованиям указа мэра от 5 марта 2020 г. №12-УМ".

Новости из связанных рубрик