По итогам прошлого года количество абонентов широкополосного доступа в интернет в частном сегменте в России достигло 33,4 млн. Об этом сообщает "ТМТ Консалтинг". Объем рынка в 2019 г. составил 143,3 млрд руб. В этом году, отмечают операторы, на рост абонентской базы положительно влияет коронавирус SARS-CoV-2.
© ComNews
14.04.2020

По данным "ТМТ Консалтинга", доходы от фиксированного ШПД в прошлом году росли опережающими темпами - в сравнении с приростом абонентской базы. В сегменте частных пользователей рост выручки составил 4,4%, рост абонентской базы - 1%. По сравнению с позапрошлым годом ARPU увеличился на 9 руб. и составил 359 руб.

Лидер по абсолютному приросту абонентской базы в 2019 г. - ПАО "МТС". Число абонентов компании выросло на 235 тыс. человек - на 7,2% по сравнению с позапрошлым годом. Рост произошел как за счет регионов России, так и за счет МГТС в Москве и Московской области. В прошлом году МТС продолжила развивать конвергентные предложения в регионах. "При этом МТС является единственным оператором, который, помимо стандартных телефонии, интернета, кабельного ТВ или IPTV, позволяет подключиться еще и к услугам спутникового ТВ", - отмечается в исследовании "ТМТ Консалтинга". МТС - третья из крупнейших российских операторов фиксированного ШПД - всего у нее по итогам года 3,5 млн абонентов.

Четвертым стало в 2019 г. ПАО "ВымпелКом" с 2,6 млн клиентов. Оно лидирует по относительному приросту абонентской базы. Число пользователей ШПД компании увеличилось за год на 9% - это почти 217 тыс. абонентов. Абонентская база конвергентных предложений (FMC) оператора выросла в IV квартале 2019 г. на 20% - по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года - и превысила 1,3 млн. Доля FMC-клиентов "ВымпелКома" в общей абонентской базе ШПД составила 50%. Значительный рост числа его пользователей в прошлом году аналитики "ТМТ" связывают с привлекательностью семейных предложений, а также с выходом на новые территории благодаря строительству инфраструктуры.

Место крупнейшего российского оператора ШПД сохранило за собой ПАО "Ростелеком". По итогам прошлого года компания увеличила свою абонентскую базу на 139 тыс. клиентов (или на 1,2%) - до 12,1 млн. "Ростелеком" стал наиболее заметным игроком в сегменте отрасли в сфере слияний и поглощений на федеральном уровне. Оператор в 2019 г. приобрел более 10 интернет-провайдеров, в том числе "Альянс Телеком", "Прометей" и "Сумму Телеком".

"ЭР-Телеком" - второй по величине российский оператор ШПД. У него 3,9 млн абонентов. В 2019 г. темпы роста оператора в B2С-сегменте замедлились по сравнению с предыдущими периодами и составили 1,4%. Первые девять месяцев оператор рос органически и занимался интеграцией ранее купленных активов. В конце года "ЭР-Телеком" приобрел одного из старейших московских интернет-провайдеров - "Кроникс Плюс" (бренд RiNet), выйдя на столичный рынок.

Структура российского рынка ШПД по абонентам выглядит так: "Ростелеком" - 36% (40% выручки), "ЭР-Телеком" - 12% (11% выручки), МТС - 10% (9% выручки), "ВымпелКом" - 8% (5% выручки). Оставшиеся 34% клиентов распределены между остальными игроками.

На московском рынке проникновение фиксированного ШПД по итогам 2019 г. составило 88%, а число абонентов превысило 4,2 млн. Объем рынка оценивается "ТМТ" в 16 млрд руб. Крупнейшие операторы региона - МГТС (37% абонентов и 36% выручки), "Ростелеком" (19% и 22%), "ВымпелКом" (16% и 14%) и "Акадо" (7% и 9%).

Представитель пресс-службы "Ростелекома" Валерий Костарев рассказывает, что перевод на удаленную работу нарастил количество подключений домашнего интернета, в том числе на дачах, где самоизолировались пользователи. "В первую неделю после введения ограничений на передвижение мы зафиксировали всплеск заявок на 22%. Потом их количество стабилизировалось", - сообщил специалист. Кроме того, он отметил, что спрос на скоростные тарифные планы простимулировал переход на онлайн-образование школьников и студентов.

В "ЭР-Телекоме" в этом году ожидают рост проникновения VDI-решений, увеличение пакетного трафика и расширение спектра возможностей видеосервисов и платформ. Об этом рассказала представитель пресс-службы холдинга Наталья Гиссек. Со второй половины марта оператор также фиксирует всплеск подключений новых пользователей и рост интернет-трафика - в основном за счет развлекательных сервисов, цифрового телевидения, мессенджеров и соцсетей. "Мы связываем рост потребления с переходом части клиентов на удаленную работу и соблюдением ими рекомендации находиться дома", - говорит представитель оператора.

Рост потребления проводного интернета в связи с введением режима самоизоляции отмечают и в "ВымпелКоме": плюс 24% в сутки в апреле в сравнении с мартом.

Аналитик "ТМТ Консалтинга" Ирина Якименко отмечает, что в ситуации пандемии прогнозировать развитие рынка ШПД в 2020 г. невозможно. По ее словам, касательно В2С-сегмента ШПД, во II квартале все операторы отметили рост спроса на услугу и рост потребления трафика. "Вероятно, по первому полугодию рост будет на уровне такого же периода прошлого года или даже чуть выше. По второму полугодию и по году в целом пока говорить рано", - подытожила эксперт.

Новости из связанных рубрик