Обзор: Новый центр управления / апрель 2020
Краеугольным камнем ЦУР должна стать аналитическая система

Дмитрий
Шабанов

руководитель направления мультимедийных систем ИТ-компании "КРОК"
27.04.2020

Графики и схемы смотрятся эффектно, но далеко не всегда позволяют руководителям получить актуальные данные. Ключ к грамотному построению центра управления регионом – гибкая аналитическая система, которая в любой момент может быть дополнена новыми данными. О том, на что важно обратить внимание при создании ЦУР, рассказали Дмитрий Антонюк, директор по комплексным продажам, и Дмитрий Шабанов, руководитель направления мультимедийных систем ИТ-компании "КРОК".

Ситуационные центры начали создаваться в регионах около 10 лет назад еще в рамках программы "Электронная Россия". Какие задачи они были призваны решать?

Дмитрий Антонюк: Было много и других инвестиционных программ, не только "Электронная Россия". На первом этапе все стремились создать пространство, где были бы визуализированы данные из разных источников для их дальнейшего мониторинга в удобном и наглядном формате. При этом была ярко выражена централизация. Тот, кто инициировал задачу по созданию ситуационного центра, тот и получал доступ к данным, а другие службы часто не были готовы делиться с ним информацией.

В 2010-2011 годах часто возникала путаница в терминах. Говорили о ситуационных центрах, центрах мониторинга нештатных ситуаций, центрах поддержки принятия решений, но не всегда название соответствовало функционалу и назначению объекта.

Какие технологии для ситуационных центров были наиболее востребованы в тот период?

Дмитрий Антонюк: В то время все смотрели на опыт вендоров и зарубежных компаний. Все понимали, что необходимо в первую очередь агрегировать источники и впоследствии визуализировать их. На это ушло примерно 3-4 года. А дальше стал вопрос, что с этим делать? Есть десятки, сотни источников сигналов. Более того, их количество растет, но ресурсы операторов не безграничны. Поэтому встал вопрос аналитики.

Тренд последних двух-трех лет – верхнеуровневая аналитическая система. Она агрегирует разноуровневые потоки данных, а затем выдает их в виде готовых дашбордов и сценариев. При этом можно установить разные параметры доступа. Например, руководители получают на свои айпады краткую выжимку всех данных, а их подчиненные видят оперативные срезы и не имеют доступа к финансовым отчетам.

Кем создаются ситуационные центры? Как вы оцениваете интерес к ним со стороны регионов, промышленных предприятий, крупных компаний?

Дмитрий Антонюк: Последние пять лет ситуационные центры становятся важным элементом управления в транспортной отрасли. Например, "КРОК" создал ситуационно-аналитический центр для Центральной пригородной пассажирской компании. Он помогает управлять процессами обслуживания пассажиров, обрабатывать обращения, оперативно реагировать на нештатные ситуации.

Безусловно, растет спрос на ситуационные центры в промышленности. Например, в нефтяной отрасли создаются центры мониторинга добычи нефтепродуктов и центры геологоразведки. Ситуационные центры появились и в оборонной отрасли, и на энергетических предприятиях.

Особняком стоят транзакционные центры для платежных систем. И, конечно, у региональных и муниципальных властей был и остается интерес к центрам управления регионом или городом.

Сегодня на место ситуационных центров должны прийти центры управления регионом (ЦУР). В чем их отличие от уже существующих СЦ?

Дмитрий Антонюк: Давайте внесем ясность. Ситуационные центры губернаторов изначально создавались для сбора, анализа и представления информации о текущем положении дел в регионе. Также они помогали руководству регионов оперативно связаться с вышестоящими инстанциями.

По сути, такие центры – это комфортные конференц-румы, на экраны которых выводятся дашборды с показателями по региону, подготовленными специалистами местной администрации. Но в них не заложены инструменты для работы с населением, с обращениями граждан, а это и есть основная функция ЦУР.

Кроме того, в ситцентрах, как правило, отсутствует возможность оперативного обогащения системы разнородными данными, поступающими от инфраструктурных объектов региона. Поэтому создать на базе ситуационного центра ЦУР не получится.

Дмитрий Шабанов: Центр управления регионом создан в Красногорске для правительства Московской области. Он в круглосуточном режиме собирает и анализирует данные из разных сфер. Поступающие от жителей заявки разделяются по 11-ти направлениям, и по каждой из них решается вопрос. Конечно, такие центры будут появляться и в других городах. "КРОК", например, сейчас занимается проработкой планов и решений для нескольких ЦУР. Наш опыт и экспертиза позволяют создавать как региональные, так и муниципальные центры управления.

На что нужно обратить внимание при создании ЦУР?

Дмитрий Шабанов: Если говорить про центры управления в других российских регионах, то при их создании нужно иметь в виду, что экраны, конференцсвязь и другие аудиовизуальные и инженерные системы – это вершина айсберга. Помимо них есть средства сбора информации, датчики, которые агрегируют данные из распределенных систем и предоставляют их для последующего анализа. Третья составляющая – аналитическая система, которая позволяет объединять поступающие сведения, обрабатывать их и в удобном формате выводить на экран.

Проблема в том, что если ты до конца не понимаешь возможности всей системы, то и ЦУР не имеет шансов стать удобным и эффективным инструментом для работы. Как правило, региону нужен сильный комплексный партнер, который поможет правильно расставить приоритеты и подобрать под них оптимальные решения.

Дмитрий Антонюк: Однажды мы были свидетелями, как в одном из регионов создавался ЦУР. Заказчик хотел получить рабочий инструмент, а исполнитель предложил поставить мебель, экраны и создать визуализацию потоков данных в красивом интерфейсе. Да, это может выглядеть солидно, но до реального инструмента управления регионом ему далеко. Это всего лишь негибкая система с несколькими сценариями и ограниченным функционалом. А чтобы добавить новые данные или еще один районный центр, потребуются время и деньги.

Какие решения позволяют сделать систему гибкой?

Дмитрий Антонюк: Краеугольный камень – аналитическая система. Она должна уметь быстро интегрировать в себя новые данные, даже если они отличаются от тех, что были включены в нее ранее. Тогда люди, которые администрируют ситцентр или ЦУР, смогут создавать новые сценарии буквально за день или за два.

У "КРОК" есть своя аналитическая система – универсальное ядро, которое настраивается под заказчика и его окружение. Благодаря такому подходу все, что угодно, можно сравнивать, кастомизировать, выводить на экран с любой дискретностью. Установив однажды такую аналитическую систему, руководству региона или предприятия в дальнейшем не нужно предъявлять особые требования к смежникам – коммерческим организациям или профильным ведомствам. При необходимости можно оперативно добавить данные, например, от еще одного предприятия или района.

Есть и другой важный момент – безопасность. Простой пример: в случае чрезвычайной ситуации или других непредвиденных обстоятельств, при которых может возникнуть потеря связи, аналитическая система должна функционировать в автономном режиме. После восстановления канала она сама рассчитает накопленный объем заявок и произведет обмен данными с вышестоящей системой, причем сделает это в часы наименьшей загрузки.

Насколько, на ваш взгляд, необходимы стандарты создания ЦУР?

Дмитрий Антонюк: На самом деле, эти стандарты уже существуют. Создание любого ЦУРа регламентируется федеральной и региональной нормативной базой. Другое дело, что иногда исполнители трактуют эти требования по-разному, и вместо информационно-аналитической системы создают банальные системы визуализации.

Дмитрий Шабанов: Еще раз подчеркну: типовых проектов в этой сфере не бывает. Важно создавать ЦУР под конкретный регион. Ведь задачи у всех разные. Например, для кого-то важна аналитика по лесным пожарам, а для кого-то по сезонным паводкам.

Какие технологии для ЦУР еще не получили должного распространения?

Дмитрий Антонюк: Например, конвергенция нишевых систем, корреляция событий из различных источников данных для обогащения информационной системы и выявления двойственности.

Еще одна технология, которая пока не получила широкого распространения, – роботизация для устранения ошибок и увеличения скорости рутинных процессов. Также к перспективным решениям можно отнести сценарную работу комплекса с элементом искусственного интеллекта для предсказания возможных коллизий и чрезвычайных ситуаций региона – как социальных, так и техногенных. Сценарии основываются на критических показателях всех систем, а также ретроспективном анализе данных по текущему региону, в том числе и в сравнении с другими областями.

С какими федеральными, региональными и муниципальными системами должны быть интегрированы ЦУР? И вообще, ставится ли задача объединения ЦУР на федеральном уровне? Если да, то каким образом?

Дмитрий Антонюк: ЦУР может быть интегрирован с разными системами. Чтобы это произошло, нужны административные решения. Учитывая стремление разных ведомств к обмену данными, которое мы сейчас наблюдаем, это рано или поздно случится. Технологии это позволяют.

Какие решения для ситуационных центров и ЦУР готова предложить ваша компания?

Дмитрий Шабанов: В первую очередь, мы решаем задачи наших заказчиков. Мы понимаем, какие вызовы стоят перед ними, и готовы предложить адекватные решения и для ситуационных центров, и для ЦУРов. Помимо собственной аналитической системы, у нас есть все необходимые сертификаты и допуски. Накоплен большой опыт работы в сфере информационной безопасности. Один из успешных проектов "КРОК" – создание комплексной информационной системы судов общей юрисдикции. Эта система имеет множество возможностей: от обмена данными между судами Москвы и другими ведомствами до автоматической подготовки отчетности и аудио- и видеозаписи судебных заседаний.