22 апреля 2020 г. Информационная Группа ComNews провела первый в своей истории цифровой форум "Сети связи, контент и цифровые сервисы в России против COVID-19". В мероприятии приняли участие 514 представителей рынка цифровых технологий (в том числе 25 выступающих) из большого количества операторских компаний, провайдеров цифровых сервисов, создателей контента, крупных корпораций из различных секторов экономки и государственных органов.

© ComNews
24.04.2020

Стратегическими партнерами форума стали ПАО "Ростелеком", компания Huawei, ФГУП "Космическая связь" (ГП КС) и ООО "Комфортел". В статусе партнеров мероприятие поддержали "ИТ-ГРАД" (#CloudМТS) и ООО "Небо Глобальные коммуникации" ("Небо ГК"). Форум прошел при участии провайдера облачных услуг Inoventica Services и крупнейшей фитнес-корпорации в России World Class.

Сессия 1 называлась "Сети связи в России и COVID-19: кто кого?", сессия 2 была посвящена теме "Как работать и учиться из дома с прежней эффективностью?", а сессия 3 была озаглавлена "Чем можно занять внезапно возникший или удлинившийся досуг?". В перерывах между сессиями, обозначенными как Digital Coffee Break, участники форума могли не только посмотреть познавательные видеоролики от партнеров мероприятия, но и размяться в ходе сеанса производственной гимнастики от сети World Class в прямом эфире.

Форум продемонстрировал, что телекоммуникационные компании страны смогли справиться с бурным ростом объема трафика, ставшим последствием массового перехода россиян на режим самоизоляции из-за пандемии коронавируса. Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Олег Иванов, открывая сессию, сказал: "Мы находимся в пределах мирового тренда. Ведущие операторы информируют нас о росте трафика на сетях и мобильной, и фиксированной связи в пределах 30-35%. Это не является критичным для устойчивости этих сетей. Сети в целом справляются с возросшей нагрузкой, но, к сожалению, не справляются сервисы. И по видео, и по сервисам онлайн-обучения есть сбои, жалобы от населения. Но в удаленных населенных пунктах действительно достаточно узкие каналы, там есть и проблемы с пропускной способностью сетей связи".

Директор департамента интернет и канальных ресурсов блока по развитию операторского бизнеса корпоративного центра ПАО "МТС" Ольга Макарова подтвердила, что рост трафика - процесс контролируемый. "После того как был объявлен режим повышенной готовности, мы зафиксировали резкий рост трафика, - сообщила она. - На фиксированных сетях связи он рос сильнее: увеличение мобильного трафика за три недели составило 10-15%, фиксированного - 25-30%. Цифры, на первый взгляд, небольшие, но если трафик будет расти такими же темпами, то в мобильном сегменте он вырастет на 60-70% в год, а в фиксированном - на 120% в год. Обычно операторы закладывают рост на 35% в год. Впервые мы столкнулись с тем, что трафик увеличивался так быстро. К счастью, мы оказались готовы, был запас емкости сети. Я бы оценила в России ситуацию чуть лучше, чем в мире".

Старший менеджер по продажам услуг национальным операторам связи и контент-провайдерам ПАО "МегаФон" Константин Новиков согласился с этими данными, а дополнительно отметил, что объемы потребления детского контента выросли более чем на 40%, облачный гейминг - в 2,5 раза.

Руководитель департамента по работе с операторами связи АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) Сергей Яковлев привел такие данные: "Трафик вырос на 20%, потом опустился на 8%, сейчас имеем на 12% возросший трафик. Однако на некоторых направлениях, например на европейском, рост достигал 40%. А сервисы видеоконференцсвязи с Европой выросли в сотни раз. В целом российские сети связи выдержали, хотя отдельные сегменты работали с большими перегрузками".

Генеральный директор ООО "Небо ГК" Вячеслав Камнев рассказал, что с 1 по 15 апреля 2020 г., по сравнению с прошлым годом, трафик вырос на 30-40%. "Мы оказываем услуги по подключению социально значимых объектов по технологии VSAT, и по этой программе увеличение трафика составило до 90% - по государственным объектам. По услугам Smart TV в России видим, что потребление таких услуг, как видео по запросу, растет, но не сказать, что драматически. Нагрузка находится на уровне предновогоднего ажиотажа", - отметил он. [Компания "Небо ГК" обеспечивает сервисы Smart TV для нескольких производителей телевизоров B-уровня].

Генеральный директор Megogo Russia Виктор Чеканов отметил, что ранее градация дней по объемам потребления трафика в онлайн-кинотеатрах выглядела так (по возрастанию): будний день, выходной день, выходной день с плохой погодой. "С вводом режима самоизоляции каждый день по объему трафика выглядит как выходной день с плохой погодой", - заявил он. Директор по развитию бизнеса, партнерств и платной модели ООО "Иви.ру" Ирина Грандель сравнила объем трафика в период COVID-19 с неделей новогодних каникул.

В России пока никто не может с уверенностью сказать, когда закончится режим вынужденной самоизоляции, поэтому и перспективы изменения объема трафика в сетях связи туманны. Тем интереснее данные по китайскому городу Ухань, в котором эпидемия COVID-19 стартовала и который был полностью открыт после трехмесячного карантина в начале апреля, которые привел исполнительный менеджер по маркетингу Huawei Eurasia Дмитрий Полпуденко. По его информации, объем трафика после эпидемии в Ухане не вернулся к "докоронавирусному" уровню: "Трафик в этом регионе Китая на пике вырос на 50%, а после кризиса остался на уровне 25%-ного роста. До карантина рост трафика составлял 9% в год". Скорее всего, и в России операторам стоит ожидать подобных значений.

Основную нагрузку на сети связи дает видеотрафик – как от развлекательных ресурсов (включая VoD-контент и компьютерные игры), так и от цифровых сервисов для коллаборативной работы (таких как Zoom, Cisco Webex или Microsoft Teams). С виртуальной трибуны форума "Сети связи, контент и цифровые сервисы в России против COVID-19" контент-провайдеры отчитались о том, что выполнили просьбу Минкомсвязи об ограничении качества видеоконтента. В письме от 3 апреля 2020 г. министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев попросил всех участников контентного рынка деактивировать на сайтах и в приложениях функционал автоматического воспроизведения аудиовизуального контента, а также ограничить максимальный уровень качества воспроизведения видеоконтента до 720р для мобильных приложений и 1080р при просмотре через веб-браузеры. Эта рекомендация распространяется на время действия указа президента РФ №239 от 2 апреля 2020 г. "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

Олег Иванов отметил: "Мы разослали письмо в сто компаний и от всех крупных игроков получили ответ, что они эти меры применили, в том числе сервисы Mail.ru Group, "Яндекса", Rambler Group, Сбербанка. Мелкие площадки тоже это реализовали. Хотя письмо носило рекомендательный характер, все выполнили пожелания министерства".

Виктор Чеканов из Megogo Russia рассказал на форуме, что компания выполнила рекомендации, но его удивил формат письма. "Минкомсвязь оперирует таким термином, как "качество видеоконтента". Мы сделали, как написано в письме, и отчитались, но меня удивляет подход. Можно снизить качество картинки и при этом повысить битрейт - и нагрузка на сеть не снизится. Мы сделали так, чтобы нагрузка на сеть снизилась", - отметил топ-менеджер Megogo. Ирина Грандель из ООО "Иви.ру" сказала, что в ivi поступили "честно", не повышая битрейт. "У нас адаптивный битрейт, но мы его ограничили", - пояснила она.

Ведущий архитектор ИТ-систем МТС Алексей Стрекаловский согласился с Виктором Чекановым по поводу формата письма: "Мы сделали дефолтное качество видео. Письмо своеобразное по техническим требованиям - некоторые детали можно было бы уточнить", - заметил он.

YouTube в России тоже снизил качество картинки. Глава по медийным партнерствам YouTube в России и СНГ в Google Лидия Баскакова сообщила: "В конце марта мы снизили в России качество на десктопах до 720р и на мобильных устройствах до 480р".

Это созвучно с тем, что делают крупные контент-провайдеры в Европе. Так, Netflix и YouTube еще в марте сообщили об инициативном снижении качества видео на европейском рынке для снижения нагрузки на сети: Netflix сократил битрейт сроком на 30 дней, а YouTube отказался от передачи контента в HD- и UltraHD-качестве (весь контент по умолчанию доступен только в стандартном качестве).

Некоторые российские компании проявили инициативу по снижению качества видеоконтента ещё до письма из Минкомсвязи. Директор по развитию сетевой инфраструктуры ООО "Яндекс" Алексей Соколов сказал: "До письма министерства мы все это уже сделали: мы понимаем, что все находимся в одной лодке".

Цифровой форум "Сети связи, контент и цифровые сервисы в России против COVID-19" также выявил, что Минкомсвязи услышало просьбу операторов отложить требование "закона Яровой" о ежегодном увеличении емкости хранилищ информации на 15%. Олег Иванов отметил, что изменения требуются не в "закон Яровой", а в постановление правительства РФ №445 от 12 апреля 2018 г., которое определило правила хранения операторами связи переписки, разговоров и иных сообщений пользователей. "Мы доложили в правительство об инициативе операторов связи. Решение надо будет согласовывать, в том числе, и с коллегами из других ведомств. С одной стороны, нужно увеличивать больше, чем на 15%, с другой стороны надо учитывать состояния отрасли, которая сейчас вынуждена без подъема тарифов переваривать большие объемы. Нужно найти компромисс между двумя трендами, которые являются противоположными", - прокомментировал Олег Иванов.

Генеральный директор, со-основатель, PITER-IX Николай Метлюк заявил: "Мы увидели рост видео трафика - нужно ли хранить его, нужно ли создавать дополнительную нагрузку на сети и оборудование для того, чтобы работать с этим трафиком? Или стоит пересмотреть подход для того, чтобы работать с трафиком точечно: только с тем, который необходим определенным организациям. Развлекательный трафик для обеспечения безопасности не нужен".

Алексей Соколов из "Яндекса" дополнил: "Конечно, трафик надо собирать и записывать. Нашим органам надо помогать. Но что именно собирать и как дальше с этим работать? Я не очень понимаю, как органы будут работать с Петабайтами информации, например записями концерта. У меня странное чувство: мы должны это сделать, а что именно сделать, мы четко не формулируем", - объяснил Алексей Соколов.

Целый блок на форуме был посвящен обсуждению готовности бизнеса и людей к массовой удаленной работе или учебе. Директор по развитию информационных систем ПАО "Ростелеком" Дарий Халитов сказал: "Крупные, в т.ч. государственные компании в том или ином виде были к этому готовы. К примеру, в ИТ-блоке "Ростелекома" пилотный проект, позволяющий каждому сотруднику взять один день в неделю для домашней работы, ведется с прошлого года".

"Несмотря на удаленную работу, мы ежедневно собираемся всем департаментом в 9:30 на видеоконференцию, многие стремятся к деловому стилю одежды, девушки стремятся накраситься, то есть прежняя привычка утренней подготовки к работе осталась, что сказывается положительно", - поведал коммерческий директор ООО "Комфортел" Михаил Козырев.

Генеральный директор ООО "ИТСК" (дочерней ИТ-компании ПАО "Газпром нефть") Алексей Поперлюков отметил, что многочисленные цифровые инструменты позволили быстро и эффективно перевести на удаленную работу подавляющее большинство сотрудников компании (которых в общей сложности около 4000). При этом он подчеркнул, что иногда проблемой становятся не технологии, а бытовые условия конкретного сотрудника, у которого может быть один домашний компьютер на всю семью, при этом детям необходимо учиться, или одна комната в квартире, с невозможностью организовать полноценное рабочее место.

Руководитель проектного отдела "ИТ-ГРАД" и #CloudMTS Евгений Свидерский заявил: "Готовность компании к удаленке зависит от того, насколько в ней глубоко приникло ИТ как направление. Крупные структуры, заботящиеся о непрерывности бизнеса, обязательно закладывают и сценарии недоступности офиса. Но бывает и непрогнозируемая нагрузка из-за действия пользователей. Например, в в какой-то школе учащихся попросили загружать видео того, как они учатся - и в итоге сайты дистанционного образования легли надолго".

Руководитель по разработке и внедрению новых продуктов Inoventica Services Алексей Свирин сделал акцент на том, что малый и средний бизнес, с которым преимущественно работает его компания, часто не знает, к кому обращаться за теми или иными цифровыми сервисами, например, речевой аналитикой и какие продукты выбрать.

"Пока многие компании пытаются перейти на удаленную работу, ничего не меняя в бизнесе, т.е. просто переносят оффлайновые процессы в онлайн, и насколько это эффективно - покажет время", - резюмировал старший эксперт по маркетингу Huawei Eurasia Павел Сиротинкин. Он также отметил важность наличия возможности быстрого масштабирования на стороне облака, чтобы цифровые сервисы (особенно с real time video) не испытывали проблем из-за ограничения пропускной способности сетей.

Обобщив многочисленные положительные отзывы от участников форума "Сети связи, контент и цифровые сервисы в России против COVID-19" и собственный опыт, Информационная Группа ComNews пришла к выводу, что онлайн-конференции являются действенным инструментом делового общения и обмена мнениями – не только как временная мера на период запрета на проведение массовых мероприятий, но и на пост-коронавирусный период. Поэтому в ближайшее время ComNews объявит о новых конференциях в цифровом формате.

Новости из связанных рубрик