В фокусе / апрель 2020
Быть или не быть VR&AR в России

© ComNews
24.04.2020

В "Цифровой среде" состоялось экспертное обсуждение развития рынка виртуальной и дополненной реальности в условиях пандемии.

В ходе онлайн-дискуссии представители высокотехнологичных компаний – разработчиков цифровых решений, отраслевого бизнеса и институтов развития рассказали, что происходит с отраслью виртуальной и дополненной реальности во время карантина, какие кейсы нашли кросс-отраслевое применение и как ведет себя потребительский рынок устройств VR&AR.

"Россия с прошлого года занимается активной поддержкой VR/AR индустрии. Было проведено несколько конкурсов, по итогам которых 653 млн. рублей государственных средств было направлено на развитие 23 VR/AR проектов, - рассказал Сергей Наквасин, заместитель генерального директора, директор по направлению "Цифровые технологии" организации "Цифровая экономика". - Содействие технологическому развитию России — одна из важных задач организации "Цифровая экономика". В условиях коронавируса задача ускоренного внедрения цифровых решений выходит на первый план, а приостановка реального сектора способствует развитию цифровой экономики во всем мире".

Место России в мире

Алексей Каленчук, директор по развитию Фонда "Сколково", рассказал участникам онлайн-дискуссии, что в России есть успешные команды, которые делают хороший контент, в том числе для B2C-сегмента, но не совсем понятно, какой у этих компаний может быть рост. "Ни с точки зрения объема инвестиций, ни с точки зрения качественных компетенций в продуктовой разработке, в России не видно прогресса. Поэтому, несмотря на то, что рынки и экосистемы VR/AR развиваются, отечественные разработки находятся вне лидерских позиций", - считает Алексей.

Развитие отрасли в России затрудняет также недостаток коммуникации между заказчиком и разработчиком. "Если мы хотим, чтобы наши обученные кадры в сфере VR/AR оставались в России, им нужно обеспечить рабочие места", - комментирует Дмитрий Тетерюков, руководитель лаборатории интеллектуальной космической робототехники, профессор магистерской программы Космические и инженерные системы Сколтеха. "При этом важно популяризировать новые технологии, а не пропагандировать старые, — это то, куда движется индустрия сегодня. Нам нужно масштабировать наши обучающие курсы по этим технологиям в различных учебных заведениях, но пока такая возможность есть только у студентов Сколтеха", - поделился Дмитрий Тетерюков.

Медицина и образование "подсядут" на VR

По словам Екатерины Филатовой, президента AVRA, в формате развития технологий сейчас идет большой акцент на профилирование, как в запросах потребителей бизнеса, так и в самих компаниях. Рынок интересует технология как инструмент, а не технология ради технологии. Самые заметные движения наблюдаются в образовательном сегменте, причем не только на международном уровне, но и в России.

"Если говорить про короткий горизонт и быстрые победы, то это рынок образования, - согласен Александр Лукичев, директор Центра НТИ ДВФУ VR&AR. - Рынок образования в VR — второй перспективный рынок после игрового. Это очень большой сегмент, со многими нишами: сюда входит корпоративное образование, профессиональное, школьное и, конечно, медицинское".

В современных условиях есть большая потребность в образовательном VR-контенте для врачей - чтобы медицинскому специалисту отработать некий навык, нужно много раз повторить ряд действий, воссоздать реальность операционной. И в России есть центры, которые активно занимаются развитием этого направления, считает Екатерина Филатова.

Без качественного контента и доступных гаджетов нет спроса

Проблему наличия качественного контента и доступных пользовательских устройств как в России, так и в мире озвучили все приглашенные эксперты. Так, Екатерина Филатова, президент AVRA, считает, что сейчас остро стоит вопрос контента в виртуальной реальности, потому что при его отсутствии VR-устройства не получают широкой популярности у потребителя.

По мнению Александра Лукичева, директора Центра НТИ ДВФУ VR&AR, виртуальной реальности сегодня не достает культуры использования в сегменте В2С, то есть у пользователей мало устройств, не хватает нативного использования именно дома, а не в парках развлечений. В AR сегодня все ждут новое устройство, например, очки, которые легко и удобно носить и взаимодействовать с пространством дополненной реальности. Выпуск подобного устройства станет новой волной для развития технологии.

Алексей Каленчук, директор по развитию Фонда "Сколково", не видит роста технологий VR-реальности, в первую очередь, из-за проблемы нехватки устройств и их высокой стоимости для потребителей; в AR в свою очередь не хватает крутых пользовательских кейсов. При этом даже крупные вендоры, которые понимают, что пора выйти на рынок, сегодня не спешат, боясь провалиться с первым опытом.

Новости из связанных рубрик