Редколонка / апрель 2020
Рок не выходя за порог

Юлия
Мельникова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
29.04.2020

Здравствуй, новый день! Такого еще не было прежде…
Если ты собрался куда-то, подумай и семь раз отмерь.
Лестничная клетка. А там уже стоят в спецодежде.
Не выходи за дверь…
Не выходи за дверь…

/Борис Гребенщиков/

Цифровая индустрия несколько лет назад ограбила музыкантов, заставив их отправиться в турне по миру для сбора средств к существованию. Произошло это постепенно - от продажи винила и компакт-дисков до появления стриминговых интернет-сервисов с фиксированной абонплатой, когда доход творца от продажи треков стал минимальным.

Коронавирус заставил музыкантов переместить выступления в интернет: за месяц вынужденной изоляции множество музыкантов дали общедоступные онлайн-концерты на различных цифровых платформах. Похоже, концертная деятельность еще не скоро вернется на круги своя, поэтому музыкантам придется научиться зарабатывать в "цифре".

Швейцарская компания Decent (создатель одноименной blockchain-платформы для распространения цифрового контента) подсчитала, сколько музыкального материала должен продавать исполнитель, чтобы получить минимальный размер оплаты труда в США ($1160 в месяц). По ее данным, наибольшую прибыль приносят музыкантам самостоятельные продажи дисков (прежде всего на концертах): в этом варианте при средней цене CD на уровне $9,9 музыкант получает $8, и за месяц ему необходимо самостоятельно продать 145 дисков. При продаже CD через интернет-магазин, в зависимости от комиссии торговой площадки, автору надо продать от 155 до 3867 дисков.

После перехода музыки в цифровой формат ситуация с монетизацией записей изменилась. Например, скачивание одного трека через интернет-магазин Amazon или сервис iTunes приносит автору $0,09, при цене трека в $0,99. Объем контента, который нужно продать за месяц (для получения тех же $1160) составляет 12 889 треков. А чтобы заработать "минималку" через стриминговые сервисы с фиксированной абонплатой (такие как Napster или Spotify), нужно добиться от 527, 3 тыс. до 4 млн прослушиваний.

По сути, с переходом музыки в онлайн-среду она перестала кормить музыкантов, что вынудило их кратно увеличить количество концертов и отправиться в длительные мировые туры. С учетом того, что турне по свету вряд ли возобновятся в ближайший год, а музыканты тоже хотят есть, а кто-то - и пить, они будут вынуждены искать иные способы заработка. Многие артисты уже выступают с концертами онлайн. Пока это позиционируется как поддержка зрителей в период самоизоляции и происходит на безвозмездной основе. Вероятно, прикормив зрителя онлайн-выступлениями, после отмены карантина музыканты продолжат давать концерты в Сети. Такая возможность появится и у творческих коллективов: пока в одной квартире или студии могут выступать музыканты-одиночки, но со снятием мер по самоизоляции онлайн-концерты смогут давать и группы.

Несмотря на то что человечество соскучится по живому общению, большинство людей еще долгое время после возобновления массовых мероприятий будут их сторониться. Кто-то из-за боязни второй волны эпидемии, а кто-то из-за укоренившейся в сознании установки о полутораметровой социальной дистанции. Кроме того, тот, кто не мог себе позволить поездку на концерт в другой город или страну и билет долларов за 100, с радостью заплатит на порядок меньшую сумму за онлайн-действо.

Похоже, музыканты уже осознали новые реалии. Например, лидер группы "Аквариум" Борис Гребенщиков в период самоизоляции запустил специальный цикл "Подношения интересному времени" - каждый день он выкладывает на YouTube по одной песне. Концерт группы "Би-2" в онлайн-кинотеатре Okko собрал свыше 2,5 млн зрителей. Ни один стадион в мире не вместит и десятой части такого количества фанатов, да еще и получат от звезды ответы на заданные в чате вопросы. В апреле в Сети также выступали "Чиж", "Чайф", "Алиса", "Сплин", "ДиДюЛя" и другие музыканты. И даже подзабытый фанатами лидер легендарной рок-группы 1990-х "Ноль" Федор Чистяков в воскресенье, 26 апреля, впервые за последние три года вышел "на сцену" из домашней студии в Нью-Йорке.

С одной стороны, COVID-19 ударил по кошельку музыкантов, с другой - приоткрыл дверь в новое будущее. Пандемия подтолкнула артистов к пересмотру устоев и поиску новых вариантов получения прибыли. Возможно, они найдут способ прямого сбора денег с каждого слушателя - и тогда те же "Би-2", запросив с каждого зрителя всего по $1, соберут целых $2,5 млн. Весьма вероятно, что появятся агрегаторы онлайн-концертов, наподобие Uber в сфере такси: на их платформах будут выступать все знаменитости, наставляя рога стадионам и пафосным клубам. А может быть, звезд будут нанимать онлайн-кинотеатры для выступлений, доступных только подписчикам этих сервисов - примерно как в старой доброй жизни это делали рестораны (дабы привлечь посетителей и скормить/споить им побольше).