В месяц самоизоляции российские операторы связи приросли трафиком и увеличили количество пользователей в развлекательных и образовательных сервисах. Апрель способствовал продажам операторских решений для удаленной работы. Игроки рынка ожидают, что трафик к прежним показателям уже не вернется, и готовятся вкладывать средства в инфраструктуру.
© ComNews
07.05.2020

Операторы связи сообщают, что в период самоизоляции постоянно растет не только мобильный и фиксированный трафик, но и количество голосовых звонков. "Таким образом россияне восполняют потребность в нехватке живого общения, - говорит представитель ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"). - В начале апреля рост голосового трафика по нашей сети составил от 12% до 20%, в зависимости от региона". При этом активнее, чем прежде, клиенты стали звонить в мессенджерах с возможностью голосовых и видеовызовов. Рост мобильного и фиксированного трафика операторы связывают с тем, что люди почти полностью перешли на дистанционный формат общения, оплаты покупок, онлайн-кинотеатры и фитнес-тренировки в интернете.

Операторы поощряют клиентов, которые соблюдают режим самоизоляции. Tele2 (ООО "Т2 РТК холдинг", принадлежит ПАО "Ростелеком") начисляет клиентам гигабайты за сидение дома, предоставляет бесплатные мессенджеры тем, кто остался за рубежом, обнуляет трафик и стоимость звонков на горячие линии и сайт "Стопкоронавирус.рф". В "Билайне" пользователям предлагают получить дополнительный интернет-трафик за шаги по дому. ПАО "МТС" развлекает абонентов онлайн-концертами и пакетом интертеймент-сервисов "БудьДома". "Ростелеком", Tele2 и "Билайн" в апреле также устраивали своим клиентам концерты.

В сегменте В2С операторы фиксируют рост интереса пользователей к развлекательным и образовательным сервисам. В первые три недели апреля у видеосервиса Wink (принадлежит ПАО "Ростелеком") появилось около 500 тыс. новых пользователей. Прирост обеспечили мобильное приложение и видеопортал. В конце апреля бесплатное смотрение в них выросло в 12 раз по сравнению с первой неделей месяца самоизоляции. Платные просмотры увеличились примерно в три раза. С начала введения режима самоизоляции пользователи сервиса "Билайн ТВ" стали в 2,4 раза больше покупать видеоконтент и на 19% чаще подключать подписки на фильмы и сериалы. Общее время смотрения в сервисе выросло на 10%. Оператор наблюдает рост активности пользователей в мобильном помощнике для здорового образа жизни mWellness и в облачном гейминге Beeline Gaming.

"На самоизоляции клиенты активно пользуются развлекательными сервисами. Киберспортивная платформа, наши книжные сервисы и видеосервисы показали кратный рост по притоку пользователей", - рассказывает пресс-секретарь Tele2 Дарья Колесникова. По ее словам, в 2,3 раза выросло число игроков на Cyberhero, почти вдвое - количество посетителей ресурса "Tele2 Книги". Оператор вчетверо увеличил число киберспортивных турниров и стал бесплатно раздавать билеты на состязания. Также Tele2 запустил проект виртуального дома с закрытыми экскурсиями по Эрмитажу, лекциями от Arzamas, кулинарными мастер-классами и онлайн-тренировками.

В условиях пандемии все операторы связи сфокусировались на развитии цифровых каналов. Офлайн-продажи из-за предписания властей сидеть дома в салонах упали. В Tele2 в апреле заметили рост покупок SIM-карт с доставкой на дом и запустили их бесконтактную доставку с возможностью саморегистрации с "Яндекс.Такси". "Билайн" в прошлом месяце расширил возможности онлайн-покупок смартфонов и SIM-карт для саморегистрации, организовав продажи в онлайн-магазинах партнеров: на маркетплейсе российского подразделения AliExpress, на интернет-площадках OZON, Беру.ру и Goods.ru. Розницы операторов связи продолжают работать, соблюдая рекомендованные меры безопасности (маски и перчатки).

Представитель пресс-службы "Акадо Телеком" поделился наблюдениями, что многие пользователи в апреле перешли с мобильного интернета на проводной. "Наиболее востребованные услуги в сегменте В2С - это ШПД, организация удаленного доступа, телевизионные услуги. Много запросов на увеличение интернет-скоростей. В течение трех недель с начала ограничительных мер мы наблюдали существенный - 30-35% - рост на подключение ШПД, ТВ-услуг и комплексных тарифов", - сказал представитель оператора связи. В корпоративном сегменте у "Акадо" повысился спрос на услуги удаленного доступа к рабочим местам сотрудников: вырос поток обращений с запросом расширить каналы связи и подключить облачные решения (виртуальный дата-центр, виртуальная АТС).

В В2В-сегменте у МТС в апреле спросом пользовались облачные сервисы, таргетированная реклама, удаленный доступ, VPN, а также сервисы для мониторинга работы удаленных сотрудников. По данным компании, использование сервисов МТС для организации работы курьеров и разъездных сотрудников за март-апрель выросло в восемь раз. "Мы активно развиваем много новых технологичных продуктов, которые пользуются высоким спросом во время самоизоляции. Это и облачные технологии, и продукты на основе AI и Big Data, ТВ, и развлекательные сервисы. Оценить, как это скажется на тратах потребителей в будущем, не представляется возможным, потому что их поведение будет определяться состоянием кошельков. Этот фактор в связи с экономической неопределенностью мало предсказуем", - сказал пресс-секретарь группы МТС Алексей Меркутов.

У "Билайна" в сегменте В2В в прошлом месяце рос голосовой трафик. По словам представителя оператора, в некоторых отраслях рост трафика по телефонии неделя к неделе превышал 35%. По данным "Билайна", рост голосового трафика по номерам 8-800 в Москве в апреле составил плюс 50% относительно марта. "Относительно февраля трафик вырос втрое", - добавил представитель оператора. В апреле компания наблюдала повышенный спрос со стороны бизнеса на расширение каналов связи и на решения для удаленной работы.

Представитель АО "ЭР-Телеком Холдинг", рассказывает, что операторы связи и до пандемии коронавируса предлагали клиентам различные варианты диджитализации бизнеса, но процессы, переговоры и пилоты шли медленно. "Нынешний кризис придал всему этому огромный импульс для трансформации. Трансформацию драйвит ключевой тренд - создание виртуальных рабочих мест", - сказал представитель оператора. Он заметил, что концепция операторского бизнеса в целом в изоляции кардинально поменялась: раньше операторы связи предоставляли услуги компаниям, которые потом оказывали услуги населению, а сейчас операторы предоставляют связь в основном физлицам, и последние работают на бизнес из дома.

"Трафик к прежним показателям уже не вернется: тенденция перехода многих процессов - обучения, досуга, торговли и др. - в онлайн сохранится", - уверяет представитель "Акадо". Это означает, что операторам связи придется обеспечить достаточную мощность сетей для пропуска больших объемов данных и вложить в это направление бизнеса дополнительные инвестиции. Они будут вынуждены расширить программы модернизации сетей и инфраструктуры и в объеме мероприятий, и в плане затрат. "Хорошо работающие сервисы операторов принято воспринимать как данность, - говорит пресс-секретарь Tele2 Дарья Колесникова. - Но из-за перераспределения трафика в отдельных районах сеть получила колоссальные нагрузки, в результате чего уже потребовалось значительно усиливать мощности инфраструктуры и устанавливать дополнительное оборудование".

Опрошенные представители операторов ожидают, что в ближайшие месяцы в В2В-сегменте возрастет спрос на услуги дата-центров, защиту от DDoS-атак, облачные решения (виртуальный ЦОД, виртуальная АТС) и VPN. На рынке В2С повысится спрос на высокие интернет-тарифы, интерактивные ТВ-сервисы и качественный телевизионный контент различной тематики. "Очевидно, что апрельский пик роста интернет-трафика выйдет на плато. Далее показатели стабилизируются. В целом, можно констатировать, что образ жизни абонентов навсегда изменился. По нашим данным, около трети людей больше никогда не вернутся в офисы, в прежнем понимании этого слова", - подытожил специалист "ЭР-Телекома".

Новости из связанных рубрик