Новости / май 2020
Коронавирус пройдет, а спрос останется

По прогнозам аналитиков, объем российского рынка платного ТВ по итогам 2020 г. составит 104,5 млрд руб., а к 2024 г. этот показатель увеличится до 130 млрд руб. По итогам 2019 г. рынок достиг показателя в 102 млрд руб., продемонстрировав рост к предыдущему году 7,1%.
© ComNews
08.05.2020

Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования российского рынка платного телевидения по итогам 2019 г. и прогнозы его развития до 2024 г.

Согласно отчету на конец 2019 г., услугами платного ТВ в России пользовалось 44,2 млн абонентов, что на 2,3% выше, чем в 2018 г. Уровень проникновения услуги составил 78,2% домохозяйств страны, без учета пересечений абонентских баз операторов. А с учетом пересечений - 64-65% от всех домохозяйств России. Выручка рынка платного ТВ в 2019 г. составила 102 млрд руб. По отношению к 2018 г. рост - 7,1%. Незначительно (на 4%) вырос ARPU, до 190 руб. в месяц. По данным экспертов J’son & Partners, основным источником роста выручки стало активное применение операторами конвергентных тарифов, но некоторые игроки также продолжили повышение цен.

Согласно прогнозу J’son & Partners, общая выручка индустрии платного ТВ к 2024 г. составит почти 130 млрд руб. Согласно базовому прогнозу развития платного ТВ в России на период до 2024 г. абонентская база традиционного платного ТВ покажет незначительный рост в течение 2021 г. и 2022 г., прежде всего за счет привлечения операторами ОТТ- и IPTV-абонентов. Продолжит уменьшаться количество подписчиков на услуги только спутникового и аналогового кабельного ТВ. Пика проникновения - 79% российских домохозяйств - индустрия достигнет в 2022 г. С 2023 г. начнется постепенное уменьшение общей абонентской базы платного ТВ.

В прошлые годы J’son & Partners Consulting выделял в качестве базовой услуги платного телевидения предоставление абоненту возможности линейного просмотра телеканалов с использованием технологий кабельного, IPTV или спутникового вещания. Учитывая быструю смену парадигмы развития рынка, в 2019 г. все операторы сконцентрировались на новой услуге по доставке телевизионного сигнала - ОТТ-приложениях. Они позволяют не только удержать абонента, но и предложить ему новые сервисы, невозможные при использовании прежних технологий доставки сигнала.

Представитель пресс-службы "Ростелекома" сказал, что по текущим трендам компания рассчитывает на сценарий стабильности бизнеса видеосервиса и даже на некоторый прирост. "Довольно большое количество бесплатного контента могло создать впечатление, что клиенты будут смотреть только его. Но по факту растет общее смотрение - клиенты начинают с бесплатных фильмов, но затем начинают покупать контент, потому что громкие премьеры доступны только платно. Согласны с тем, что абоненты будут отказываться от старых технологий и местечковых провайдеров, выбирая качество трансляции и контентное многообразие. Общее число клиентов, если считать в устройствах и аккаунтах, будет увеличиваться за счет роста популярности ОТТ-сервисов. Например, один клиент может отказаться от кабельного ТВ и перейти на IPTV, а также подключить дополнительно ОТТ-видеосервисы. Такой эффект может привести к росту количества контрактов. Ранее мы сообщали, что за три недели апреля бесплатное смотрение выросло в рекордные 12 раз по сравнению с цифрами "до карантина". Также растут платные просмотры - примерно в три раза. Предоставляя бесплатный контент, наша компания инвестирует в будущее, в увеличение знания о сервисе и продукте. Надеемся, что увеличение клиентской базы, пусть пока и на бесплатном контенте, будет иметь долгосрочные положительные последствия", - прокомментировал представитель пресс-службы "Ростелекома".

В пресс-службе "МегаФона" отметили, что развитие рынка платного ТВ будет зависеть от внешних событий - например, возвращения трансляций спортивных состязаний, в первую очередь футбола. "Спортивные трансляции можно в целом назвать одним из драйверов роста ARPU - все больше пользователей готовы платить за эксклюзивный спортивный контент, и их число будет расти. Прогноз до 2024 г., согласно которому абонентская база не избежит падения, но выручка будет расти, вполне реален", - сказал представитель пресс-службы оператора.

Оператор цифровой среды "Триколор" не считает, что коронавирус оказывает негативное влияние на отрасль, скорее наоборот - дает возможности для роста. "Большое количество подписчиков, воспользовавшихся специальными предложениями операторов во время режима самоизоляции, распробуют бесплатные сервисы и в дальнейшем перейдут к платной модели потребления. В этой связи, рассматривая прогнозы роста и падения числа пользователей платного ТВ, нам ближе прогноз роста, - рассказала представитель "Триколора" Анастасия Соколовская. - Безусловно, "Триколор", как и многие другие участники отрасли, с учетом тяжелой эпидемиологической обстановки предоставил много бесплатных возможностей для россиян. Не считаем, что это сильно повлияет на текущую выручку, но сможет повлиять на ее рост в дальнейшем. Коронавирус пройдет, а спрос останется. Основной драйвер роста - это, конечно, ОТТ. Мы рассчитываем, что наша база продолжит расти за счёт использования клиентами новых сервисов".

Представитель "НТВ-Плюс" Алексей Прохоров полагает, что по результатам текущего года на рынке все же сохранится положительный тренд. "Если, конечно, вследствие пандемии коронавируса не случится коллапс крупнейших экономик мира, но вероятность такого сценария, мягко говоря, не велика. Основными драйверами по-прежнему будут онлайн-телевидение и ОТТ-сервисы. Рынок спутникового телевидения в России, по оценкам тех же аналитиков, близок к насыщению и поэтому вряд ли продемонстрирует рост. Это подтверждают наши собственные продажи: онлайн-телевидение "НТВ-Плюс" остается самым быстрорастущим сегментом бизнеса, - говорит Алексей Прохоров, - Полагаю, если пандемия в ближайшие месяцы прекратится, то для рынка онлайн-видео 2020 г. завершится в положительной зоне, даже с учетом временной коррекции. Это, в cвою очередь, подкрепит движение операторов к мультиплатформенности и предложению услуг во всех средах".

Новости из связанных рубрик