Российский рынок виртуальных АТС (ВАТС) продолжает показывать высокие темпы роста. По данным "ТМТ Консалтинга", по итогам 2019 г. объем рынка увеличился на 39% по сравнению с 2018 г. и составил 11 млрд руб. Количество компаний-клиентов выросло на 23% и достигло 328 тыс.

© ComNews
18.05.2020

По данным "ТМТ Консалтинга", на рынке ВАТС первое место по доходам в 2019 г. по-прежнему занимает компания "Манго Телеком". Ее выручка выросла на 24% по сравнению с предыдущим годом. Лидером по количеству компаний-клиентов второй год подряд является "Ростелеком". Выручка компании от услуг виртуальной АТС в 2019 г. выросла на 57%, обеспечив компании третье место по доходам. Второе место по доходам от виртуальной АТС в 2019 г. занимает компания МТТ, чьи доходы увеличились за этот период на 56%. Как подчеркивает "ТМТ Консалтинг", одной из самых востребованных услуг данного оператора является сервис FMC, интегрированный с CRM и позволяющий автоматизировать работу удаленных сотрудников.

"ВымпелКом" также демонстрируют значительный прирост как выручки (на 36%), так и компаний-клиентов (на 34%). По мнению "ТМТ Консалтинга", причина такого роста заключается в следующих действиях компании: реализация пакетного предложения мобильных услуг "Яркий бизнес" с бесплатным подключением облачной АТС, реализация интеграции ВАТС с внешними АТС по SIP и возможность подключения ВАТС на городские номера, а также новые тарифные планы на SIP-телефонию.

Наиболее высокие темпы роста в 2019 г. среди значимых игроков рынка показал провайдер Zadarma - 72% по доходам и 35% по натуральным показателям. Оператор представил полностью интегрированную с АТС Zadarma CRM-систему ZCRM, расширил возможности АТС. В региональной структуре лидирует Москва, занимающая 41% в доходах. Доля Москвы постепенно снижается вследствие усилий операторов по продвижению ВАТС в регионах. Отраслевая структура не претерпела существенных изменений - компании из сегментов торговли (оптовая, розничная и e-commerce) и услуг вместе формируют 49% рынка.

Директор направления корпоративного маркетинга ПАО "Ростелеком" Сергей Таболин считает, что 2019 г. прошел для компании довольно успешно. "Нам удалось произвести запуск персонального консультирования клиентов, увеличить за счет таргетированной работы нашу клиентскую базу, улучшить функционал нашего продуктового предложения", - прокомментировал он.

Представитель пресс-службы ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) Анастасия Левченко сообщает, что компании сегмента СМБ заинтересованы в интеграциях ВАТС с CRM и другими бизнес-системами, в дополнительных сервисах - коллтрекинге, виджетах, голосовых сервисах, инструментах для организации работы распределенных офисов, отделов продаж и обслуживания клиентов. "Крупный бизнес в основном использует ВАТС в гибридных решениях, объединяющих физическую УАТС клиента с облачной АТС", - сообщает она.

"Данные, указанные в отчете, не противоречат нашим оценкам. Мы подтверждаем устойчивый интерес корпоративного сегмента к унифицированным коммуникациям - ОАТС, CRM, FMC и др., как к одному из ключевых инструментов цифровизации и развития бизнеса. Нынешний кризис придал импульс для цифровой трансформации многих предприятий. Ключевой тренд - создание виртуальных рабочих мест и удаленка. Облачные АТС вполне вписываются в существующие реалии. Ключевая задача "ЭР-Телекома" на данном этапе - быть не просто надежным интернет-провайдером, но и поставщиком виртуальных офисов для бизнес-клиентов. С таким же качеством сервисов, удобства и безопасности инфраструктуры" - сообщили корреспонденту ComNews в пресс-службе АО "ЭР-Телеком Холдинг".

По количеству компаний-клиентов "МегаФон" находится на восьмом месте после таких компаний, как "Ростелеком", "Манго Телеком", МТТ, "Яндекс", "Билайн", "Эр-Телеком", Zadarma, однако представители пресс-службы ПАО "МегаФон" также оценивают 2019 г. как успешный. Они подчеркивают, что число пользователей услуги виртуальной АТС увеличилось на 43%, а выручка от услуги, без учета выручки от тарифных планов, VoIP-телефонии и комплементарных сервисов, стала больше на 68%. Такие показатели, по мнению представителей компании, свидетельствуют, что компания увеличивает темпы привлечения клиентов, а функциональность предложенных решений привлекает более крупных и платежеспособных пользователей.

Что касается результатов 2020 г., Сергей Таболин полагает, что 2020 г. станет для большинства компаний, предоставляющих цифровые продукты и услуги, временем возможностей. "Мы активно с момента кризиса начали помогать предпринимателям по всей стране с помощью виртуальной телефонии. Для действующих клиентов наше надежное предложение именно сегодня является ценным ресурсом, а для потенциальных мы запустили акцию "Домашний офис". Уже видим значительный прирост в клиентской базе", - сообщает представитель "Ростелекома" корреспонденту ComNews.

Оптимистично смотрит в будущее также компания "МегаФон". Представители пресс-службы оператора считают, что перевод бизнеса, в том числе отделов продаж, на удаленную работу благоприятно повлияет на рост показателей от услуги виртуальной АТС в 2020 г.

"Свои коррективы в 2020 г. коронавирус уже внес, это мы все видим. Окончание изоляции, к сожалению, не оживит российский бизнес моментально. В наших прогнозах мы исходим из того, что экономика будет восстанавливаться еще долго", - считает коммерческий директор МТТ Рамиль Биккужин. Он сообщает: "Если говорить про МТТ, то коронавирус ​позволил нам ускорить развитие ряда проектов и в ближайшее время планируется выход двух новых продуктов, которые помогут бизнесу и, по нашим прогнозам, будут драйвером роста выручки компании".

Однако аналитик "ТМТ Консалтинга" Елена Фролова смотрит на ситуацию не столь оптимистично: "По итогам 2020 г. с учетом ситуации с коронакризисом мы прогнозируем снижение темпов роста рынка ВАТС до 21% в денежных показателях и до 17,5% - в натуральных". Она подчеркивает, что прогноз может измениться в зависимости от продолжительности периода изоляции, возврата к изоляции осенью.

Новости из связанных рубрик