Количество абонентов платного ТВ в России по итогам I квартала 2020 г. выросло на 0,2% по сравнению с предыдущим кварталом и составило 45,4 млн. Прирост - около 80 тыс. - оказался наименьшим за последние годы.


© ComNews
18.05.2020

По данным исследования "ТМТ Консалтинга", по итогам I квартала вновь лидером и по относительному, и по абсолютному приросту абонентской базы стала компания МТС. Драйвером роста выступил вывод на рынок новых конвергентных тарифов, по которым скидка на пользование тремя услугами достигает 40%.

У компании "Ростелеком" темпы роста также оказались выше среднерыночных, причем число абонентов IPTV выросло почти на 2%. Заметный прирост пользователей произошел у "ЭР-Телекома" благодаря приобретению томского оператора НТС.

В то время как спутниковый оператор "Орион" в I квартале потерял более 70 тыс. пользователей, лидеру рынка "Триколору" удалось сохранить показатели на уровне конца 2019 г. Удержать абонентов, в частности, помог набирающий популярность сервис "Триколор Кино и ТВ", позволяющий просматривать эфир спутниковых каналов на дополнительных устройствах - смартфонах, планшетах и Smart TV.

Число подписчиков услуги платного ТВ по технологии IPTV увеличилось за I квартал 2020 г. на 180 тыс., более 90% из них подключили три компании - "Ростелеком", МТС и "ВымпелКом". Продолжают переводить своих абонентов на пакеты IPTV + ШПД и небольшие локальные операторы.

По сравнению с общей структурой рынка по 2019 г. в I квартале позиции операторов не изменились.

Пресс-секретарь ПАО "Ростелеком" Андрей Поляков согласен с результатами исследования. Он ссылается также на данные независимого консалтингового агентства J’son & Partners Consulting, согласно которым "Ростелеком" лидирует по количеству абонентов платного ТВ в корпоративном сегменте (B2B) в 2019 г. "По итогам 2019 г. наибольшей клиентской базой обладает "Ростелеком" - 9,5 тыс. клиентов, что позволило оператору укрепить свое лидерство. Таким образом, "Ростелеком" занимает 35,8% рынка платного телевидения в сегменте корпоративных пользователей", - сообщает Андрей Поляков со ссылкой на J’son & Partners Consulting.

Комментируя результаты компании за I квартал 2020 г., директор по маркетингу ГК "Орион" Дмитрий Жичин сообщает, что мероприятия по привлечению DTH-абонентов позволили компании увеличить объем подключения новых абонентов в январе-феврале 2020 г. Однако, как утверждает Дмитрий Жичин, в марте произошел спад числа подключений в связи с пандемией, поэтому рост числа подключений в указанный период не позволил в полной мере компенсировать органический отток, в том числе спровоцированный переходом части абонентов на цифровое вещание. "В условиях экономического спада и снижения платежеспособности населения мы не ожидаем в ближайшей перспективе значительного роста абонентской базы. В качестве ключевой задачи мы видим удержание действующих абонентов и сохранение показателей абонентской базы на уровне значений конца прошлого года", - сообщает директор по маркетингу ГК "Орион".

Ведущий менеджер по развитию бизнеса ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Сергей Козленко считает, что, несмотря на сокращение ежегодного прироста абонентов платного ТВ, традиционным остается рост за счет IPTV-сегмента. "Отрадно, что "Билайн" предлагает своим абонентам именно этот тип подключения, а также все возможности новой платформы "Билайн ТВ" - доступ к ТВ и фильмам на разных устройствах, новых контентных партнеров в сервисе, а также дополнительные преимущества для удобства просмотра. Благодаря развитию новой платформы и усилиям нашей команды, "Билайну" удалось достичь достойных результатов в I квартале. COVID-19 однозначно внесет свои коррективы в планы по росту базы, осознавая это, мы стараемся не снижать темпов и активности по привлечению абонентов, предлагая интересные подарки и предложения от контент-партнеров в "Билайн ТВ", - сообщает Сергей Козленко.

Пресс-секретарь НАО "Национальная спутниковая компания" (бренд "Триколор") Анастасия Соколовская полагает, что ситуация самоизоляции скорее оказывает положительное влияние на отрасль и дает возможности для роста. "Большое количество подписчиков, воспользовавшихся специальными предложениями операторов, действующих на период режима самоизоляции, распробуют бесплатные сервисы и в дальнейшем перейдут к платной модели потребления. В этой связи, рассматривая прогнозы роста и падения числа пользователей платного ТВ, нам ближе прогноз роста. Безусловно, "Триколор", как и многие другие участники отрасли, с учетом тяжелой эпидемиологической обстановки предоставил много бесплатных возможностей для россиян. Не считаем, что это сильно повлияет на текущую выручку, но сможет повлиять на ее рост в дальнейшем. Коронавирус пройдет, а спрос останется. Основной драйвер роста - это, конечно, ОТТ. Мы рассчитываем, что наша база продолжит расти за счет использования клиентами новых сервисов", - полагает Анастасия Соколовская.

"Тренд на ближайшие годы - не только просмотр каналов платного ТВ, но и контента онлайн-кинотеатров. Это современный формат потребления контента, который позволит операторам увеличить базу пользователей и ARPU. Мы предлагаем в нашем приложении "Триколор Кино и ТВ" доступ и к телеканалам, и к широкой библиотеке фильмов. В I квартале многие операторы предоставляли сервисы без дополнительной платы на период самоизоляции граждан из-за пандемии коронавируса. В ближайшем будущем ограничения, связанные с этим, снимут, а зрители, распробовавшие преимущества таких услуг, в большинстве своем продолжат пользоваться ими", - сообщает Анастасия Соколовская корреспонденту ComNews.

Директор по маркетингу ГК "Орион" Дмитрий Жичин, говоря о перспективах 2020 г., напоминает, что Минкомсвязь ожидает падения выручки операторов на 10% в 2020 г. "Такой прогноз, на наш взгляд, имеет предпосылки. Несмотря на то что услуги платного ТВ сейчас наиболее востребованы, говорить о положительном росте выручки в этом году - давать оптимистичный прогноз. Ряд факторов, такие как снижение платежеспособности населения вследствие пандемии, предоставление операторами бесплатных опций для абонентов, снижение объема подключений из-за длительного периода изоляции, с большой вероятностью повлияют на выручку операторов в сторону снижения или стагнации. Степень влияния будет напрямую зависеть от скорости выхода рынка на докарантинный уровень", - считает Дмитрий Жичин.

Директор по проектам "ТМТ Консалтинга" Елена Крылова предполагает, что в 2020 г. абонентская база не вырастет, а то и вовсе снизится на 0,3%, при этом по выручке сохранится небольшой положительный тренд - 1-3%. "Услуга является базовой, и в условиях эпидемии и карантина спрос на нее точно не снижается. В то же время снижение темпов роста выручки - а рост связан в основном с ежегодным повышением тарифов в начале года - станет следствием неплатежей абонентов", - утверждает эксперт.

Новости из связанных рубрик