В России, несмотря на огромную территорию и возможности, рынок беспилотных воздушных средств (БВС) - один из самых слаборазвитых в мире.  Чтобы переломить ситуацию, одних изменений в госрегулировании мало: важно взаимодействие игроков двух отраслей, которые всегда работали отдельно, - авиационной и телекоммуникационной. Если этого не сделать, то Россия в области БВС отстанет безнадежно.
© ComNews
19.05.2020

Вчера, 18 мая, компания EY представила исследование "Развитие рынка беспилотных летательных аппаратов". Основной вывод исследователей в том, что российский рынок услуг с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА, БВС, БАС, дроны, беспилотники) имеет большой потенциал развития с учетом территории страны и технологий. Однако существующее регулирование и инфраструктура делают использование БВС экономически неэффективным или невозможным.

Руководитель центра технологий, медиа и телеком EY Юрий Гедгафов рассказал о том, что пандемия коронавируса вызвала резкий рост интереса к беспилотникам. Например, регулятор США (FAA) выдает экстренные разрешения на полеты за пределами прямой видимости для нефтяных компаний, испытывающих нехватку сотрудников для инспекции трубопроводов. "Американский регулятор выдает такие разрешения в течение одного дня. После окончания карантина это решение будет отменено, однако такой шаг позволит отработать кейс", - отметил Юрий Гедгафов.

Он сказал, что потенциальный эффект от использования дронов в России - более $1 млрд в год, из них $338 млн от использования БАС - в прямой видимости и $747 млн - за пределами прямой видимости. Однако фактическое использование дронов сейчас ограничено.

"Регулирование, ориентированное на пилотируемую авиацию, с одной стороны, существенно ограничивает возможности использования БАС, c другой - оставляет часть вопросов в "серой" зоне. Оно не учитывает такие особенности полетов дронов, как дистанционное управление, автономные полеты, сверхнизкие высоты, полеты над людьми. Например, наибольший потенциал имеют полеты БАС "за пределами прямой видимости". Для их осуществления необходимо согласовать план полета, получить разрешения от администраций и организаций, над территорией которых пройдет полет, разрешение на использование воздушного пространства (ВП), после чего оно временно закрывается для других пользователей. Практически для любой аэрофотосъемки необходимо получить разрешение и пройти последующее рассекречивание записи, что может занимать до нескольких недель", - рассказал Юрий Гедгафов.

Он рассказал о позитивном сдвиге в российской регуляторике. "С 2019 г. появилась регистрация дрона. Это уже большой плюс, около 18 тыс. беспилотников мы имеем в базе. Также с начала 2020 г. любой зарегистрированный дрон, летающий в прямой видимости, может быть запущен без получения специальных разрешений", - пояснил он.

3 февраля 2020 г. правительством РФ принято постановление №74 "О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ". Суть изменений в том, что если раньше для полета любого беспилотника с максимальной взлетной массой более 250 г требовалось получение разрешения и составление плана полета, то сейчас для аппаратов со взлетной массой 30 кг и более сохранилась лишь необходимость в разрешении, а для аппаратов со взлетной массой до 30 кг отпала необходимость и в получении разрешения, и в составлении плана полета при условии высоты полета менее 150 м.

Управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин считает маловероятным, что выполнение данных требований было характерно для владельцев этих аппаратов. "Очевидно также, что в действительности отсутствовала необходимость в таком строгом регулировании полетов беспилотников. Данное обстоятельство и явилось причиной для послабления в нормативном регулировании", - считает Алексей Сулин.

Владелец юридической фирмы "Катков и партнеры" (технология KIP MONITOR) Павел Катков сказал корреспонденту ComNews, что с регуляторной стороны необходимо предусмотреть регулирование работы беспилотников с точки зрения, во-первых, дистанционных реалий коронавирусной изоляции, а во-вторых, гармонизировать текущее регулирование с перспективами использования дронов с применением искусственного интеллекта. "И одновременно с этим, с Федеральным законом от 24.04.2020 №123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте РФ - городе федерального значения Москве и внесении изменений в ст.6 и ст.10 Федерального закона "О персональных данных", который вступит в силу 1 июля 2020 г.", - пояснил Павел Катков.

Юрий Гедгафов также рассказал, что в зарубежных проектах для управления полетами БАС тестируется гражданская инфраструктура. "До 90% всех полетов БАС проходят в зонах устойчивого покрытия мобильных сетей, которые могут обеспечить связь, идентификацию, управление трафиком на низких высотах, особенно в районах с плотной застройкой. Учитывая территории и неравномерное развитие инфраструктуры, эффект в России может быть больше, чем во многих других странах. Российские производители БАС предлагают продукты мирового уровня, а инвесторы, столкнувшись с многочисленными ограничениями, часто вынуждены ориентироваться на зарубежные рынки. Адаптация регулирования и использование гражданской инфраструктуры могут ускорить раскрытие рынка. Наиболее приоритетными областями являются удаленная идентификация, управление трафиком и связь", - сказал Юрий Гедгафов.

Он подчеркнул, что только изменением регулирования ситуацию не решить. "Чтобы ее переломить - нужна инфраструктура. Важно взаимодействие игроков двух отраслей, которые всегда работали отдельно, - авиационной и телекоммуникационной. Если мы этого не сделаем, то Россия отстанет безнадежно. Сейчас все регулируется по правилам авиации. Телеком имеет хорошую наземную инфраструктуру, которая сможет забрать часть нагрузки с беспилотников, летающих на низком расстоянии. Потенциальное взаимодействие этих двух отраслей сейчас рассматривается. Самая большая проблема с дронами, которые летают от нескольких до 100 метров - связь. Нужна стабильная связь. Со 100 м и выше начинается проблема с сигналом по мобильной сети, возникают ошибки по передаче данных между базовыми станциями. На первом месте сейчас - как выстроить общение отрасли и регуляторов", - сказал Юрий Гедгафов.

Гендиректор Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем, член рабочей группы AeroNet Глеб Бабинцев отметил, что в российской авиации на первом месте - безопасность. "В России - приоритет безопасности. Когда появляется технология - власти сначала ее запрещают, и затем рынок по капле доказывает ее эффективность и безопасность, чтобы получить регуляторные послабления. Нужно использовать сети мобильной связи, но до этой сети надо доставить сигнал авиационными отраслями", - считает он.

В Tele2 для развития взаимодействия между двумя отраслями предложили создать рабочие группы. Пресс-секретарь Tele2 Дарья Колесникова сказала, что взаимодействие между операторским сообществом и авиационной отраслью может осуществляться на базе рабочих групп. "Их задача - провести исследования и выявить, на какой высоте сигнал затухает, а на какой предоставляется гарантированный сервис при полетах дронов. В рамках таких групп стоило бы не только проанализировать подход к развитию направления в целом, но проработать конкретные коммерческие кейсы и оценить их окупаемость", - прокомментировала она.

Пресс-служба "МегаФона" сказала, что мобильная связь может обеспечить контроль и управление беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) на высоте до 500 метров. "Для этого необходимо на новых и уже существующих базовых станциях установить дополнительные антенны, которые будут направленны вверх. В крупных мегаполисах потребуется отдельно проработать покрытие небоскребов и высотных зданий, чтобы они не создавали помех в распространении сигнала с земли, - пояснила пресс-служба ПАО "МегаФон". - Взаимодействие в разрезе 5G будет затрагивать не только телеком- и авиационную отрасли, но и многие другие, например автопром. Основные задачи лежат в области корректного регулирования подобных проектов, чтобы, с одной стороны, не убить рынок в самом начале его становления, а с другой - обеспечить требуемый уровень безопасности. Для этого необходимо проводить комплексное тестирование подобных технологий".

Руководитель пресс-службы ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева уверена, что на данный момент 5G - единственная технология связи, которая позволяет осуществлять быстрое сканирование пространства узкими направленными лучами. "А без этого невозможно на практике эффективно и безопасно решать задачи управления, синхронизации и обмена большими потоками данных для дронов любого назначения. Кроме того, только системы связи 5G способны увеличить верхний "потолок" практического использования дронов без значительного повышения мощностей, излучаемых как базовыми станциями - это критично для обеспечения электромагнитной совместимости со спутниковыми и прочими радиосистемами, работающими над горизонтом, - так и абонентскими терминалами, что увеличивает эффективную грузоподъемность дрона. 5G для дронов потребуется, когда такого рода услуги станут массовыми и будет необходимо обеспечивать синхронизацию между большим количеством дронов, находящихся в воздухе. Но один лишь запуск 5G вопрос не решит. Необходимо внедрять в сетях операторов решения MEC - mobile edge computing", - прокомментировала Анна Айбашева.

Вместе с интересом к использованию дронов растет и интерес к противодействию им. Юрий Гедгафов привел пример, что 4 мая 2020 г. в Литве запустили дрон, который почти сразу потерял связь с пилотом. "Его искали несколько дней и нашли буквально позавчера, весящим на дереве", - сказал он.

Дроны могут использоваться и для террористических атак.

Например, 14 сентября 2019 г. объекты нефтяной компании Saudi Aramco (государственная нефтяная компания Саудовской Аравии) были атакованы беспилотниками, из-за чего в ходе торгов в понедельник, 15 сентября, цены на нефть выросли почти на 20%. Ответственность за атаку на себя взяли повстанцы-хуситы, с которыми Саудовская Аравия воюет в Йемене.

Вчера, 18 мая, концерн "Автоматика" госкорпорации "Ростех" подписал договор на поставку систем противодействия беспилотным летательным аппаратам (БЛА) в интересах ПАО "Славнефть-ЯНОС", одного из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов России. Оборудование будет поставлено в III квартале 2020 г.

"Террористические атаки на объекты нефтяной инфраструктуры в Саудовской Аравии наглядно показали, какую угрозу могут нести беспилотники для гражданских компаний по всему миру, включая Россию. Даже любительские дроны могут использоваться для наблюдения, разведки, нести взрывчатку или другие вооружения. Предприятия "Ростеха", прежде всего концерн "Автоматика", предлагают большую линейку средств борьбы с БЛА различного спектра действия. В них используются уникальные алгоритмы, которые не нарушают работу окружающих инфотелекоммуникационных систем. Такое оборудование может безопасно и эффективно использоваться в городских условиях и на высокотехнологичных промышленных объектах", - прокомментировал исполнительный директор "Ростеха" Олег Евтушенко.

Новости из связанных рубрик