Компания X5 Retail Group приняла решение о масштабировании пилотного проекта по обучению персонала с помощью технологии виртуальной реальности (VR) на все супермаркеты сети "Перекресток". В этом году к новому формату обучения будут подключены 846 действующих супермаркетов "Перекресток". Технология войдет в стандарт открытия новых торговых точек. Для обучения продавцов Х5 закупит 1000 очков VR, необходимые платформы управления, а также лицензии.
© ComNews
20.05.2020

VR-технология позволяет дистанционно, без присутствия преподавателя обучить тысячи сотрудников сети любым функциям и навыкам - от коммуникации с покупателем до управления складом. Напомним, что X5 Retail Group в 2019 г. запустила пилотный проект по обучению персонала с технологией виртуальной реальности (VR) в более чем 100 магазинах "Перекресток" и трех гипермаркетах "Карусель" в Москве и Московской области, Петербурге, Нижнем Новгороде, Воронеже, Сочи, Самаре, Екатеринбурге, Перми и других городах (см. новость ComNews от 22 февраля 2019 г.)

Как сообщают представители пресс-службы X5 Retail Group, в рамках пилота на VR-курсах обучилось более 1600 сотрудников торговых сетей - это продавцы-консультанты, которые работают с шестью категориями товаров (мясо, рыба, сыры, кулинария, колбасы, молочные продукты). Пилот показал эффективность технологии: уровень сервиса в магазинах и по соответствующим категориям товаров вырос на 4%, производительность труда - на 8%.

В этом году к новому формату обучения будут подключены 846 действующих супермаркетов "Перекресток". Технология войдет в стандарт открытия новых торговых точек. Для обучения продавцов Х5 закупит 1000 очков VR, необходимые платформы управления, а также лицензии. Х5 самостоятельно управляет системой обучения VR, разрабатывает новые курсы, занимается продвижением. Это позволяет компании перейти от долгой разработки курсов к экспресс-конструктору обучающих модулей для решения практически любой прикладной задачи.

Технология реализована на собственной ИT-инфраструктуре X5 Retail Group, к масштабному внедрению которой уже готовы необходимые мощности. За счет внутриконтурного решения VR-курсы можно обновлять "по воздуху" с корпоративных серверов, нет необходимости настраивать очки в каждом магазине отдельно. Как сообщают представители пресс-службы X5 Retail Group, проект реализуется своими силами с привлечением подрядчиков по решению отдельных задач.

Что касается использования технологии виртуальной реальности для обучения персонала другими игроками рынка, директор по связям с общественностью и государственными органами "Ленты" Мария Филиппова сообщает, что "Лента" использует VR-технологии в обучении сотрудников магазинов с августа 2019 г. "Технология позволяет повысить эффективность и скорость обучения сотрудников. В связи с пандемией коронавируса мы приостановили данный вид обучения из соображений безопасности", - говорит она корреспонденту ComNews.

"Эту глобальную тенденцию начали еще в Walmart в 2018 г. с 17 тыс. гарнитур Oculus Go и системы обучения. Они добились ускорения этапов адаптации персонала и улучшения результатов обучения на 10-15%. Эти события привели лидера иммерсивного обучения компанию StarVR, к расширению и недавнему получению $30 млн инвестиций, не первых и не последних в их истории. Этот успех показывает, что и у X5 Retail Group возможен потрясающий результат", - рассказывает руководитель центра компетенций "Ланит" в сфере VR&AR Илья Флакс. Подчеркивая преимущества виртуальной системы обучения, он заявляет: "Виртуальная реальность не спрашивает вас о вашем образовании, возможностях, и даже умеете ли вы читать. Она сразу показывает, заставляет переживать все те ситуации, которые вас ждут. Все эти сценарии происходят с вами без риска для компании и даже без нужды в создании определенного учебного места. Подобные технологии закрывают многие проблемы учебных центров в сфере розничной торговли и позволяют персоналу эффективно и быстро влиться в свою роль".

Начальник управления унифицированных коммуникаций и контакт-центров компании "Техносерв" Константин Патэ уверен, что использование технологий виртуальной и дополненной реальности в сфере розничной торговли достаточно популярно. "Такие решения при соответствующей методической поддержке могут дать быстрый и качественный образовательный эффект. В данном случае для обучения большого количества сотрудников ситуационному поведению X5 Retail Group выбрала очень действенный и эффективный способ", - считает он.

"В последнее время мы отмечаем взрывной рост числа компаний из сферы розничной торговли, которые интересуются тематикой VR-обучения", - подчеркивает руководитель направления скаутинга цифровой лаборатории Softline Digital Максим Егоров. Он считает, что это связано с появлением реальных кейсов, доказывающих эффективность и экономическую целесообразность использования технологий виртуальной реальности в ретейле, а также со снижением стоимости разработки и внедрения подобных решений за счет появления простых инструментов, не требующих наличия у клиента значительного технического бэкграунда и навыков программирования VR-контента. "На практике это означает, что клиенту больше не требуется привлекать партнеров для разработки нового контента при малейшем изменении сценария обучения, он может реализовать эти изменения самостоятельно за считаные минуты", - объясняет Максим Егоров.

Руководитель центра когнитивных технологий "АйТеко" Илья Калагин считает, что рынок корпоративного VR-обучения растет в первую очередь за счет промышленного сектора, где выгоды от внедрения технологии очевидны: снижение рисков на производстве и повышение скорости освоения сотрудниками новых навыков и оборудования. По его мнению, ретейл также последние два года активно тестирует VR в пилотных проектах. "Скорее всего, их примеру последуют и более осторожные игроки: в розничной торговле высокая текучесть персонала, и сетям необходимы инструменты быстрого и эффективного обучения новичков. Применение виртуальной реальности позволит снизить расходы на обучение и адаптацию сотрудников и при этом обеспечить соответствие этих процессов единым корпоративным стандартам в разных регионах и городах. Распространению технологии в будущем будут способствовать также ее удешевление и развитие искусственного интеллекта в целом, что позволит создавать более качественные сценарии обучающих ситуаций, например взаимодействия продавцов и покупателей", - считает Илья Калагин.

"Со стороны представителей ретейла есть запрос на внедрение актуальных передовых технологий, помогающих ускорить основные ресурсозатратные операции. VR-обучение относится к одному из основных методов обучения, когда создание полнофункционального тренажера с использованием дорогостоящего оборудования экономически не выгодно. В этом случае преимущество VR-обучения очевидно. Общая тенденция на построение "цифровых двойников" сейчас приводит к созданию полнофункциональных 3D-моделей высокого разрешения, что является базой для создания VR-тренажеров. Стоит отметить, что за VR-обучением - будущее и постоянное совершенствование этих технологий позволит улучшить производственные и учебные процессы во всех отраслях", - размышляет начальник управления унифицированных коммуникаций и контакт-центров компании "Техносерв" Константин Патэ.

Максим Егоров убежден, что с учетом текущего спроса на подобные решения, есть высокая вероятность, что в ближайшие два-три года все крупнейшие розничные сети будут обучать сотрудников в VR. Он полагает, что уже сейчас ряд сценариев можно перенести в виртуальную реальность: моделирование расположения полок, составление планограмм и т.д. - поэтому востребованность виртуальной реальности будет только расти.

"Безусловно, такие решения будут все более востребованы с каждым годом, - поддерживает оптимистичный прогноз востребованности VR-технологий в обучении Илья Флакс. - Быстрое развитие технологии позволяет сделать VR-обучение еще выгоднее и удобнее. Вся сила погружения и возможности прожить ситуацию заключена теперь в устройство без провода и компьютера. Потребительские устройства из развлекательного сегмента дают новые возможности, такие как интуитивно понятное управление руками, быстрое начало работы в любом помещении, шесть степеней свободы перемещения. Китайские игроки VR-рынка делают свои устройства более открытыми для задач бизнеса. Такое развитие повысит востребованность технологии уже к концу этого года и на нашем рынке".

Новости из связанных рубрик