Два месяца в самоизоляции показали, что россияне массово заинтересовались возможностями цифровых технологий. Несмотря на это большинству граждан не нравится новая вынужденная дистанционная действительность. Эксперты уверены, что общество не вернется к жизни, которая была в стране до коронавируса SARS-CoV-2. Кроме того, россиянам потребуется помощь государства, чтобы адаптироваться к новым экономическим условиям.

© ComNews
01.06.2020

Новые тенденции в экономике, обществе и власти, которые принесла самоизоляция в мае и апреле, обсудили участники онлайн-сессии Росконгресса и АНО "Цифровая экономика" "Цифра для людей: каким будет мир после карантина?".

Технооптимизм, офлайн-общение и механизмы солидарности

Есть несколько тенденций, которые проявились в обществе за пару месяцев режима самоизоляции. Граждане еще не успели их осмыслить, так как только начинают "выходить из заточения" и пока наблюдают за изменениями. Во-первых, в целом Россию не покинул технооптимизм. "Общество очень открыто относится к технологиям. Особенно к дистанционным, электронным и виртуальным. Мы рассчитываем на них во всех сферах и уверены, что именно они вытащат страну из экономической отсталости, избавят граждан от очередей, от необходимости общаться с забронзовевшими свиными рылами чиновников. Именно так их сегодня воспринимают люди", - сказал генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров.

Кроме того, россияне продолжают воспринимать технологии как способ сделать общество в массе богаче, а жизнь комфортнее. Так описывают общий профиль соотечественника-технооптимиста, который существовал и до пандемии, специалисты ВЦИОМ. По данным опроса центра и Social Business Group, за прошедшее время такой профиль никак не изменился. Исследователи связывают это с тем, что из-за режима самоизоляции восьмикратно выросла доля россиян, работающих из дома. "Выяснилось, что их адаптация, не психологическая, а технологическая, прошла достаточно быстро. То есть цифровые навыки, которые требуются для удаленной работы, либо уже наличествовали, либо были освоены быстро и интенсивно", - уточняет Валерий Федоров. По его мнению, проблема цифровизации сейчас, скорее, в инфраструктуре, а не в способностях самих людей.

Во-вторых, ВЦИОМ отмечает, что удаленная работа во время самоизоляции понравилась далеко не всем гражданам. "Сегодня мы видим обратное желание: все хотят вернуться в уютный офис и превратиться вновь в тот самый планктон. Точнее, надо сказать, этого хочет большинство. Увы, их там не ждут", - уверен представитель исследовательского центра. Капитализм быстро рассмотрел новые финансовые возможности, которые связаны с удаленной работой. "Мы будем переходить на удаленный режим как на постоянный, даже вопреки желанию людей. Это просто дешевле и эффективнее", - прогнозирует Валерий Федоров. Такой подход грозит развалом корпоративной этики.

Локально апрель-май окажут существенное влияние на рынок труда: увеличится доля дистанционной занятости, сократится количество офисных сотрудников, уменьшится количество офисов и ускорится переход к безлюдным производствам. Глобально, уверен профессор, преподаватель РЭШ Сергей Измалков, коронавирус повлияет на развитие цифровой экономики только частично. "Люди очень ценят личное общение. То, что они стали пользоваться чаще цифровыми сервисами - это просто прямой спрос. Граждане хотят офлайнового общения", - напоминает представитель РЭШ.

По данным майского исследования ВЦИОМ, 16% россиян перешли на удаленку, 54% респондентов находились дома в самоизоляции, не работая. То есть сохраняли активную рабочую деятельность меньше трети общества.

В-третьих, в самоизоляции поменялось отношение общества и власти. "Кратко их можно охарактеризовать формулой: мы делаем вид, что соблюдаем, вы делаете вид, что контролируете", - предупреждает специалист ВЦИОМ. Глобальные изменения произошли на уровне российской семьи, когда из 10-12-часового общения люди перешли к 24-часовому взаимодействию. Кстати, семья - единственное, куда общество не готово пускать государство. "Не лезьте в нашу постель, не лезьте к нашим детям, не лезьте во внутренние дела нашей семьи. Туда цифра проникнет в последнюю очередь", - делает вывод Валерий Федоров.

Механизмы солидарности граждан с политикой властей, которые поддерживались два месяца страхом заболеть коронавирусом, имеют ограниченное по времени действие. "Понятно, почему будет парад, "Бессмертный полк" и другие мероприятия символического характера, - добавляет специалист ВЦИОМ. - Это как раз попытка восстановить солидарность в государственно-патриотических формах. Большой вопрос, как все это будет работать, потому что включился новый фактор страха - страха не за страну, ее независимость и величие или даже не за независимый экономический статус, а страх за здоровье. Это нечто новое. Мы такого давно уже не видели".

Об оптимистах и цифровых луддитах

Доктор психологических наук, академик Российской академии образования и профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Асмолов считает, что, помимо перечисленных тенденций, все российское общество можно поделить на технооптимистов и цифровых луддитов. "Все психологические замеры, исследования, которые сейчас есть, показывают, что идет расслоение людей по двум типам. В ситуации, которую многие могли бы назвать "коронаэкзит", по типу "Брекзита", когда ищется выход из ситуации кризиса, появляется два психотипа: психотип, готовый к изменениям, и психотип, который предпочитает стабильность, устойчивость жизненного уклада", - описывает ситуацию Александр Асмолов. В странах, где преобладает активная гражданская позиция, большинство общества относится к первому типу людей - у них высокая чувствительность к разнообразию. В государствах, где преобладает общество подданных, у граждан срабатывает стратегия психологической защиты. "Ясно одно: той реальности, в которой мы были, уже не будет. Сегодня коронакризис привел к тому, что мир оказался в поисках смысла, от чего спасать людей - от коронавируса или бедности", - сказал профессор ВШЭ.

Руководитель дирекции стратегии, исследований и разработок АНО "Национальные приоритеты" Юлия Грязнова обращает внимание, что в ситуации такого выбора, который делает государство, для общества важен локус контроля. То есть либо граждане выберут активную позицию субъекта и сами помогут себе, либо будут ждать поддержки от властей и переложат всю ответственность на них. "Многие будут мечтать вернуться к обществу, чтобы все было как прежде. "Цифра" будет рационализироваться, обесцениваться, представляться великим злом очень большой части населения, которые относятся к архаичному уровню ментальности. Оппозиция между цифровыми аборигенами и цифровыми иммигрантами в обществе достигнет целостного диссонанса", - предсказывает Александр Асмолов.

Российскому обществу могла бы помочь установка на "цифровое общество", а не на "цифровое государство". Госпрограммы по цифровой экономике надо сворачивать, убежден Сергей Измалков, так как цифровую экономику должны делать бизнес и общество, а не власти.

Ковидолояльные, ковидодиссиденты и государство

Последние опросы показывают, что доверие российского общества к власти существенно снизилось, при этом россияне остаются технооптимистичной нацией. "Более 40% граждан хорошо относятся к новым технологиям и активно ими пользуются. У нас один из самых высоких в мире показателей обеспеченности мобильной связью, но за прошедшие два месяца мы увидели несколько новых сюжетов. В обществе есть мягкий и терпимый раскол между ковидолояльными и ковидодиссидентами", - рассказывает футуролог и астрофизик Николай Ютанов. Есть часть населения, которая считает, что все меры против коронавируса бессмысленны. Некоторые граждане уверены, что вируса не существует. По словам Николая Ютанова, в такой реальности цифровая экономика является последствием, неким дополнительным "волшебным фактором" того процесса, который происходит.

Коронавирус - это прежде всего вызов для государства. Вызов кризиса в том, посчитали участники дискуссии, что будут делать с пандемией власти. "Пока государство работает старыми методами. Это касается и всей "цифры", и развития цифровой экономики в целом. Какова реальная польза от цифровых пропусков? Они как-то работают? Мы этого не видим. Мы видим, что государство придерживает любую статистику. И это мешает пониманию, какие процессы происходят с самим заболеванием, и сильно мешает пониманию того, что происходит в экономике", - подытожил Александр Асмолов.

Новости из связанных рубрик