ITV Group и Huawei разработали решение в области физической безопасности. Оно представляет собой сервер, основанный на аппаратном обеспечении Huawei и программной системе видеонаблюдения Axxon Next. Серверы будут производиться на новом заводе в Нальчике (Кабардино-Балкарская Республика). Пока это отверточная сборка, но в перспективе планируется увеличить степень локализации. Эксперты отмечают, что решение пока нельзя назвать полностью российскими, но работа в данном направлении ведется и продукт обладает рядом конкурентных преимуществ, как с точки зрения безопасности, так и со стороны рыночной конъюнктуры.
© ComNews
08.06.2020

В конце 2019 г. ITV Group подписала соглашение с Huawei о сотрудничестве в области разработки программно-аппаратных комплексов физической безопасности. Компании поставили перед собой цель создать интеллектуальную систему, которая будет не только эффективно решать задачи государственного и коммерческого заказчика, но и соответствовать взятому Россией курсу на цифровую экономику и технологический суверенитет. С тех пор компаниями проделано много работы, готовится к запуску производство серверов в Нальчике.

Предпосылки

Коммерческий директор ITV Group Андрей Христофоров рассказал о сложившейся ситуации на российском ИТ-рынке и предпосылках создания решений, независимых от проприетарных западных технологий. Он отметил, что введение западными компаниями санкций в отношении ряда российских юридических лиц в 2014 г. показало: информационную инфраструктуру отраслей, критически важных для обеспечения национальной безопасности, нужно сделать технологически независимой.

"Именно тогда существовавшие ранее гипотетические риски превратились в реальные угрозы. Прежде всего это угроза остановки работы систем из-за невозможности получить обновления или продлить лицензии программного обеспечения. Кроме того, почти все ПО получают централизованные обновления с серверов компаний-разработчиков. Теоретически они могут просто отключить систему или внести изменения, создающие угрозу утечки данных. Основные проблемы, связанные с аппаратным обеспечением, заключаются в отсутствии или труднодоступности комплектующих для ремонта и технического обслуживания. Кроме того, железо, как и софт, может иметь недокументированные возможности. Поэтому применение коммерческих продуктов западных компаний возможно далеко не везде", - рассказал корреспонденту ComNews Андрей Христофоров.

Пример отрасли, остро нуждающейся в технологическом суверенитете, - оборонно-промышленный комплекс. Но существуют и другие значимые для национальной безопасности сферы, такие как здравоохранение, транспорт, связь, энергетика, ракетно-космическая, горнодобывающая, металлургическая, химическая промышленность и ряд других. Повышение уровня национальной безопасности предполагает снижение их зависимости от импорта.

Андрей Христофоров считает, что можно и нужно поэтапно переводить критические отрасли и объекты на российские технологии. "В области ИТ это означает применение соответствующего программного и аппаратного обеспечения. Если отечественного продукта для решения какой-либо задачи не существует или он труднодоступен, начать можно с использования зарубежных продуктов, не подверженных санкциям. А затем постепенно перенимать опыт и увеличивать степень локализации", - говорит он.

Российское ПО

Закономерной реакцией российской экономики на санкции стала стратегия импортозамещения. Она включает и преференции, отдаваемые российскому софту органами власти и госкомпаниями.

Андрей Христофоров отметил, что в этой области у России все довольно неплохо: ряд отечественных софтверных компаний не только лидируют на российском рынке, но и успешно конкурируют на мировом в самых разных областях - от разработки игр до информационной безопасности.

"Отдельно стоит сказать об операционных системах, хотя это можно отнести к любой области, где у нас пока нет готового к широкому внедрению программного продукта. Полностью разработанной в России ОС, которая могла бы стать массовой, действительно, нет. При этом ОС - ключевой компонент, от которого зависит и надежность, и безопасность информационной системы. Хороший выход из ситуации - создать решение на основе продукта с открытым исходным кодом. И это уже сделано - существуют российские ОС, разработанные на основе открытого ПО. Например, вполне коммерчески успешные продукты "Альт" и Astra Linux. Кстати, и тот, и другой имеют версии, сертифицированные ФСТЭК, - рассказывает Андрей Христофоров. - Можно спорить о надежности и безопасности открытого ПО в сравнении с проприетарным. Исследования на эту тему проводятся с последних десятилетий прошлого века. Их результаты говорят о том, что открытый софт, поддерживаемый достаточно большим сообществом разработчиков, может быть не менее надежным и безопасным, чем проприетарный, а зачастую даже более. При этом во многих случаях сообщество быстрее реагирует на выявленные дефекты и уязвимости. И конечно, в открытый код нельзя незаметно встроить недокументированные возможности - что чрезвычайно важно для стратегических отраслей. Кроме того, разработка российской компанией продукта на основе открытого исходного кода позволяет совместить преимущества обоих подходов".

Компонентная база

С аппаратным обеспечением ситуация сложнее, чем с программным. Создание элементной базы современного уровня - дорогой процесс. Приемлемая стоимость компонентов, производимых мировыми лидерами микроэлектроники, обеспечивается огромными партиями. В России есть собственные разработки - например, микропроцессоры "Эльбрус", но их тираж гораздо меньше, а цена - гораздо выше.

Андрей Христофоров сказал, что микропроцессоры "Эльбрус" подходят в ситуациях, когда безопасность превыше всего, а цена не играет решающей роли - скажем, в бортовых системах управления военной техники. "Однако для массового внедрения в менее критических приложениях - но при этом важных для национальной безопасности, - таких как серверы систем видеонаблюдения, оно подходит не очень хорошо по причине высокой стоимости. И здесь надо искать разумное компромиссное решение", - добавил он.

Совместное решение ITV Group и Huawei

ITV Group и Huawei разработали и предлагают решение в области физической безопасности. Оно представляет собой сервер, основанный на аппаратном обеспечении Huawei и программной системе видеонаблюдения Axxon Next.

Аппаратная платформа решения - серверы TaiShan компании Huawei, использующие собственный многоядерный ARM-процессор общего назначения Kunpeng 920, совместимый с набором инструкций ARMv8 и производимый по 7-нанометровому технологическому процессу. В максимальной конфигурации процессор имеет 64 ядра, работающих на частоте 2,6 ГГц, интегрированный восьмиканальный контроллер памяти DDR4, поддерживает интерфейсы PCIe 4.0, CCIX и два сетевых порта 100GE (с поддержкой RoCE 2.0). Многоядерная ARM-архитектура обеспечивает энергоэффективность при многопоточных вычислениях, характерных для интеллектуальных систем видеонаблюдения, а общая пропускная способность сетевых портов гарантирует эффективную работу серверов при увеличении потока данных.

Серверы будут производиться на новом заводе в Нальчике (Кабардино-Балкарская Республика). Пока это отверточная сборка, но в перспективе планируется увеличить степень локализации. В качестве операционной системы будет использоваться специализированная сборка ОС семейства Linux.

Эксперт по интеллектуальным платформам Huawei Никита Солодун отметил, что, помимо выдающихся показателей производительности, преимущества процессора Kunpeng заключаются в использовании архитектуры ARM, которая свободно распространяется среди производителей микроэлектроники, имеет понятную систему лицензий и обладает постоянно растущим количеством разработчиков. "В современных условиях эти факторы позволяют назвать Kunpeng отличной альтернативой состоявшимся проприетарным экосистемам", - добавил он.

Система видеонаблюдения Axxon Next - продукт ITV Group (российский разработчик ПО для систем безопасности). Компания разработала видеоаналитику на основе классических алгоритмов и искусственных нейронных сетей.

Система Axxon Next поддерживает широкий спектр IP-устройств видеонаблюдения (около 10 тыс. моделей), который включает в себя фиксированные и поворотные IP-камеры, тепловизоры, взрывозащищенные камеры и другие устройства. Система использует алгоритмы распознавания лиц и автомобильных номеров, разработанные российскими компаниями. Axxon Next предоставляет возможность взаимодействия с различными техническими средствами охраны (ОПС, СКУД, охрана периметра) для применения в интегрированных комплексах безопасности, а также возможность обмена данными с внешними системами для использования в рамках больших информационных комплексов.

Андрей Христофоров рассказал, что нейросетевые алгоритмы ITV Group адаптированы и оптимизированы для работы на специализированных ИИ-процессорах Huawei Ascend 310/910, используемых в различных устройствах платформы Huawei Atlas AI. "Без подобных устройств невозможно создание энерго- и экономически эффективных решений с элементами искусственного интеллекта", - добавил он.

Решение ITV Group и Huawei пока не является системой российского происхождения в полном смысле, но компании видят перспективы развития в этом направлении. "Уже сейчас оно обладает рядом достоинств: решение является альтернативой доминирующим на рынке системам, основанным на компонентах западного происхождения; основано на компонентах, которые производятся в странах, не поддержавших антироссийские санкции; обладает высочайшей энергоэффективностью и привлекательной ценой; имеет программный код, полностью открытый для государственного заказчика; соответствует требованиям стратегических и критически важных объектов. Подведу итог - это решение, которого на нашем рынке безопасности давно ждали. 10 июня компании Huawei и ITV Group проведут онлайн-презентацию, посвященную готовящемуся запуску нового продукта в производство. Приглашаем всех желающих принять участие. Для этого нужно зарегистрироваться на странице мероприятия", - резюмировал Андрей Христофоров.

Партнер и директор компании "Интеллектуальный Резерв" Павел Мясоедов отметил, что, в отличие от софта, где есть российские наработки, которые вполне могут конкурировать с зарубежными аналогами, с аппаратной частью ситуация сложнее. "Полностью разработанной операционной системы пока нет, но существуют версии с открытым исходным кодом - "Альт" и Astra Linux, сертифицированные ФСТЭК. Совместные решения ITV Group и Huawei пока нельзя назвать полностью российскими, но работа в данном направлении также ведется. При этом продукт обладает рядом конкурентных преимуществ, как с точки зрения безопасности, так и со стороны рыночной конъюнктуры. Во-первых, это альтернатива западным аналогам, созданное на комплектующих из стран, которые не поддерживают антироссийские санкции. Во-вторых, система обладает высочайшей энергоэффективностью и привлекательной ценой. В-третьих, может использоваться крупнейшими государственными заказчиками, так как имеет полностью открытый программный код. В-четвертых, соответствует требованиям стратегических и критически важных объектов - что исключительно важно в оборонно-промышленном комплексе, энергетике, ракетно-космической отрасли и других направлениях, обеспечивающих национальный суверенитет государства", - объяснил Павел Мясоедов.

Руководитель направления "Перспективные технологии" компании "Ланит-Интеграция" (входит в группу "Ланит") Алексей Белогорцев уверен, что создание ПО на базе открытого исходного кода является ключевым трендом в импортозамещении. "Адаптация программных решений под ARM-архитектуру процессора с одной стороны дает возможность не зависеть от западных технологий, построенных на x86, с другой - позволяет легче прейти на дальнейшее использование российских процессоров, к примеру "Байкал", - сказал Алексей Белогорцев корреспонденту ComNews.

Cпециалист по защите критической инфраструктуры компании Softline Максим Прохоров напомнил, что требования к внедрению импортозамещающего оборудования в инфраструктуру значимых объектов КИИ пока не утверждены. "Но ожидается, что они будут приняты в скором времени, что пока принимается рынком без особого энтузиазма. В настоящее время ИТ-инфраструктура большинства критичных объектов, долгое время работающих на рынке, построена преимущественно на основе зарубежных решений. Ее глобальная перестройка, например на крупных промышленных предприятиях, потребует вложения больших финансовых и временных ресурсов. Кроме того, этот процесс будет связан с рисками возникновения сбоев в работе нового оборудования, что может привести к остановке производственных процессов. На российском рынке пока не существует решений, полностью закрывающих потребности технологического сегмента (АСУ ТП). Финансы и телеком обновляют инфраструктуру гораздо чаще - это связано с постоянным внедрением новых сервисов. Тем не менее и для них переход к импортозамещающим решениям может оказаться непростым, так как необходимо будет искать оборудование с высокими техническими характеристиками. С другой стороны, массовый переход организаций критической информационной инфраструктуры к импортонезависимости может стать неплохим стимулом для развития российского рынка аппаратных решений", - прокомментировал Максим Прохоров.

Заместитель директора по продукту "МойОфис" Петр Щеглов отметил, что вопрос импортозамещения аппаратной части ПАК стоит очень остро. "У нас нет собственных разработок чипов, чтобы покрыть все потребности экономики. Санкции США против Huawei и реакция на них контрактных производителей микроэлектроники показывают, что по всей экономике РФ можно нанести мощный удар одним росчерком пера.

В настоящее время на рынке присутствуют "Эльбрус", "Байкал", "Элвис", которые сами разрабатывают чипы, но производятся они на зарубежных фабриках. Риски - запрет производства для россиян, по аналогии с Huawei. ARM - это микроархитектура процессоров, разработку и лицензирование которой контролирует британская компания ARM Holdings. На этой микроархитектуре основаны практически все успешные мобильные "системы на чипе" - Qualcomm, Mediatek, Huawei/HiSilicon - для смартфонов и планшетов. Эффективность ARM проектов в области ПК и серверов пока неочевидна, так как массового использования в этих сегментах добиться не удалось. Пока можно говорить только об ограниченном использовании серверов с ARM-процессорами в телекоме.

Если отечественные разработчики микропроцессоров будут иметь постоянный доступ к новым версиям ARM, это может позволить им проектировать процессорные системы. Тогда экономика будет получать компьютерные системы с процессорами, частично спроектированными в РФ, но зависимость как от фабрик, так и от лицензий иностранных компаний сохранится", - сказал Петр Щеглов.

Генеральный директор "Базальт СПО" Алексей Смирнов согласился с важностью вопроса. "Поскольку в КИИ планируется в 2021 г. перейти на отечественное ПО, а в 2022 г. - на отечественное аппаратное обеспечение, проблема, действительно, острая. При использовании в критической инфраструктуре важно иметь возможность самостоятельно обеспечивать полный жизненный цикл всех компонентов программно-аппаратных комплексов. В России разработана достаточно большая линейка процессоров - "Байкал-Т", "Байкал-М", "Элвис/Мультикор", "Эльбрус", с различными аппаратными архитектурами, в том числе ARM32 и ARM64. У каждого из них есть свои преимущества и своя область применения в КИИ. Одни хороши для рабочих мест, другие - для серверов, третьи - для промышленной автоматики, все хороши по-своему. Создание и перенос - портирование - приложений на архитектуру ARMv8 облегчается ее распространенностью, наличием почти всех привычных средств разработки и дешевых компьютеров. Нет никакой необходимости в использовании средств кросс-разработки, что повышает ее эффективность и надежность", - отметил Алексей Смирнов

Руководитель отдела аналитики "СерчИнформ" Алексей Парфентьев пояснил, что проблема импортозамещения аппаратной части программно-аппаратных комплексов, в том числе для объектов КИИ в РФ, острая, потому что есть отдельные наработки, но полноценного комплексного решения нет. "Так, чтобы был готовый отечественный ПК или отечественная серверная инфраструктура - такого просто не существует. Даже под отечественными СХД понимаются собранные в России из чужих компонентов хранилища, где сверху просто стоит отечественное ПО. С функциональной же точки зрения АРМ является неплохим решением для отдельных узких задач, но не в качестве CPU для высоконагруженных программно-аппаратных сред. Преимущество ARM для создания конечных продуктов для госкомпаний заключается в гибкости архитектуры и особенностях ее лицензирования. А проблема этой архитектуры в том, что она все-таки задумана как энергоэффективное решение для мобильных устройств, а не для десктопных решений и десктопной инфраструктуры. То есть по факту использовать ARM в таком случае можно, но если бы она действительно была эффективнее других архитектур, то ее бы и без импортозамещения и принуждения уже бы использовали ИТ-корпорации. Сейчас же АRМ широко применяется в мобильных устройствах, встраиваемой электронике и устройствах IoT, что не является основными потребностями КИИ, когда мы говорим о программно-аппаратных комплексах", - прокомментировал Алексей Парфентьев.

Заместитель генерального директора "Рэйдикс" по стратегии Сергей Платонов считает, что нужно сосредоточиться на создании экосистем и инфраструктур, которые сочетаются с продуктами на зарубежных рынках. "То есть чтобы условная российская компания Х могла разработать программное обеспечение, которое может одновременно работать и на российском оборудовании, и на оборудовании зарубежных производителей. Это позволит сделать российские продукты конкурентоспособными на мировом уровне, успешно их продавать и инвестировать в развитие качественных решений, - рассказал Сергей Платонов. - ARM - это современная архитектура процессоров, которая в последнее время набирает большую популярность: появляется все больше серверов и других различных устройств, которые ее используют. Более того, появляется портированное под ARM ПО с открытым исходным кодом. Уточню, что использование открытого исходного кода не удешевляет продукт, но значительно сокращает time to market: изучить и внедрить продукт с открытым исходным кодом гораздо быстрее, чем разрабатывать аналог с нуля. Что касается использования ARM в компаниях, то преимущества лежат в технических особенностях. Во-первых, это энергоэффективность: ARM выгодно использовать в конечных устройствах на производствах. Во-вторых, ARM показывает отличные вычислительные показатели. Например, новые устройства от Broadcom и Mellanox на ARM показывают достаточно высокую производительность, а новый суперкомпьютер в Японии сделан на архитектуре ARM".

Новости из связанных рубрик