ПАО "МегаФон" запускает новый IoT-продукт по онлайн-мониторингу воды, позволяющий водоканалам автоматизировать процессы и в режиме онлайн получать информацию о работе объектов.


© ComNews
26.06.2020

Комплексное решение носит название "Онлайн-мониторинг воды". Оно интегрируется с уже существующим оборудованием водоканалов и позволяет на базе IoT-платформы объединить в одну систему разные приборы учета и доавтоматизировать всю цепочку технологического процесса, снизив нагрузку на сотрудников.

Сотрудник водоканала будет получать всю информацию в личном кабинете сервиса и иметь возможность там же формировать экономические и технические отчеты для сбытовых организаций, отслеживать даты поверок приборов, передавать данные в расчетную систему предприятия (1С). Уведомления о любых нештатных ситуациях оперативно поступают в виде SMS и на электронную почту.

Как сообщили в пресс-службе "МегаФона", в решении "Онлайн-мониторинг воды" может использоваться несколько десятков различных датчиков и приборов учета. "Решение состоит из самого датчика, передающего устройства, которое может быть в него интегрировано, сети передачи данных "МегаФона" и IoT-платформы, на которой все данные структурируются и визуализируются в личном кабинете "МегаФона" или транслируются в системы заказчика. Главная задача для нас - организовать работу большого количества датчиков и приборов учета, обеспечить бесперебойный сбор и передачу данных и дать клиентам максимально возможный объем информации для принятия эффективных решений, а также снять с клиентов тяжелую работу по обеспечению работоспособности всей системы. На данный момент более 10 водоканалов тестируют решение "Онлайн-мониторинг воды", еще столько же находятся на этапе проработки "МегаФоном" индивидуальных технических решений", - информируют в пресс-службе "МегаФона".

Представители пресс-службы подчеркивают, что у "МегаФона" есть также комплексное специализированное решение для отрасли ЖКХ. Сервис "Умное ЖКХ" собирает и обрабатывает показатели общедомовых и индивидуальных счетчиков электроэнергии и тепла, холодной и горячей воды. Он анализирует информацию, выстраивает графики и отчеты, а также в режиме реального времени отслеживает нештатные ситуации. Решение также помогает электросбытовым компаниям реализовать требования нового законодательства (ФЗ-522) - установить умные счетчики и автоматизировать сбор информации с них.

Руководитель по развитию продуктов IoT/M2M "Билайн Бизнес" Максим Павлов также сообщает, что "Билайн Бизнес" разрабатывает комплекс автоматизированных решений, позволяющий проанализировать текущее состояние инфраструктуры водоканала, найти комплексные неисправности сети, организовать коммерческую работу с потребителями и создать систему цифрового водоканала. "Ключевым фактором в работе водоснабжения в РФ является низкая автоматизация систем управления и контроля технической базы предприятия. Серьезными вопросами являются повышение эффективности коммерческой деятельности путем борьбы с утечками, нецелевым и безучетным потреблением водных ресурсов потребителями", - отмечает Максим Павлов.

Пресс-секретарь Tele2 Дарья Колесникова говорит, что у оператора есть IoT-решение для экологического мониторинга акваторий. "Изначально разработанное для мариферм, цифровое решение позволяет измерять в режиме реального времени физические и гидрохимические параметры воды. Установленные в акваториях датчики мониторят состояние аквасреды, по мобильной сети Tele2 информация с датчиков поступает на IoT-платформу, а заказчик получает актуальные оповещения о малейшем изменении значений. Решение позволяет контролировать состояние акватории и реализовывать масштабные проекты цифровой экологии", - информирует представитель пресс-службы Tele2.

"Пока вода практически ничего не стоит, решения по автоматизации не будут массово внедряться", - считает директор Российской ассоциации интернета вещей Андрей Колесников. По его словам, "МегаФон" - большие молодцы, что сводят вместе параметры и данные для анализа ситуации по цифровым сценариям и автоматизации. "Однако массовое внедрение подобных систем будет только в том случае, если потребители поймут настоящую ценность пресной воды: как на уровне культуры потребления, так и на уровне цены за кубометр. С учетом климатических изменений, Россия имеет возможность стать главным поставщиком не газа и нефти, а воды на международный рынок", - утверждает Андрей Колесников.

"Решения, конечно, адаптируются под отрасль, но это отнюдь не означает, что передача данных водоканала радикально отличается от решения для трубопровода", - размышляет аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын. По его словам, конкретные решения могут отличаться, например, для датчиков, которые находятся на земле и под землей. "И операторы решат эту задачу эффективнее, чем сотрудники водоканала или энергетики. При этом оператор связи не создает сам измерительную аппаратуру - она уже создана и применяется в каждой отрасли. Роль оператора состоит в том, чтобы передавать данные в аналитические центры. Однако маловероятно, чтобы операторы начали конкурировать, предлагая решения для одних и тех же отраслей. Скорее всего, операторы будут стремиться установить долгосрочные партнерства с крупнейшими предприятиями каждой отрасли, по возможности избегая лобовой конкуренции", - считает Леонид Делицын.

Востребованы IoT-решения будут в первую очередь в тех отраслях, которые поддерживают пространственно-протяженную инфраструктуру - трубопроводы, электроэнергетику, трассы, водоканалы. "Зачастую измерительная аппаратура уже установлена на объектах, однако результат можно увидеть лишь в специально оборудованном помещении. Техник периодически открывал замок, снимал показания приборов и записывал их в журнал. Сейчас работу техника будут выполнять компьютер и модем, которые переправят необходимую информацию в центр. Телеметрическая система может отправлять информацию и непосредственно с датчика", - подчеркивает Леонид Делицын.

Новости из связанных рубрик