Новости / июль 2020
Как расплачиваются россияне

Mediascope пришла к выводу, что жители крупных городов России хотя бы раз в год оплачивают товары и услуги в интернете. Чаще всего россияне платят онлайн за мобильную связь, покупки в интернет-магазинах и коммунальные услуги. Самыми популярными платежными сервисами в интернете остаются Сбербанк и "Яндекс.Деньги".
© ComNews
17.07.2020

Исследовательская компания Mediascope изучила, как и за что жители крупных городов России платили онлайн в 2020 году. Товары или услуги хотя бы раз в год оплачивают в интернете 93,7% респондентов. Чаще всего россияне платят онлайн за мобильную связь, покупки в интернет-магазинах и коммунальные услуги. Самыми популярными платежными сервисами в интернете остаются Сбербанк – его используют почти 82,8% опрошенных, а также Яндекс.Деньги – ими пользуются 54,7%.

Исследование проводилось в мае – июне 2020 года. В онлайн-опросе участвовали россияне 12-55 лет из городов с населением от 700 тыс. человек (в шести федеральных округах) и городов Дальневосточного региона с населением от 600 тыс. человек. Участники исследования пользуются интернетом хотя бы раз в неделю и минимум раз в год платят за товары или услуги с компьютера или смартфона.

По данным исследования, чаще всего жители крупных российских городов оплачивают онлайн мобильную связь — это делают 81,6% опрошенных, заказы в интернет-магазинах (81%) и коммунальные услуги (72,3%). Первая тройка категорий платежей остается неизменной, однако доля тех, кто платит онлайн за мобильную связь, сократилась – в прошлом году она составляла 85,8%.

Исследователи отмечают, что в 2020 году самый большой рост среди категорий покупок, которые россияне оплачивают в интернете, показала доставка готовой еды – хотя бы раз такие заказы оплачивали онлайн 61,1% респондентов против 51,5% в 2019 году. По сравнению с прошлым годом заметно увеличилась доля тех, кто отправляет денежные переводы в интернете, - с 55% до 58,5%, платит онлайн за такси — с 50,8% до 55,2%, а также за онлайн-игры — с 25,3% до 29,4%. При этом россияне стали реже оплачивать онлайн билеты на транспорт (50,4% — в 2020 году, 59,9% — в 2019) и на мероприятия (44% — в 2020, 54,4% — в 2019), а также бронирование отелей (23,6% — в 2020, 32,4% — в 2019).

Банковские карты и интернет-банкинги остаются самыми популярными средствами для платежей в интернете. В этом году с их помощью платили онлайн 89,9% и 89,7% россиян соответственно. Электронные деньги для онлайн-платежей использовали 78,3% опрошенных.

Как отмечается в исследовании, самые активные пользователи онлайн-платежей — люди 25-34 и 35-44 лет. В этих возрастных группах доля тех, кто платит онлайн с помощью банковских карт, интернет-банкингов и электронных денег, выше, чем в среднем по населению. Банковские карты используют 93% россиян 25-34 лет и 93,7% — 35-44 лет. С помощью интернет-банкингов платят онлайн 93,2% опрошенных 25-34 лет и 92,8% — 35-44 лет. Электронными деньгами в интернете платят 81,7% людей 25-34 лет и 82,2% — 35-44 лет. Молодежь 18-24 лет также чаще, чем в среднем по населению, пользуется для онлайн-оплаты интернет-банкингами (94,2%).

В 2020 году россияне стали чаще платить онлайн с помощью систем бесконтактных платежей. По сравнению с прошлым годом доля тех, кто выбирает такой способ оплаты, выросла с 44,8% до 53,4%. Самые активные пользователи сервисов бесконтактных платежей — это люди 25-34 лет (66,5%) и 18-24 лет (61,9%).

По данным исследования, лидером среди платежных сервисов остается Сбербанк. В 2020 году с его помощью хотя бы раз платили 82,8% россиян. Яндекс.Деньги оказались на втором месте по популярности — через них в интернете платил каждый второй опрошенный (54,7%).

В России продолжают набирать популярность бесконтактные платежи: число тех, кто платит через Google Pay, за год увеличилось с 22,9% до 29,1%, через Samsung Pay — с 15,5% до 17,4%. Доля пользователей сервиса бесконтактных платежей Apple Pay практически не изменилась: 20,2% — в 2020 году и 18,9% — в 2019 году.

Как сообщается в исследовании, банковская карта или электронный кошелек, с помощью которых можно получать кэшбэк, есть у 62,7% опрошенных. Еще 20,1% сейчас не получают кэшбэк от сервисов, но хотели бы получать, 15,5% не интересуются кэшбэком, а 1,7% ничего о нем не знают. Популярнее всего кэшбэк у людей 35-44 лет — 68,3% респондентов из этой возрастной группы подтвердили, что у них есть карта или электронный кошелек с кэшбэком. Завести такую карту или кошелек чаще всего хотят люди 12-17 и 18-24 лет. Самые популярные способы получения кэшбэка — в виде бонусов и баллов. Так его получают 67,7% тех, у кого уже есть карты или кошельки с кэшбэком. Деньгами кэшбэк получают 41,1% респондентов.

"Выводы исследования в целом отражают действительность, однако мы ожидаем роста объема онлайн-платежей в отдельных категориях по итогам 2020 года. Коронавирус безусловно сказался на увеличении доли пользователей интернета, которые совершают покупки и платежи в онлайне, однако он также сказался на покупательской способности и стремлении в кризис сократить расходы. Поэтому можно наблюдать определенные спады, но они не будут носить долгосрочный характер. Те, кто оценил удобство и простоту совершения заказов и платежей онлайн, скорее всего сократят свои действия в офлайне, изменив платежное поведение", - считает CEO платежного сегмента группы QIWI Андрей Протопопов.

Он отмечает уверенный рост подобных платежных сервисов, поскольку в совокупности с технологией NFC они создали уникальный и удобный UX, который позволяет совершать платежи быстро, удобно и безопасно, а также предоставляет практически бесшовный процесс совершения платежа в онлайн. "По данным Visa, только за апрель-май в среднем на 30% увеличилось число бесконтактных платежей в магазинах. Безусловно, на рост также повлияла ситуация с COVID-19, однако он стал лишь одним из факторов. Увеличение популярности подобных сервисов будет иметь устойчивый характер, особенно с расширением перечня мерчантов, которые предоставляют возможность совершить онлайн-платеж подобным способом", - сообщает Андрей Протопопов.

По его оценке, если говорить непосредственно про Google Pay, то тут необходимо отметить, что на рост влияют также увеличивающаяся доступность смартфонов на базе Android с технологией NFC и число андроид-пользователей в России, которое значительно выше, чем число пользователей продукции Apple (по данным Bloomberg, в 2019 году в России 73% андроид-пользователей и 26% iOS-пользователей). Андрей Протопопов считает, что подобные сервисы востребованы как раз благодаря тем продуктам, которые предоставляют пользователю банки и электронные кошельки, ведь именно их карты мы подвязываем у себя в Apple Pay или Google Pay. "Сейчас они дополняют друг друга, однако мы видим тут начало процесса дезинтермедиации банков и смещения фокуса внимания клиентов на финтех-сервисы брендов, к которым они лояльны. В среднесрочной перспективе мы вряд ли увидим серьезное конкурентное противостояние по объективным причинам, - речь скорее о взаимодополнении. Однако Apple уже сделал первый шаг, выпустив под собственным брендом кредитный продукт, пусть и на сторонней инфраструктуре. Возможно от успеха данного продукта будет зависеть дальнейшее укрепление позиций сторонних платежных и финансовых сервисов перед финансовыми организациями", - подчеркивает Андрей Протопопов.

Аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов считает, что Google Pay как средство платежа не конкурирует напрямую с банковскими картами. Он лишь повышает удобство пользования ими. По мнению Валерия Емельянова, многие из перечисленных в исследовании сервисов легко дополняют друг друга. "Один и тот же клиент обычно использует и "Яндекс.Деньги", и "Сбербанк", и бесконтактные агрегаторы карт (Google-, Samsung- или ApplePay). Просто люди чаще пополняют телефон и оплачивают коммуналку, и для этого привычнее использовать приложение банка. Чуть реже они оплачивают онлайн-покупки, и тут уже часто подворачивается платежный шлюз "Яндекса". Он позволяет оплачивать покупки, не имея денег в его кошельке и даже без постоянной привязки своей карты - просто для одноразовой операции. В итоге кошельки от "Яндекса" номинально имеет половина Рунета", - рассказывает Валерий Емельянов.

По его словам, еще реже, чем за телефон и за покупки в интернете россияне платят на оффлан-кассах записанными на смартфон бесконтактными картами, то есть пока немногие освоили Google Pay и его аналоги. Из-за этого пока сервис на пятом месте. Pay-сервисы тоже позволяют платить на сайтах, а также пополнять телефон. Но не везде это реализовано удобно, и не все знают, что такая опция у них в смартфоне вообще есть. Они по привычке все делают через банковские приложения.

"Кошельки и электронные деньги это нишевые средства оплаты. Они больше подходят для фрилансеров, которым важно не светить свои доходы. Поэтому, повторюсь, Google Pay им не конкурент. Они будут сосуществовать отдельно. Но аудитория Pay-сервисов на смартфонах однозначно будет выше, чем у кошельков. Просто потому, что своими картами люди пользуются почти всегда и везде. И ничего более универсального, чем Google-, Samsung- и ApplePay на рынке нет и не предвидится. Карты могут со временем исчезнуть, но сам сервис, оболочка для платежа через банк – они, конечно, останутся и будут развиваться дальше", - говорит Валерий Емельянов.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отмечает, что Google Pay можно использовать в смартфонах любых производителей, а Apple Pay – в iPhone. "Владельцы iPhone, как правило, – люди относительно обеспеченные, поэтому осваивают инновации раньше, а проникновение Apple Pay быстро достигает максимального уровня, на котором останавливается", - размышляет Леонид Делицын. По его словам, проникновение Google Pay и Samsung Pay во многих странах увеличивается не так быстро, но в итоге они используются чаще, чем Apple Pay. "Потеснить карты мобильные платежи способны, а вытеснить – вряд ли. Пользователи не готовы доверить абсолютно все функции смартфону. Большинство предпочтёт использовать оба способа – иногда мобильные платежи, а иногда – пластиковые карты. Кроме того, продавцы принимают не все способы оплаты, поскольку им надо окупать затраты на приобретённые ранее кассовые аппараты. За пределами столиц далеко не все магазины готовы приобретать специальные терминалы для приёма платежей Apple Pay. Кроме того, карты используются для платежей онлайн при помощи компьютера", - объясняет Леонид Делицын.

Новости из связанных рубрик