Group-IB представила аналитический отчет, раскрывающий основных бенефициаров пиратских онлайн-кинотеатров и пиратского спортивного стриминга. Главными выводами исследования стали данные о финансировании пиратской индустрии онлайн-казино Lucky Partners и Welcome Partners, букмекерской конторой 1xBet, а также о техподдержке со стороны легальных хостеров "Многобайт" и "ДДОС-ГВАРД", предоставляющих пиратам серверные мощности.

© ComNews
24.07.2020

Эксперты Group-IB установили, что основными бенефициарами и одновременно драйверами деятельности пиратских онлайн-кинотеатров и пиратского спортивного стриминга являются лидеры рынка незаконных казино, например, Welcome Partners и Lucky Partners, а также букмекерские конторы, наиболее крупной из которых остается 1xBet (доступ к главному домену 1xbet.com был ограничен на территории России в 2016 году).

Нелегальный гемблинг спонсирует деятельность пиратов фактически на всех этапах производства и монетизации нелегального контента: от копирования кинопремьер и сериалов CamRip-группами и WebCam-группами, перевода на несколько языков студиями озвучивания до продвижения подпольного бизнеса. После публикации ворованного контента пиратские сайты выступают для онлайн-казино и букмекерских контор главной рекламной площадкой, размещая баннеры, промокоды, ссылки для привлечение новых игроков.

По данным исследования, за последние пять лет только букмекерская контора 1xBet проспонсировала контент для 17 студий озвучивания сериалов (почти 80% крупных студий озвучивания, работающих в русскоязычном сегменте Интернета), ежемесячно инвестируя порядка 300 000–500 000 рублей ($5000–8300) на съемки и переводы. В феврале 2019 года известная пиратская группа Koshara стала посредником при взаимодействии 1xBet со студиями записи и перевода: в результате такого сотрудничества было выпущено более 100 CamRip-версий фильмов — около трех CamRip в неделю. Всего же, по оценке Group-IB, 1xBet с 2015 года профинансировал "озвучку" более 900 фильмов и сериалов, а реклама букмекеров размещалась на более 80% всех пиратских ресурсов в СНГ.

Как сообщается в исследовании Group-IB, основными рекламодателями спортивных трансляций кроме 1xBet, являются: Melbet, Parimatch, Linebet, Orca88, Bwin и др. В зависимости от партнерской программы доход стримера, организующего трансляцию, в среднем, составляет от 20% до 40% от суммы проигрыша привлеченного игрока. Например, доход участник партнерской программы Melbet доход может достигать 1,5 млн рублей в месяц (для ресурса со средним количеством ежедневно привлекаемых игроков 70–80 человек).

Несмотря на то, что большинство собственников популярных онлайн-казино находится на территории Украины, как, например, владельцы партнерских программ Lucky Partners и Welcome Partners, пираты используют в своих схемах обогащения процессинг российских банков и платежных систем, невольно исполняющих роль соучастников преступления.

Отчет Group-IB детально анализирует технологическую инфраструктуру онлайн-пиратства. Последние несколько лет злоумышленники широко используют технологии CDN — сервисов, которые агрегируют пиратский контент и оптимизируют его доставку до потребителя (видеобалансеров). В 2020 году видеобалансеры обеспечивают контентом до 80% пиратских онлайн-кинотеатров в России и на постсоветском пространстве. На смену "тройке лидеров", ушедших с рынка в ходе международной спецоперации полиции и правообладателей, как и предсказывали эксперты Group-IB пришли крупные CDN "второй волны" — Collaps, HDVB, VideoCDN, Videoframe, Bazon, Ustore, Alloha.

Аналитики Group-IB полагают, что за крупнейшим из них - CDN Collaps – снабжающим контентом до 45% онлайн-кинотеатров, стоят выходцы из Украины. А именно - создатели популярных пиратских онлайн-кинотеатров Baskino и Hdrezka.

Заместитель гендиректора Group-IB по направлению интеллектуальной защиты бренда Андрей Бусаргин уточняет, что выпуск данного отчета преследует цель — нанести очередной удар по киберпреступной индустрии. По его словам, Group-IB стремится вскрыть всю структуру пиратства, обнародовать данные об основных организациях-спонсорах этой деятельности и тех, кто за ними стоит, а также обнародовать данные о компаниях, которые под видом легальной деятельности предоставляют пиратам технологические мощности для запуска, доставки и монетизации пиратского контента.

"Исследование Group-IB как раз и показывает, что партнерами и основными рекламодателями пиратов являются запрещённые онлайн казино и нелегальные букмекеры", - комментирует представленные данные генеральный директор Ассоциации "Интернет-видео"Алексей Бырдин. По его мнению, и те и другие представляют теневой бизнес и заслуживают уголовного преследования, поэтому вряд ли с ними можно о чем-либо договариваться или проповедью убедить прекратить нарушать авторские права и вовлекать пользователей в финансовые авантюры. "Кстати, засилье рекламы азартных игр не означает, что другой рекламы на пиратских сайтах нет. С нормальными рекламодателями и рекламными агентствами мы ведём диалог уже несколько лет, и ситуация постепенно улучшается. Все наше профессиональное сообщество - правообладателей и легальных дистрибуторов контента - нацелено и работает на снижение доступности пиратского контента, так что, я думаю, пиратов ожидает очередной год потерь", - рассказывает Алексей Бырдин.

"В ситуации, когда два нелегальных бизнеса, пиратство и серый гемблинг, кормят друг друга, действенным способом может быть блокировка определенных видов банковских транзакций, но для реализации требуется добрая воля банковских и платежных институтов", - заявляет президент Союза "МКС" Михаил Демин. На его взгляд, ответ на вопрос существуют ли какие-либо действенные способы принуждения компаний, спонсирующих сайты с пиратским контентом, перестать давать деньги, находится во многом в этической плоскости. "Многие крупные бренды на него ответили: "Нет, мы не размещаемся на пиратских сервисах, даже если охват сравнительно больше, а стоимость контакта или перехода оказывается меньше". Потому, что это покупка краденного", - рассказывает Михаил Демин.

"Мы рассчитываем, что по итогам 2020 вырастет легальное потребление видео-контента. Для этого предпринимаются колоссальные усилия. Во время пандемии многие онлайн-кинотеатры отказались от абонентской платы, и многие зрители впервые получили совершенно новый пользовательский опыт, с которым не сравнятся пиратские площадки. Следующая большая задача для легальных видеосервисов – это удержание абонентов. Мы видим, что процент конверсии "бесплатных" или "смотрящих" абонентов в "платящие" значительно выше, чем раньше. Видеосервисы говорят о 20 и даже 30 процентах.Кроме этого, мы надеемся, что до конца года будет принят закон, закрепляющий положения Меморандума. Снизится доступность пиратского контента и, соответственно, их посещаемость и доходы, - убежден Михаил Демин.

По словам Михаила Демина, в свое время Роскомнадзор стал инициатором создания механизма внесудебного, и, соответственно, быстрого исключение пиратских ресурсов из выдачи крупнейших поисковиков по заявлению правообладателя. "Держателем Реестра является наш Союз. В этом реестре уже 4,5 миллиона ссылок на страницы пиратов. Только за апрель-май, за период пандемии, в реестр попали 550 тысяч ссылок, в среднем в месяц поступает 17 тысяч заявлений правообладателей, каждое из которых содержит 15-20 ссылок", - сообщает Михаил Демин. Он говорит, что действуют не хулиганы – одиночки, а хорошо организованная, финансируемая и управляемая деятельность. Современные видеопираты моментально реагируют на вызовы, и борьба с ними – постоянная гонка, соревнование технологий и скоростей. "Следующий шаг – блокировки стриминга спортивных трансляций – активно прорабатывается. Есть очень перспективные предложения. Есть основания полагать, что так называемый "серый беттинг" очень скоро останется без основного ресурса. Нужно отметить, что легальные беттинговые компании в свое время поддержали "обеление" рынка спортивных трансляций, сегодня все чаще софинансируют покупку прав, и также говорят о заинтересованности в борьбе со спортивным пиратством", - считает Михаил Демин.

Новости из связанных рубрик