Сбербанк выкупит у нескольких компаний акции Rambler Group. В результате доля Сбербанка в капитале группы увеличится до 55%, составив контрольный пакет акций. После завершения сделки в Rambler Group ожидается изменение состава совета директоров.
© ComNews
30.07.2020

Сбербанк выкупит у Rambler Group казначейскую долю в размере 6,95%, которая ранее приобретена группой у финансового инвестора Era Capital. Помимо выкупа 6,95% напрямую у Rambler Group, в результате которого доля Сбербанка повысится до 53,5%, банк также приобретет долю в 1,5% напрямую у компании A&NN, второго акционера Rambler Group. Таким образом, доля Сбербанка в капитале группы увеличится до 55%.

Пресс-служба Rambler Group сказала корреспонденту ComNews, что ожидается изменение состава совета директоров Rambler Group, но подробностей пока не сообщили.

Сбербанк собирается дополнительно инвестировать в Rambler Group около 2 млрд руб., чтобы обеспечить группе абсолютное лидерство на рынке. В банке сказали, что часть инвестиций будет направлена на ускоренный рост рыночной доли Okko (инвестиции в продукт, контент, маркетинг), с целью сделать мультимедийный сервис крупнейшей ОТТ-платформой России уже в 2021 г.

По данным "ТМТ Консалтинга", по итогам 2019 г. компания Okko заняла второе место на российском рынке онлайн-кинотеатров (легальных VoD-сервисов, действующих по модели ОТТ и предлагающих для просмотра профессиональный видеоконтент) с рыночной долей 22%. Разрыв между компаниями, занявшими первое и второе места, достаточно велик: выручка лидера рынка - компании ivi (рыночная доля 37%) в полтора раза выше выручки Okko.

"Участие в Okko такого крупного акционера, как Сбербанк, уже в 2019 г. заметно сказалось на развитии сервиса Okko, который показал самый высокий из компаний топ-5 рост - на 72%. Можно ожидать, что при дальнейшем росте инвестиций Сбербанка в Okko сервис продолжит развиваться высокими темпами и сократит отставание от ivi", - прокомментировала директор по проектам "ТМТ Консалтинга" Елена Крылова. По данным J`son & Partners Consulting, по итогам 2019 г. онлайн-кинотеатр Okko занял третье место.

Кроме того, за счет инвестиций в продуктовую и технологическую составляющую медиасервисных проектов Rambler планируется укрепить лидерство группы в сфере онлайн-медиа, а также на рынке продажи электронных билетов на мероприятия.

В июле 2020 г. Сбербанк сообщил о назначении Татьяны Доброхваловой старшим вице-президентом, руководителем индустрии рекламы и медиа ПАО "Сбербанк". На этой должности она будет отвечать за развитие компаний экосистемы Сбербанка, работающих в сфере медиа и рекламы, а также за партнерские программы в этих индустриях. До прихода в Сбербанк Татьяна Доброхвалова занимала должность заместителя генерального директора "Газпром-медиа холдинг" (см. новость ComNews от 22 июля 2020 г.).

Татьяна Доброхвалова уверена, что сейчас отличное время для наращивания инвестиций в направление медиа и развлечений группы Сбербанк. "Медиа и сервисы Rambler Group знакомы большинству россиян: каждый хоть раз читал новости на Lenta.ru, покупал билеты с помощью "Рамблер/кассы", смотрел кино на Okko или болел за любимую команду вместе с "Чемпионат.com". Мы намерены вывести проекты Rambler Group на кардинально новый уровень, обеспечить их ускоренное технологическое развитие и органично вписать их в нашу экосистему разнообразных продуктов и сервисов", - прокомментировала новый руководитель индустрии рекламы и медиа Сбербанка.

Генеральный директор Rambler Group Рафаэль Абрамян отметил, что на сегодняшний день платящая аудитория Okko утроилась относительно аналогичного показателя до сделки со Сбербанком. "Значительный вклад в это внесли совместные проекты и дистрибуция через каналы Сбербанка. Аудитория медиасервисных проектов Rambler&Co с этого момента увеличилась на 20% и в марте 2020 г. достигла 66 млн, а число билетов, реализованных в 2019 г. через онлайн-сервис "Рамблер/касса", по сравнению с предыдущим годом, увеличилось почти в два раза и составило 24 млн. Привлечение дополнительного финансирования, а также усиление синергий со Сбербанком позволит нам агрессивнее наращивать рыночные доли всех наших проектов", - рассказал он.

В апреле 2019 г. Сбербанк принял решение инвестировать в Rambler Group, и портфель банка дополнился брендами группы, в том числе мультимедийным сервисом Оkkо, медиасервисным холдингом Rambler&Co, а также кинотеатром "Художественный".

По мнению директора департамента ТВ и контента J`son & Partners Consulting Дмитрия Колесова, наиболее ценным в Rambler для Сбербанка является Okko. "Дело в том, что этот сервис может стать ключевым для увеличения времени использования сервисов единой экосистемы. Кроме того, для будущей умной колонки, которую делает Сбербанк и которая должна стать будущим центром управления, видеосервис может быть главным фактором для привлечения пользователей. По нашим оценкам, Okko в 2019 г. занял третье место среди онлайн-кинотеатров по выручке. Усиление направления медиа и рекламы в Сбербанке - тоже логично. Новых сервисов много как покупается, так и создается. Для этого "зоопарка" нужен единый центр принятия решений", - объяснил Дмитрий Колесов.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын надеется, что стратегия развития Rambler Group изменится. "Хотелось бы, конечно, чтобы поменялась, поскольку стратегия проекта, прошедшего путь от самого популярного сайта российского интернета и лидирующей поисковой машины до сайта №17 (в рейтинге), наверное, нуждается в каком-то пересмотре. Официальной стратегией последних лет вроде бы были лидирующие позиции в онлайн-медиа, и эта цель как будто бы выполнена. Беда в том, что сама эпоха, когда онлайн-СМИ играли в экономике интернета главную роль, закончилась в 1998 г. С тех пор СМИ уступали по популярности лидирующим сайтам - поисковикам, почте, соцсетям - в десятки раз, и сама цель укрепиться в этой нише выглядела странным дауншифтингом, - рассуждает Леонид Делицын. - Сейчас стратегия развития будет подчинена целям экосистемы банка, и онлайн-проекты будут служить в основном источником аудитории. Можно ожидать открытия большого числа обязательных сервисов, которые есть в других экосистемах. И инвестиции в Rambler Group, и назначение Татьяны Доброхваловой руководителем индустрии рекламы и медиа Сбербанка - часть построения бизнес-экосистемы банка. Идея бизнес-экосистем, которую американский стратег Джеймс Мур опубликовал в начале 1990-х, состоит в том, что в современную эпоху конкурируют не компании, а экосистемы корпораций. К примеру, IBM создавала рынок персональных компьютеров не одна, а вместе с Intel и Microsoft, а конкурировавшая Apple выступала в партнерстве с Motorola, ретейлерами, компьютерной прессой и прочими. Одно из открытий Мура состояло в том, что в экосистеме зарабатывают все, но главный - больше других. Главным в экосистеме Сбербанка будет, разумеется, Сбербанк. Нет, по идее он не должен принимать решения за других, это они сами будут принимать решения так, чтобы Сбербанк выигрывал. В обмен они получают зонтик главного игрока экосистемы. Потребители и партнеры уже будут иметь дело не просто с ветераном Рунета, а с частью экосистемы Сбербанка".

Леонид Делицын добавил: "Окко занимает вторую позицию, и, скорее всего, это сейчас устраивает абсолютно всех, а вот выход на первую позицию будет категорически не устраивать ivi, которому нужно привлечь средства на IPO именно как крупнейшему, а не второму игроку. Поэтому ivi своих позиций легко не отдаст, а будет наращивать показатели с максимальной скоростью".

Новости из связанных рубрик