Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС запустил первый интерактивный онлайн-курс для госслужащих со всей России. "Основы цифровой трансформации в государственном и муниципальном управлении" - это программа повышения квалификации, рассчитанная на 20 академических часов. В настоящий момент на программы Центра зачислены более 2500 человек из 52 регионов России, в том числе из Приморского края, Новгородской, Владимирской и Иркутской областей, Республики Чувашия и других регионов.
© ComNews
04.08.2020

Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС запустил первый интерактивный онлайн-курс для госслужащих со всей России.

Образовательная программа предназначена для слушателей с любым уровнем подготовки, в том числе без профильного опыта: она знакомит с основными понятиями и тенденциями цифровой трансформации в мире и в России, а также с реализованными проектами и новыми технологиями, на основе которых создаются масштабные и отраслевые проекты цифровой трансформации. Первый дистанционный курс выпущен Центром в 2019 г.: его прошли 5000 человек в возрасте от 20 до 71 года из 68 российских регионов. На базе первого дистанционного курса для госслужащих весной 2020 г. выпущен открытый онлайн-курс по основам цифровой трансформации для всех желающих, а новый курс для представителей федеральных и региональных органов государственной власти дополнен и перезапущен в интерактивном формате.

Как сообщает пресс-служба Центра цифровой трансформации, образовательная программа интегрирована с кадровыми проектами Центра подготовки руководителей цифровой трансформации: слушатели курса смогут пройти тесты на владение знаниями и навыками, востребованными в эпоху цифровизации. Если по итогам тестирования они получат высокие оценки, то попадут в кадровый реестр высококвалифицированных специалистов и получат возможность участвовать в масштабных проектах федерального уровня и получать другие кадровые предложения.

Первые слушатели начали проходить курс уже 3 августа 2020 г., а последние завершат обучение в середине ноября. Предполагается, что до конца 2020 г. обучение по онлайн-программе "Основы цифровой трансформации в государственном и муниципальном управлении" пройдут около 4000 человек.

Напомним, что центр подготовки руководителей цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer, CDTO) создан в феврале 2019 г. на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС под эгидой Минкомсвязи и Минэкономразвития. Центр реализует программы для государственных и муниципальных служащих, ответственных за цифровое развитие.

Директор центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Ксения Ткачева, отвечая на вопрос, в чем уникальность именно этого курса, сообщает, что в 2019 г. и начале 2020 г. сотрудники центра активно изучали, как реализуются в разных регионах России государственные цифровые проекты, кто в них работает, какое образование у этих госслужащих, как, чему и насколько успешно они учатся, как организуют свою деятельность. "Мы выяснили, что участники проектов по созданию современных государственных сервисов - люди с очень разным уровнем образования и вовлеченности, к тому же очень многое зависит от региональных особенностей. Кроме того, мы собирали обратную связь от слушателей наших программ в 2019 г. и учли ее при доработке курсов. В частности, мы приняли решение сделать курс интерактивным, а также усилили аспект популяризации: опыт показывает, что даже участники уже существующих цифровых проектов могут быть недостаточно мотивированными, и мы стремимся сильнее вовлечь их в ту работу, которую они уже ведут, рассказывая, как цифровые проекты и современные сервисы могут изменить работу целых отраслей, жизни людей и целых стран", - объясняет Ксения Ткачева.

Она отмечает, что программа стала геймифицированной. "Мы подумали, что идея с преодолением себя на пути к вершине очень хорошо подходит учебному процессу. Новый курс представлен как путешествие к вершине горы, в котором каждый слушатель найдет для себя наиболее удобный формат "восхождения", - рассказывает Ксения Ткачева. По ее словам, программа была доработана с учетом пожеланий участников прошлогодней программы: добавился разбор многочисленных примеров цифровой трансформации, был разработан тезаурус слушателя, собраны блоки рекомендованных материалов для каждого раздела курса. "Мы добавили большое количество вопросов для самопроверки и лучшего запоминания материала, разработали более дружелюбный интерфейс и множество схем и иллюстраций, которые понятнее разъяснят суть ключевых понятий цифровой экономики", - разъясняет Ксения Ткачева. Она также подчеркивает, что все программы Центра реализуются в рамках госзадания, слушатели не должны оплачивать свое участие. Финансирование Центра осуществляется в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" нацпроекта "Цифровая экономика".

По словам Ксении Ткачевой, процесс идет достаточно активно: внедряются новые проекты, разрабатываются крупные сервисы, мы получаем информацию о новых назначениях. "Однако самих образовательных программ, даже самых лучших, недостаточно: должна развиваться экосистема в целом, в том числе инфраструктура для работы с "цифровыми" кадрами в российских органах власти. Такая работа ведется в том числе в нашем центре: например, если по итогам прохождения курса наши слушатели получают высокие оценки, то их включают в кадровый реестр высококвалифицированных специалистов для проектов цифровой трансформации, и они получают возможность участвовать в масштабных проектах федерального уровня и получать другие кадровые предложения", - говорит Ксения Ткачева.

Руководитель образовательной программы бакалаврской подготовки "Цифровая трансформация промышленных бизнес-систем" Государственного университета управления Виктория Борисова считает, что на сегодняшний день подготовку специалистов по цифровой трансформации ведут единичные образовательные организации. "Сложность заключается и в том, кого готовить - пока не сложился окончательный портрет специалиста по цифровой трансформации и нет четкого понимания того, какими компетенциями он должен обладать, - и в том, как готовить такого специалиста. Должен ли он обладать исключительно навыками и знаниями только информационных технологий, включая вопросы Big Data, искусственного интеллекта, блокчейна, интернета вещей и т.д., или, помимо всего прочего, он должен еще понимать ту предметную область, в которой проводится цифровая трансформация?" - объясняет Виктория Борисова. На ее взгляд, если придерживаться понимания цифровой трансформации как изменения бизнес-моделей и процессов организации на основе информационно-коммуникационных технологий и средств бизнес-аналитики, то на первый план выходят знания и понимание объекта цифровой трансформации, дополненные как раз теми самыми цифровыми технологиями, способными коренным образом изменять не только бизнес-процессы организации, но и ее культуру, выступающую базисом подобных преобразований. По мнению Виктории Борисовой, подготовка таких специалистов крайне специфична и требует развернутых знаний не только в области экономики и менеджмента, но и технологических основ производства (если речь идет о цифровой трансформации промышленного сектора).

"С момента определения курса на цифровую экономику в нашей стране подготовка таких высококвалифицированных кадров пока еще не стала широко распространенной. Осознание необходимости цифровизации присутствует во всех сферах экономики - здравоохранении, образовании, финансовом секторе, промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, государственном управлении и прочих. И если для одних этот процесс становится залогом успешного ведения бизнеса - ИТ-отрасль, добывающая промышленность, финансовый и банковский сектор, - то для других, например для машиностроения, он сопряжен со значительными трудностями, в том числе из-за отсутствия необходимых кадров. Большая часть подготовки по данному направлению направлена на высшее звено, то есть руководителей цифровой трансформации - например, программа "Сколково" "Управление цифровой трансформацией" для позиции CEO. Однако успешность перевода организации в статус Digital - дело рук не только одного директора по цифровой трансформации. Для эффективного воплощения в жизнь подобных технологических и управленческих изменений крайне необходимы специалисты операционного уровня, в одинаковой степени владеющие как предметной областью, так и прорывными технологиями. А это требует междисциплинарной базовой подготовки и особого сочетания soft и hard skills. Простым повышением квалификации тут вряд ли удастся обойтись", - пояснила Виктория Борисова.

Директор по дистанционным программам Московского физико-технического института Алексей Малеев также отмечает, что кадров с цифровыми компетенциями не хватает. "РАНХиГС создает отличные инициативы в этом направлении, мы хорошо знаем заведующего кафедрой прикладных информационных технологий Павла Голосова, который этот процесс тоже двигает. В апреле мы проводили деловую конференцию в рамках учебного фестиваля программирования и искусственного интеллекта RuCode. Одна из секций была посвящена цифровой трансформации в правительственных субъектах РФ, были интересные примеры, но многие ссылаются на то, что кадров не хватает. Мы видим, что работа в этом направлении ведется: идет переподготовка кадров, увеличивается число школьников, поступающих в университеты на направления, связанные с цифровыми навыками и информатикой вообще", - рассказывает Алексей Малеев. По его словам, каждый человек может взять учебный план любого университета и учиться по нему, сложность скорее с кадрами, которые эти программы реализуют. Из университетов лучшие уходят в индустрию, потому что там тоже не хватает кадров и зарплаты очень высокие. В университетах и школах мало кто остается учить. "Есть такое распространенное мнение, что в ИТ моральная пенсия приходит в районе 40 лет, потому что все быстро меняется. Может быть, столкнувшись с профессиональным потолком, эти люди могли бы стать классными преподавателями в университетах и школах. Мы занимаемся популяризацией цифровых знаний в плотной связке с индустрией. Очень приветствуются совместные программы, где разработчики могли бы качественно транслировать свой опыт в дистанционном формате. Сейчас всем необходимы навыки понимания технологий в дополнение к управленческому опыту, так как любая трансформация - это болезненный процесс. Такие моменты нужно правильно преодолевать и не входить в конфликт, правильно задавать общее настроение в коллективе", - сообщил Алексей Малеев.

Профессор кафедры "Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии" Московского технического университета связи и информатики Татьяна Кузовкова утверждает, что вузов и курсов по цифровой трансформации совершенно недостаточно. "Цифровое развитие касается всех отраслей, секторов экономики и социальной жизнедеятельности, поэтому все отраслевые вузы должны разрабатывать курсы по цифровой трансформации конкретных отраслей и видов деятельности", - считает Татьяна Кузовкова.

По ее словам, подготовка курсов требует научного переосмысления происходящих процессов. При наличии научных и прикладных разработок учебные планы разработать нетрудно.

Похожего мнения придерживается и директор по инновациям ИТ-компании "Крок" Алексей Смирнов. Он говорит, что, несмотря на то что государство уделяет внимание развитию цифровой экономики, и на то, что вузы и корпорации запускают свои программы подготовки, на рынке все еще есть недостаток квалифицированных сотрудников для реализации цифровой трансформации. "Этот кадровый голод можно наблюдать и для инженерных позиций. Например, квалифицированных разработчиков или специалистов по тем или иным информационным системам становится все сложнее нанять не только в Москве, но и в регионах. Необходимо выстраивание полной цепочки обучения, которая будет готовить специалистов и для реализации цифровой трансформации, и для проектирования и управления цифровой трансформацией, уделяя внимание всем аспектам - технологиям, менеджменту, работе с людьми и культурой, новым принципам ведения бизнеса в цифровой экономике, новым бизнес-моделям", - рассказывает Алексей Смирнов. По его мнению, основной сложностью можно назвать необходимость практического применения полученных навыков. "Так как действительно усвоить необходимые для сфер цифровой экономики знания можно только через их активное применение. Если умножить объем этих знаний на растянутость процессов трансформации во времени, а также на скорость изменения технологий в цифровой трансформации, то можно прийти к выводу, что учебные планы должны быть больше ориентированы на постоянное обучение, решение практических кейсов, сессии с менторами и экспертами по применению полученных знаний в компании", - отмечает Алексей Смирнов.

Мнение Алексея Смирнова разделяет директор центра отраслевой экспертизы департамента по работе с промышленными предприятиями компании "Техносерв" Андрей Шуравин. "Сегодня очевидно, что профильных специалистов для проведения цифровой трансформации недостаточно. Однако даже при дефиците кадров по этому направлению в первую очередь нужно поднимать вопрос не о количестве вузов, а о качестве образования. Статус университета предполагает, что его задача - научить специалистов использовать самые передовые, актуальные технологии и при этом объяснить, что любая технология - AI, AR/VR, IoT/IIoT - лишь инструмент, с помощью которого потенциально можно выполнить сложную задачу", - сообщает Андрей Шуравин. По его оценке, процесс подготовки специалистов уже начат, однако пока нет определенности с его функциональной составляющей. Андрей Шуравин считает, что для разработки планов, соответствующих потребностям, во-первых, нужно определить цель и программу обучения, а во-вторых, для их реализации необходимо иметь в своем штате специалистов, глубоко погруженных в предмет и желательно имеющих практические навыки.

"Сегодня высшие учебные заведения активно развивают связи с заинтересованными работодателями - это помогает им получить и экспертизу и необходимые для процесса обучения ресурсы. Например, еще в 2015 г. в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики при поддержке нашей компании создана современная телекоммуникационная лаборатория и центральная аппаратная научно-образовательного центра. Они стали базой для научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов, а также помогали получать практические навыки исследовательской работы в области современных информационных и телекоммуникационных технологий. Стало доступно изучение функционала современного оборудования, его архитектуры и аппаратного состава, интерфейсов управления, сетевых технологий, VoIP, функций операторской сети и пр.", - рассказал корреспонденту ComNews Андрей Шуравин.

Новости из связанных рубрик