Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
10.08.2020

Несмотря на то что государство уделяет внимание развитию кадров для цифровой экономики, а вузы и корпорации запускают программы подготовки, на рынке есть недостаток квалифицированных сотрудников для реализации цифровой трансформации. А именно кадровый вопрос должен быть приоритетом для власти, выбравшей путь цифровой экономики.

На минувшей неделе Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС запустил первый интерактивный онлайн-курс для госслужащих со всей России. В настоящий момент на программы Центра зачислено более 2500 человек из 52 регионов России.

Это, безусловно, важное и позитивное событие заставляет задуматься о том, насколько в целом в России успешно идет процесс подготовки "цифровых" кадров (в первую очередь на руководящих должностях). Эксперты из сферы образования говорят, что в этом вопросе далеко не все развивается так гладко и быстро, как хотелось бы.

По их мнению, подготовку специалистов по цифровой трансформации ведут единичные образовательные организации, и сложность заключается как в том, кого готовить, так и в том, как готовить специалиста. Цифровая трансформация как часть цифровой экономики - это концепция, которая все еще формируется и не имеет на сегодняшний день законченного, академического облика. Не до конца ясно, какое из двух слов в сочетании "цифровая трансформация" должно быть на первом месте с точки зрения навыков у специалиста: "цифровая" (наличие компетенций в цифровых технологиях) или "трансформация" (навыки в сфере организации рабочих и бизнес-процессов, изменение их с учетом и с помощью цифровых технологий). Иными словами, окончательное понимание, какими навыками и знаниями должен обладать специалист по цифровой трансформации, пока не сформировано.

Немаловажным является то, как готовить подобных специалистов. Методические рекомендации, учебные материалы, сами преподаватели, которые готовы на высоком уровне передавать знания о том, что же такое цифровая трансфоррмация и цифровая экономика, - все это пока если не дефицит, то уж точно не введенный по единым лекалам стандарт, доступ к которому имеет каждый.

По мнению экспертов, сама подготовка учебных курсов требует научного переосмысления происходящих в экономике процессов. И только при наличии научных и прикладных разработок следует разрабатывать учебные планы.

При этом речь идет не только про учебные курсы для занимающих руководящие позиции, например руководителей по цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer, CDTO), но и про позиции руководителей среднего звена, а также про сотрудников на местах уровня специалиста.

В целом создается такое ощущение, что, беря курс на цифровую экономику как идею дальнейшего развития, а затем и создавая "Цифровую экономику" как программный документ уровня нацпроекта, власти хотя и уделили внимание увеличению количества "цифровых" кадров, но не расставили действия в правильном порядке.

Цифровизация и цифровая экономика - это не вопрос количества применяемых технологий, запущенных проектов и научного переосмысления процессов (хотя это безусловно важно). Цифровая экономика - это прежде всего люди, готовые и способные применять всевозможные цифровые технологии как в быту, так и в рабочих процессах и, подобно обновлениям ПО, готовые и способные к обучению и обновлению навыков в постоянном режиме.

Так что при прокладке курса на цифровую экономику в первую очередь имеет смысл сосредоточить большую часть усилий на подготовке кадров, которые, с одной стороны, готовы цифровые технологии применять, а с другой - создавать их. Все остальные направления и технологии (новые технологии связи, ИИ, Big Data и т.д.) станут развиваться гораздо быстрее, если их будет кому и для кого развивать.