По данным "ТМТ Консалтинга", в течение II квартала, на который пришелся период самоизоляции, количество абонентов платного ТВ в России выросло почти на 200 тыс. (на 0,4% по сравнению с предыдущим кварталом) и составило 45,6 млн. Повышенный спрос на услугу платного ТВ, вызванный вынужденным затворничеством, многие крупные операторы поддержали акциями для новых абонентов. В то же время выручка операторов по сравнению с I кварталом 2020 г. сократилась на 1,4% до 26,1 млрд руб.

© ComNews
19.08.2020

Впервые спад произошел не только в I квартале (когда на рынок влияет сезонный фактор в спутниковом ТВ), но и во II: причиной снижения стали скидки для вновь подключившихся, а также сокращение денежных поступлений от существующих абонентов в этот период. В результате средний счет на абонента (ARPU) снизился до 191 руб. без НДС по сравнению со 194 руб. в I квартале, практически откатившись к показателю годичной давности (190 руб. во II кв. 2019 г.).

Как сообщается в исследовании, в сегментах и кабельного, и спутникового ТВ был отмечен отток. Причиной его зачастую становилось стремление пользователей к экономии за счет отключения от платных телеканалов при доступности бесплатных эфирных. Несмотря на отток в целом по этим двум технологиям, ряд операторов продемонстрировали положительную динамику: так, компания МТС увеличила клиентскую базу спутникового ТВ почти на 40 тыс. абонентов. Практически все новые абоненты IPTV подключились к трем операторам - "Ростелекому", МТС и "ВымпелКому", которые продолжали переводить своих абонентов ШПД на пакетные, в том числе конвергентные, тарифы, а также подключать к платному ТВ через ОТТ-сервисы.

По данным исследования, лидером роста в относительном выражении вновь стала компания МТС, благодаря акционным тарифам активно привлекающая новых пользователей не только в Москве, но и в регионах. В то же время больше всего абонентов (173 тыс.) подключил "Ростелеком", ставший лидером по числу новых подключений. Оператор "ЭР-Телеком", по оценкам "ТМТ Консалтинга", увеличил свою абонентскую базу на 8000 благодаря приобретению екатеринбургского оператора НТЦ "Интек" (ТМ Convex). Число абонентов крупнейшего российского оператора - спутникового "Триколора" осталось неизменным, в то время как абонбаза другого спутникового оператора - "Ориона" продолжала сокращаться: во II квартале она снизилась на 53 тыс.

Как сообщается в исследовании, изменения в структуре по операторам малозначительны: колебания в развитии операторов из топ-5 недостаточно велики, чтобы привести к заметной смене в расстановке сил. В Москве число абонентов по итогам II квартала выросло на 0,1%. Больше всего абонентов подключили к IPTV операторы МТС и "ВымпелКом". При этом позиции игроков в структуре столичной абонбазы остались прежними, в то время как в структуре по выручке сократились на 1 п.п. доли "Ростелекома" - за счет оттока абонентов кабельного ТВ - и "ВымпелКома", вследствие снижения среднего счета на абонента из-за акционных тарифов.

"Можно ожидать, что и в III квартале заметного роста выручки не произойдет, в то время как за счет традиционного сезонного роста у спутниковых операторов в IV квартале в целом по году тренд все же окажется положительным", - сообщает директор по проектам "ТМТ Консалтинга" Елена Крылова. По ее словам, в связи с негативной в плане выручки ситуацией, сложившейся в период эпидемии COVID-19, агентство "ТМТ Консалтинг" снизило первоначальный прогноз роста рынка в 2020 г. с 6% до 1-2,5%.

Представитель пресс-службы АО "ЭР-Телеком Холдинг" сообщил, что в целом согласен с оценками аналитиков. "Сложившаяся в связи с COVID-19 ситуация стимулировала рост потребления контента в различных его форматах. Несмотря на это, на фоне снижения покупательской способности пользователей, мы ожидаем замедление рынка по итогам 2020 г. на уровне 5-10%", - рассказали корреспонденту ComNews в пресс-службе "ЭР-Телекома".

Представитель пресс-службы "Билайна", комментируя данное исследование отметил, что во II квартале 2020 г. месячная активная аудитория (MAU) "Билайн ТВ" выросла на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 2,34 млн. "Рост числа пользователей ТВ связан с увеличением количества предоставляемого контента, а также с включением ТВ-продукта в мобильные тарифные планы. Также увеличилось и среднеквартальное время смотрения (+26% по сравнению с уровнем год назад - до 134 часов) в связи с тем, что люди были вынуждены оставаться дома в период пандемии коронавируса. По итогам первой половины 2020 г. мы также увидели рост количества покупок фильмов TVOD EST - +82% по сравнению с первым полугодием 2019 г. При этом объем оформленных подписок SVOD на конец II квартала 2020 г. был на 10% больше, чем на конец I квартала 2020 г. и в 7,5 раза больше, чем во II квартале 2019 г.", - сообщили в пресс-службе "Билайна".

Новости из связанных рубрик