Денис
Швецов

генеральный директор телемедицинского сервиса "Доктор рядом"
© ComNews
20.08.2020

Генеральный директор телемедицинского сервиса "Доктор рядом" Денис Швецов рассказывает, что 2020 год стал поворотным моментом для развития рынка цифрового здравоохранения и телемедицины во всем мире.

В России пандемия стала тем драйвером, который вынужденно ускорил эволюцию отрасли, заставив оперативно реагировать на новые вызовы. Необходимость резко снизить число контактов между людьми на фоне сокращения амбулаторных приемов в медучреждениях в период самоизоляции привело к существенному росту числа обращений в телемедицинские сервисы, которые позволяют проконсультироваться с врачом дистанционно.

Так происходит везде: по данным VEB Ventures, мировая посещаемость таких сервисов может вырасти в 5,5 раза с 36 млн визитов на начало 2020 года до 200 млн визитов к началу 2021 года. А согласно новым прогнозам Global Market Insights, глобальный рынок телемедицины к 2026 году вырастет с $45 млрд до $175 млрд, в то время как в России к 2025 году он может составить 96 млрд рублей (при 1,5 млрд в 2019 году).

Время перемен

Мир вокруг стремительно меняется, сегодня технологии активно трансформируют систему здравоохранения - это общемировой тренд. По мнению ВОЗ, в настоящее время телемедицина является одним из главных решений в борьбе с пандемией: многие страны приняли экстренные меры по ослаблению законодательства, регулирующего данную отрасль, и оперативно включили онлайн-консультации в страховые программы.

В России закон о телемедицине сейчас накладывает ряд ограничений, либерализация законодательства дала бы мощный толчок для развития системы здравоохранения, сформировав возможности по широкому практическому внедрению онлайн-форм взаимодействия врача и пациента. Востребованность такого рода консультаций сегодня уже не вызывает сомнений - в период самоизоляции благодаря бесплатным инициативам телемедицинских компаний многие россияне смогли открыть для себя и внедрить в повседневную жизнь этот способ общения с врачом - в том числе и жители регионов. Пока непонятно, какая доля россиян продолжит пользоваться телемедициной и после снятия всех ограничений, но что пандемия способствовала колоссальному сдвигу в сознании пользователей в отношении дистанционных консультаций с врачами - это факт.

Онлайн- и офлайн-формат будут активно дополнять друг друга: многое, ради чего мы вынуждены были ходить в поликлинику, уже скоро можно будет сделать удаленно, считают эксперты McKinsey. Беспрерывное дистанционное сопровождение пациента станет основой будущего системы здравоохранения, главной задачей которого станет сохранение и профилактика здоровья человека.

Врач на экране

На начало 2020 года аудитория интернет-потребления в России оценивалась в 90 млн человек (данные GFK). Период самоизоляции принес российским сервисам онлайн-услуг миллионы новых пользователей: по разным оценкам, за эти несколько месяцев их число выросло на 15-17 млн человек - в том числе это касается и рынка телемедицины. На фоне распространения коронавируса и недоступности очных визитов к врачам посещаемость телемедицинских сервисов в мире выросла на 50%.

Привычка к дистанционному взаимодействию с врачами не исчезнет после пандемии - телемедицина становится неотъемлемой частью современной жизни, потому что это удобно и быстро. Согласно исследованию российского рынка коммерческой медицины, проведенного Ernst & Young, сегодня происходит изменение потребительских предпочтений: в медицину проникает "уберизация потребления", и основными ценностями для пациента становятся экономия времени, диджитализация, высокий уровень комфорта и удовлетворенности при получении услуг. Все большее значение потребители придают обеспечению цифрового взаимодействия с клиникой (онлайн-запись, доступ к медицинским документам, телемедицина, личный кабинет и мобильное приложение) - именно в этом направлении и будет развиваться медицина в ближайшие годы.

Сегодня цифровое здравоохранение - это одна из перспективных отраслей, привлекательных для инвестирования: по оценкам Veb Ventures, в 2020-2025 годах среднегодовой темп прироста составит около 116%. Поэтому в мае дочерняя компания ВЭБа Veb Ventures инвестировала в развитие телемедицинского сервиса "Доктор рядом" 1 млрд рублей, планируя развивать инновационные медицинские продукты, работающие как в режиме онлайн, так и на стыке онлайн и традиционного медицинского сервиса в рамках клиник шаговой доступности.

После бури

2020 год изменил многое, словно лакмусовой бумагой выявив глобальные проблемы. Пандемия ясно продемонстрировала слабые места мировой системы здравоохранения. Заполнить пробелы в оказании и оптимизации медицинской помощи вызвались MedTech-компании - в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта. Например, в Китае Alibaba выпустил ИИ-алгоритм, способный диагностировать пациентов с COVID за 30 секунд, используя данные томографии.

Искусственный интеллект позволит автоматизировать многие процессы в здравоохранении. Сейчас происходит процесс слияния офлайн- и онлайн-медицины и появляется новый - гибридный формат оказания помощи, который начнет активно развиваться. В случае, если пациенту понадобится медпомощь, ему нужно будет зайти в приложение, описать симптомы и ответить на уточняющие вопросы программы. Быстро обработав все данные, система, созданная на основе ИИ, примет решение, будет ли достаточно пациенту телемедицинской консультации или же нужно вызывать скорую помощь. Кстати, если пациенту понадобится оперативное вмешательство, процедуру вряд ли будет проводить "живой" врач - по прогнозам McKinsey, уже к 2030 году роботы могут заменить хирургов в операционных.

Одним из основных изменений, которые ждут здравоохранение, будет являться смещение акцента с лечения болезней на управление здоровьем - термин, который охватывает здоровый образ жизни, профилактику заболеваний, выявление рисков на ранней стадии. Быть более здоровыми людям помогут набирающие популярность носимые устройства. По подсчету IDTechEx, до 2026 года в мире их будет продано около 5 млрд.

Так, удаленный телемониторинг уже помогает пациентам избегать госпитализации: согласно исследованию американских ученых, диабетики, которые внимательно следили за своим состоянием с помощью телемедицинских технологий и находились в постоянном контакте с доктором, реже попадали в больницу из-за осложнений, сообщает Electronics360. Пациенты контролировали уровень глюкозы в крови, и врач мог регулировать дозу инсулина.

В ближайшие годы использование собранных о пациентах данных, история взаимодействия с системой здравоохранения, хранящаяся в "цифре", также станет одним из основных направлений медицины.