В Госдуму РФ внесен законопроект о едином номере экстренных служб 112. Принятие законопроекта должно снизить ущерб и потери от происшествий и чрезвычайных ситуаций за счет создания систем-112 в субъектах РФ.
© ComNews
21.08.2020

Проект федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" подготовлен Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с указанием президента РФ.

Законопроектом вводится определение системе-112. Это совокупность сил и средств, предназначенных для обеспечения вызова по единому номеру 112 и информационного взаимодействия между экстренными оперативными службами. При этом силами системы-112 будут являться оператор системы-112 (организация, создаваемая органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для обеспечения функционирования системы-112, а также обеспечения приема вызова по единому номеру 112, его обработки и передачи диспетчерским службам) и диспетчерские службы (структурные подразделения экстренных оперативных служб или иных организаций, обеспечивающие прием вызова по единому номеру 112 от оператора системы-112). Средствами системы-112 являются технические, программные, программно-аппаратные и иные средства, включая региональные информационные системы, а также совокупность информационно-телекоммуникационных сетей и сетей связи.

Принятие законопроекта должно снизить ущерб и потери от происшествий и чрезвычайных ситуаций за счет создания систем-112 в субъектах РФ. Также авторы документа призвали разграничить полномочия в области эксплуатации и развития системы-112 между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в создании и эксплуатации системы-112.

Одной из целей принятия законопроекта, согласно пояснительной записке к нему, является закрепление нормы возмездного оказания услуг связи при обеспечении обратного вызова от диспетчеров экстренных оперативных служб и операторского персонала центров обработки вызовов. Старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса университета "Синергия" Александр Алексеев пояснил: "В переводе на простой язык, в законе должна быть указана стоимость одной минуты разговора диспетчера или оператора с абонентом, которому требуется экстренная помощь и которая будет оплачена из бюджета - федерального, регионального или местного - оператору связи, например Tele2 или "МегаФону". Однако в самом тексте законопроекта эта цель не нашла отражения, и, соответственно, норма возмездного оказания услуг в законопроекте не закреплена. Возможно, это связано с тем, что с операторами "большой четверки" размер такой нормы не согласован".

Пресс-служба ПАО "МегаФон" отметила, что система-112 работает в подавляющем большинстве субъектов РФ и включает не только обеспечение голосовых вызовов от абонента к оператору центра обработки вызовов по номеру 112, но и передачу СМС, геокоординат звонящего. "В разных субъектах система находится в разной степени готовности. Работа системы регулируется постановлениями правительства, приказами Минкомсвязи и указом президента. Есть ряд вопросов, которые требуют решения. Чтобы дать оценку новому законопроекту, нам нужно время на его изучение", - прокомментировала пресс-служба ПАО "МегаФон". Остальные операторы "большой четверки" отказались от комментариев.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что принятие законопроекта установит единые принципы, требования, временные параметры, регламенты создания, функционирования и развития системы-112, реализация которых в настоящее время осуществляется на основании методических рекомендаций, совместных писем и обращений МЧС России и Минкомсвязи России, поручений правительства РФ. Законопроект рассмотрен и согласован федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти более чем 60 субъектов РФ.

"В условиях сложной эпидемиологической обстановки, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19, принятие законопроекта, позволяющего как организовать взаимодействие экстренных оперативных служб и доведение помощи пострадавшим гражданам в возможно короткий срок, так и обеспечить формирование, анализ и выгрузку метаданных, необходимых для использования органами власти всех уровней при принятии управленческих решений, должно быть обеспечено в приоритетном порядке", - говорится в пояснительной записке.

"Мы продолжаем работу по развитию системы экстренных оперативных служб, с которыми можно связаться по единому номеру 112. Планируем, что в следующем году система-112 будет доступна по всей стране", - сообщил председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указывается, что финансирование создания системы-112 осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 в РФ на 2013-2017 гг.".

"В этой программе перечислены экстренные службы, которые являются участниками программы, а именно - служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях и служба "Антитеррор". Именно эти службы осуществляют прием вызовов (сообщений о происшествиях) от населения (о происшествиях и чрезвычайных ситуациях) и при необходимости организуют экстренное реагирование на них соответствующих сил и средств. Вместе с тем в самом законопроекте фактически не указаны экстренные службы, которые участвуют в обеспечении деятельности системы-112, право определять перечень таких служб передано правительству. Фактически внесенный законопроект перечисляет полномочия органам государственной власти, которые и без указанного проекта им принадлежат, и какой-то особой нужды в указанном законопроекте не имеется. Кроме того, в соответствии с федеральной целевой программой, система-112 уже в 2017 г. должна была быть реализована на всей территории РФ. Представляется правильным, чтобы МЧС России, как координатор программы, прежде чем вносить достаточно невнятные законопроекты, предоставило общественности отчет о ее выполнении и расходовании 40,4 млрд руб.", - рассказал корреспонденту ComNews Александр Алексеев.

Президент ГК "Национальные информационные системы" Павел Чумаков отметил, что внесение в Государственную Думу законопроекта о едином экстренном номере 112 - давно назревший вопрос. "К сожалению, не все субъекты развернули систему-112 на должном уровне. Единая система позволяет едино-дежурно диспетчерским службам оперативно реагировать на сигналы населения, тем самым снижая показатели ущерба от ЧС. Сейчас операторы должны предоставлять бесплатный доступ к номеру 112. Возмездное оказание обратного вызова - это спорный вопрос. То есть, если диспетчер вам перезванивает с целью уточнить ваше состояние, вам выставят счет? В России уже несколько лет введена норма, что входящие вызовы бесплатны. В связи с этим эта инициатива требует реакции Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, - прокомментировал Павел Чумаков. - Со мной был случай, когда, проходя по улице, увидел открытый распределительный электрический щит. Если бы дети туда залезли, беды не избежать. Звонки в электросети не дали результата. Набрав номер 112 и сообщив оператору суть вопроса, адрес и свои опасения, стал ожидать, ремонтная бригада приехала через 30 минут и устранила опасность. Потом раздался звонок оператора 112 с просьбой проверить, все ли устранено. Так что можно смело заявлять: система-112 работает, и она необходима".

Генеральный директор НКО "Ассоциация операторов телефонной связи" (АОТС) Сергей Ефимов объясняет, что на сегодня 112 - это дефрагментировванная система по субъектам Федерации. "Нет правил соединения с этой системой операторов. Не понятно, почему ее вообще создавал "Ростелеком". Если она создана на бюджетные деньги, тогда почему только через "Ростелеком" можно подключиться? Ведь через МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон" их зоновые фиксированные узлы подключиться нельзя. Не понятно, какую роль играют в службе 112 органы МСУ? Они-то тут при чем. Службы 101, 102, 103, 104 никак не связаны с МСУ", - говорит Сергей Ефимов.

По его убеждению, 112 такой же сервис, как 101, 102, 102, 104. "Для этих служб нужно общее положение, роль оператора, роль технической службы 112 по услугам доступа оператора к пультам. Прописаны обязанности самого колл-центра по обработке и реагированию на вызовы. Доложен существовать распределенный центр, создаваемый из центральных узлов 112 по федеральным округам, где должно быть сведение всех данных и управление реагированием при массовых вызовах. Поэтому таких центров должно быть восемь, и они должны работать в виде сменного центрального "дежурного по стране". Обеспечение финансирования 112 (как субъекта Федерации, так и Федерального округа как технического обеспечения подключения, так и обработки вызова для реагирования) нужно осуществлять из бюджета РФ, строка "источника расходов "Резерв универсального обслуживания". Можно дополнять еще сборами с Субъектов Федерации, целевой взнос, пропорционально по числу жителей, комментирует Сергей Ефимов, - То, что это внесло Правительство РФ настораживает. У таких инициатив должна быть имя и фамилия, как, например, "законы Яровой" - понятно к кому, и будут скоро вопросы! Система 112 должна получать у операторов технические условия для подключения, а не наоборот. После выполнения работ оператор должен подписать акт, что присоединение к нему выполнено. Сейчас все наоборот. С оператора хотят структуры что-то получить, подзаработать. Если прокатит оплата за подключение к 112, следом появится Сбербанк и потребует оплату за подключение к службе 900 и т. п. Уже появились желающие сделать короткие номера для связи с губернаторами. Если за это будет платить бюджет, то желающие "подзаработать и сесть" исчезнут".

"В пояснительной записке по финансам есть сакраментальная фраза: "Таким образом, реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствии с законами (решениями) о бюджетах". Это означает, что не нужно проходить финэкспертизу Минфина. Но финансирование из резерва универсального обслуживания сразу потребует внимательной проработки финансовых планов 112. Именно отсутствие документа о статусе 112, порядке подключения и взаимодействия с таким узлом приводит к коррупционным схемам. Именно поэтому по данным февраля 2020 г. охват территории (исключая мобильные подключения) составил около 50% регионов. Фактически 112 создана для обеспечения именно мобильных операторов и их абонентов. Для обычных телефонных сетей все и так устойчиво работает по 101 102 103 и 104. Кстати, более технически надежно. Проблема в административной ответственности самих подразделений полиции, скорой, пожарной и газовой при вызовах на местные номера 101 102 103 104, а не на внутризроновые, каким является номер 112. Роль Минкомсвязи тут так же должна быть минимальна, как при реализации стыка операторов с СОРМ. Они и так раньше завалили исполнение по 112, когда это им поручалось. Нужно вменить организациям системы 112 подключение к каждому работающему оператору телефонной связи, тем более что их то осталось около 1,5 тыс. организаций, т. е. в среднем по 20-50 операторов на каждый субъект", - считает генеральный директор АОТС Сергей Ефимов.

Новости из связанных рубрик