Новости / сентябрь 2020
Россияне улучшили цифровые навыки

В результате вынужденной цифровизации многих сфер в период самоизоляции (весна 2020 г.). более половины россиян (59%) освоили ряд новых цифровых сервисов и технологий, а 41% признались, что не научились работать с новыми сервисами или программами. Обеспечение безопасности личной информации до сих пор вызывает у пользователей затруднения.
© ComNews
08.09.2020

Более половины россиян продолжали работать во время пандемии, многие - дистанционно. В результате "вынужденной" цифровизации многих сфер более половины россиян (59%) освоили ряд новых цифровых сервисов и технологий, при этом 41% признались, что не научились работать с новыми сервисами или программами. 47% россиян считают, что они надежно защищены в цифровой среде. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.

Около трети опрошенных (31%) освоили за время пандемии программы для дистанционной коммуникации, такие как Zoom, WhatsApp или Skype. Пятая часть опрошенных - 22% - сообщили, что стали пользоваться или улучшили навыки пользования государственными электронными сервисами (gosuslugi.ru, mos.ru и др.). 20% открыли для себя подписки на сервисы развлекательного и учебного контента, 14% освоили электронную почту.

Руководитель пресс-службы Аналитического центра НАФИ Владимир Гриценко пояснил ComNews: "Ключевой момент - под "освоением" мы понимаем как начало пользования каким-либо сервисом, так и приобретение дополнительных знаний/навыков по использованию этого сервиса. Таким образом, в 59% россиян, освоивших новые цифровые сервисы, входят как те, кто начал ими пользоваться впервые, так и те, кто усовершенствовал свои знания. Вот формулировка вопроса, который задавался респондентам: "Научились ли Вы пользоваться (или просто улучшили свои навыки использования) какими-либо компьютерными программами и интернет-сервисами в период самоизоляции?" Что касается почтовых сервисов, мессенджеров и интерпретации ответов в целом: здесь пользователи могли выбрать несколько вариантов ответа. То есть, если видим, что 14% освоили электронную почту, это значит, что 14% россиян начали ей пользоваться или освоили какой-то новый для них функционал - создание встреч, сверка с календарем коллег и т.п. Остальные 86% либо уже пользуются почтой на уверенном уровне, либо просто на достаточном для них уровне, либо не пользуются. Точно можно говорить о 41% россиян в целом, кто нового ничего не узнал - такие люди либо уже работали удаленно и были знакомы со многими цифровыми сервисами, либо как ничего не знали, так и не знают".

На взгляд исследователей НАФИ, доли освоивших новые сервисы за время пандемии определенно свидетельствуют о том, что коронавирус дал толчок цифровизации российского общества. "Интересен не сам процент освоивших что-то новое, а распределение по сферам, приоритет: в первую очередь стали увереннее пользоваться платформами для коммуникаций, сервисами госуслуг, подписками на различные цифровые сервисы. Чем-то пользовались уже и так давно и довольно уверенно, поэтому, например, доля освоивших что-то принципиально новое в электронной почте - 14%. Уверены, что тенденция по освоению цифровых сервисов продолжится. При этом у многих россиян пока отсутствуют комплексные знания в цифровой сфере, необходимо развивать многие компетенции, в том числе в сфере защиты персональных данных. Обеспечение безопасности личной информации до сих пор вызывает затруднения у пользователей", - прокомментировал Владимир Гриценко.

Исследователи НАФИ напомнили, что для регистрации на сайтах, совершения покупок, получения услуг требуется оставлять персональные данные, а в СМИ часто появляется информация о кибератаках и утечках данных. По данным исследователей, менее половины россиян (47%) считают, что они защищены в цифровой среде. Только 18% полагают, что их персональные данные, оставленные на различных сайтах, не могут попасть в руки мошенников. 49% опрошенных опасаются, что их цифровые устройства (мобильный телефон, персональный компьютер и т. д.) "следят" за ними, собирают информацию о пользователях "в скрытом режиме".

Директор общественной организации РОЦИТ Сергей Гребенников отметил, что пандемия ускорила внедрение цифровых технологий и выступила дополнительным драйвером развития компетенций у пользователей. "В этот период многие оказались вынуждены пользоваться различными сервисами, чтобы удовлетворить свои потребности - покупка продуктов, дистанционное образование, удаленная работа. По данным исследования "Экономика Рунета", существенный рост трафика зафиксирован у сервисов видеоконференций, онлайн-гипермаркетов и сайтов по самообразованию. То, что 30% пользователей только научились пользоваться сервисами, которыми многие пользуются уже давно, - это не про хорошо или плохо. У каждого пользователя свой набор потребностей, а следовательно, и свой набор сервисов, который эти потребности может удовлетворить. При этом навыки безопасного пользования интернетом - это то, что нужно всем пользователям. Особенно в условиях, что резко увеличилось количество спам-сообщений и мошеннических рассылок. Тема коронавируса использовалась мошенниками в качестве приманки. По результатам всероссийского диктанта по персональной защите от COVID-19, одним из самых сложных для пользователей оказался как раз вопрос про фейковые сообщения о нарушении режима самоизоляции с требованием оплатить штраф. Каждый седьмой участник тестирования мог стать потенциальной жертвой мошенников, незамедлительно оплатив штраф или позвонив по номеру, с которого пришло фейковое сообщение. Чаще других в этом вопросе заблуждались дети 7-13 лет (около 41%) и подростки 14-17 лет (почти каждый третий участник). Тенденция к освоению цифровых сервисов точно сохранится, однако темпы развития будут замедляться", - прокомментировал Сергей Гребенников.

Специалисты исследовательского холдинга "Ромир" отметили, что по итогам анализа поведения аудитории в первом полугодии 2020 г. можно наблюдать значительные изменения в характере медиапотребления в целом и во всей интернет-активности в частности. "По большей части это связано именно с обрушившейся на мир пандемией коронавируса: весной многие перешли на удаленный режим работы или ушли в отпуск, а нахождение дома стало равным почти 24 часам. С марта этого года мы проводили регулярные исследования потребительских настроений и поведения на основе данных скан-панели покупателей Romir Scan Panel. Больше всего времени пользователи проводили в интернет магазинах и на сайтах знакомств - здесь значительно возросла доля мужской аудитории, - в игровых сервисах", - рассказали в "Ромир".

"Наши прогнозы, что сознание потребителя после окончания пандемии уже никогда не будет прежним, сейчас полностью подтверждаются. Мы видим, что такие понятия, как социальная дистанция и избегание общественных мест, онлайн-медицина, бесконтактная доставка и чистота, прочно войдут в новые стандарты потребления, а часть покупок все равно так и останутся в e-commerce, и этот тренд, безусловно, будет только наращивать свой формат и возможности. Потребители не только научились, но и быстро привыкли к онлайн-шопингу. При этом спрос во всех прочих каналах снижается, особенно в торговых центрах. Также люди рассчитывают, что крупные агрегаторы - Ozon и прочие - смогут обеспечить для них наилучшую цену за счет различных промоакций и скидок. При этом в России потребители сокращают свои расходы больше, чем на других развивающихся рынках", - комментирует Инна Караева, исполнительный директор исследовательского холдинга "Ромир" (Mile Group).

"Очень важным становится то, что диджитал-коммуникация теперь напрямую связана с покупателем, потому что впервые в одной точке соединяются канал коммуникации, место сбора информации и место совершения покупки. Основная тройка крупных игроков интернет-пространства - "Яндекс", Mail, Google, - на наш взгляд, продолжит наращивать аудиторию и искать новые способы удовлетворения меняющихся запросов потребителей и их настроений", считает Елизавета Петрова, отдел медиаисследований холдинга "Ромир" (Mile Group).

Топ интернет-сервисов, по данным "Ромир", за первое полугодие выглядит так: Google, YouTube, WhatsApp, "Сбербанк Онлайн", "ВКонтакте", Gmail, Viber, Instagram, "Яндекс", AliExpress Shopping App.

Директор по глобальному развитию бизнеса Rakuten Viber Анна Знаменская предположила, что те 30% опрошенных, кто только сейчас научился пользоваться популярными сервисами, относятся к старшему поколению. "Это люди, которым не так просто освоить новые технологии. То, что им все-таки пришлось это сделать, не хорошо и не плохо. Это просто стечение обстоятельств. Впрочем, с учетом развития программы "Цифровая экономика", в будущем нам всем придется активнее погружаться в ИT. Мы заметили спрос на приложения для общения еще в начале пандемии. Уже в апреле нами зафиксирован четырехкратный рост объема голосовых звонков в Viber. В России популярность голосовых звонков стала больше на 240%, на 55% увеличилось число сообщений в групповых чатах, при этом большая часть передаваемого контента приходилась на видеоособщения. А недавно мы провели опрос пользователей с целью узнать, каким они видят начало учебного года и как используют мессенджер. Несмотря на то что 83% респондентов из России проголосовали за реальное посещение классов, 22% отметили, что в настоящий момент используют Viber в качестве основного инструмента для образования. Пользователи обращаются к приложению, когда им нужно связаться с родителями учащихся, с самими школьниками или преподавателями. Нами даже специально создана инструкция для учителей, чтобы им было легче проводить уроки в сообществах. Думаю, что в ближайшее время этим инструментом будут активно пользоваться. В дальнейшем дети вернутся в классы, но цифровые сервисы останутся важным элементом образования", - считает Анна Знаменская.

Технический директор Qrator Labs Артем Гавриченков согласен: представленные данные хорошо коррелируют с тем, что Qrator Labs наблюдала в плане более активного использования цифровых сервисов и увеличения объемов трафика в период самоизоляции и пандемии. "Действительно, существенно большее количество людей начали пользоваться как программами для дистанционной коммуникации, так и официальными сайтами для получения государственных услуг, вместо личного посещения соответствующих учреждений, например МФЦ, освоили различные подписки на развлекательные ресурсы и профессиональные сервисы. Тот факт, что треть опрошенных научились использовать ряд программ для коммуникаций, не должен вызывать удивления. Как правило, люди, которые уже умели пользоваться определенными программами, такими как WhatsApp или Skype, просто открыли новый для себя сервис, например Zoom. Речь не идет о полном освоении программ для коммуникаций с нуля - пользователи лишь стали применять некоторые новые инструменты для выполнения хорошо знакомых задач. То же самое, по всей видимости, происходит и с электронной почтой. Если раньше люди читали почту только в офисе, то при работе из дома им пришлось освоить клиентские программы, почтовые агенты, для того чтобы эффективно работать в удаленном режиме. Поэтому никакой революции в этой области не произошло. Однако определенно наблюдается позитивная тенденция, и несмотря на то что в силу прекращения самоизоляции использование ряда цифровых сервисов, например Zoom, несколько снизилось, распространение цифровых продуктов и услуг и цифровой бизнес в целом продолжат расти", - считает Артем Гавриченков.

Партнер и директор компании "Интеллектуальный Резерв" Павел Мясоедов отметил, что Аналитический центр НАФИ дал вполне справедливую оценку уровня цифровой грамотности россиян: так же как и уровень финансовой грамотности, этот показатель критически низок, чуть больше четверти. "Этот показатель ниже, чем в европейских странах и США, так как развитие технологий там происходит быстрее. Не все россияне имеют доступ к качественным гаджетам, которые можно было бы освоить. Проще всего обучение дается молодежи и маленьким детям, которые буквально вырастают с телефонами и компьютерами. Вторая предпосылка - не так много профессий требуют знаний больше, чем базовые навыки работы с компьютерами. Люди не понимают значения и важности цифровой безопасности до того момента, как становятся обманутыми мошенниками в Сети. Те часто похищают не только деньги, но и персональные данные - например, информацию о паспорте, которую используют, чтобы повесить кредит или провернуть другую опасную аферу. Как ни странно, но пандемия окажет положительное влияние на уровень цифровой грамотности россиян. Они вынуждены были работать в дистанционном формате, а значит - налаживать связь, устанавливать и осваивать дополнительное программное обеспечение. Кроме того, освободившееся время население стало посвящать серфингу в интернете. Так как в будущем процент людей, работающих дистанционно, будет только расти, работникам придется повышать свою грамотность, осваивая новые навыки, так как это будет повышать их конкурентоспособность", - прокомментировал Павел Мясоедов.

Новости из связанных рубрик