Наталья
Ильина

Анна
Ивушкина
18.09.2020

Доля безналичных платежей среди всех оплат в магазинах за последние полгода росла в пять раз быстрее, чем за предшествующие шесть месяцев. Показатель увеличился сразу на 5,4 п.п., до 67% (в прошлом полугодии — на 1,1 п.п.).

Такие данные содержатся в исследовании ОФД "Такском" (есть у "Известий"). Тенденцию подтвердили в платежных компаниях и банках. Популяризацию безналичных платежей, безусловно, ускорил коронавирус: часть офлайн-точек были закрыты, а россияне опасались распространения COVID-19 через купюры, отметили участники рынка. Тем не менее некоторые продавцы по-прежнему стараются принимать наличные или переводы по номеру телефона, чтобы избегать налогов и не платить за эквайринг, отмечают эксперты.

Пятикратный прирост

За последние полгода быстрее, чем в среднем по стране, доля безналичных оплат росла в Санкт-Петербурге (на 7,3 п.п., до 71%), Нижнем Новгороде (на 13,4 п.п., до 57%), Омске (на 9 п.п., до 57%) и Самаре (на 7 п.п., до 60%), говорится в отчете ОФД "Такском". По данным исследования, лидером остается Москва: за последние шесть месяцев показатель в столице увеличился на 3,6 п.п., до 86%.

Хотя тенденция к всё более масштабному переходу на безналичный расчет наблюдается с 2017 года, коронавирус ускорил ее в пять раз: с 1,1 п.п. в период с октября 2019-го по март 2020-го до 5,4 п.п. за последние полгода. Среди причин — вынужденное перепрофилирование многих офлайн-магазинов в интернет-площадки для сохранения продаж в период карантинных мер, пояснил руководитель департамента развития бизнеса компании "Такском" Артем Меликджанян. Он уточнил, что в марте также вышли рекомендации Роспотребнадзора и ЦБ, в которых сообщалось о потенциальном риске передачи коронавируса через бумажные деньги.

В Первом ОФД "Известиям" сообщили, что с марта по август 2020 года доля безналичных оплат составила 59%, а за тот же период прошлого года — всего 45%.

С начала 2020-го доля оплат картами в торговом обороте малого и среднего бизнеса выросла с 50% в январе до 54%, подсчитали для "Известий" в IT-компании "Эвотор", которая предоставляет эквайринговые услуги в этом сегменте.

В России все торговые предприятия с оборотом более 40 млн рублей в год обязаны принимать к оплате карты. В сегменте малого и среднего бизнеса (ежегодный оборот до 120 млн рублей) карты обслуживают более 70% торговых точек, оценили в "Эвотор". Представитель компании подчеркнул, что даже микробизнес стремится принимать безналичную оплату, чтобы не терять клиентов.

Несмотря на то что карантинные меры в России постепенно ослабляют, люди продолжают делать покупки через интернет: оборот онлайн-платежей в июле 2020-го сохранился на уровне апреля, он превысил "докоронавирусные" показатели на 70%, оценили в "Яндекс.Кассе".

Быстро и с кэшбэком

Резкий рост популярности безналичных платежей "Известиям" подтвердили в крупнейших российских банках. В период пандемии доля операций по снятию наличных с карт впервые уступила первенство платежам с помощью "пластика", опустившись ниже 50%, подчеркнули в ВТБ. В Почта Банке прирост платежей по картам на середину сентября оценивают в 30% по сравнению с показателем первой половины марта, в Новикомбанке и "Зените" — на 12% по сравнению с мартом, а в Росбанке говорят о росте с начала года на 9%, до 16,1 млн проведенных трансакций, заявили "Известиям" представители этих кредитных организаций. Тенденцию также подтвердили в Газпромбанке, "Открытии" и "Дом.РФ".

Ускорила переход на безналичные расчеты технология оплаты смартфонами, поскольку она занимает всего 1–3 секунды, считает вице-президент ВТБ Алексей Киричек. Кроме того, безналичная оплата дает возможность россиянам получать бонусы и кэшбэки, тем самым позволяя экономить, отметила член правления Почта Банка Елена Мохначева.

По самым свежим данным ЦБ за II квартал 2020 года, общий объем операций с использованием банковских карт составил 22 трлн рублей, при этом лишь четверть из них (5,9 млрд) пришлась на снятие наличных. По итогам 2020 года в Банке России ожидают долю безналичных операций на уровне 70%, писали ранее "Известия". В регуляторе на момент публикации не ответили на запрос о повышении этого целевого показателя.

Клиенты против налогов

В период пандемии онлайн-продажи продуктов питания и товаров первой необходимости выросли в 2,5 раза, образовательных услуг в интернете — вдвое, товаров для спорта — в 1,5 раза, услуги по доставке еды на дом — на 25%, оценил coоснователь и генеральный директор CloudPayments Дмитрий Спиридонов.

— Для кредитных организаций безналичные платежи — один из источников формирования ликвидности и инструмент контроля качества денежного оборота. Банки заинтересованы в росте оборота безналичных платежей, поэтому совместно с платежными системами стимулируют потребителей программами лояльности, — пояснил Дмитрий Спиридонов.

На вещевых и овощных рынках продавцы не всегда обеспечивают возможность оплаты картой: таким образом они сокращают налогооблагаемую базу и экономят на банковской комиссии за прием платежей, отметил аналитик "Финам" Алексей Коренев. По его оценкам, подобных практик становится всё меньше: в условиях пандемии предпринимателям выгоднее работать "в белую", чем лишаться покупателей.

С помощью безнала государство получает больший контроль над денежными потоками, доходами граждан и, как следствие, сокращает теневой оборот и повышает собираемость налогов, подчеркнул аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов. По его словам, на примере стран с продвинутой системой цифровых расчетов общая польза от внедрения безналичных платежей составляет до 3% прибавки к ВВП за период перехода. В российских масштабах это около 3,7 млрд рублей за 5–7 лет, оценил Валерий Емельянов.

Новости из связанных рубрик