"ЮKassa" вместе с ИT-компанией "Эвотор" сравнили покупательское поведение в реальной жизни и в онлайне с февраля по август 2020 г. Оборот и количество платежей в офлайне в апреле упали во всех отраслях, но с мая начали восстанавливаться. Онлайн же продолжает расти, как и в прошлом году.
© ComNews
22.09.2020

ИТ-компания "Эвотор" и платежный сервис "ЮKassa" (прежнее название - "Яндекс.Касса") провели исследование покупательского поведения в реальной жизни и в онлайне за последние семь месяцев (с февраля по август 2020 г.). Офлайн-покупки анализировали по данным смарт-терминалов "Эвотор", а онлайн-покупки - на основе платежей, которые проходили через "ЮKassa" (обе компании входят в экосистему Сбербанка).

Согласно данным исследования, оборот и количество платежей в офлайне в апреле упали во всех отраслях, но с мая начали восстанавливаться. Онлайн же продолжает расти, как и в прошлом году. В этом году онлайн-покупки особенно сильно выросли в большинстве отраслей в апреле и мае - во время самоизоляции все ушли покупать в интернет. Но с открытием офлайн-магазинов люди понемногу начали возвращаться к покупкам в обычном формате. Об этом сообщается в совместном исследовании "Эвотор" и "ЮKassa".

Как сообщается в исследовании, сложнее всего период самоизоляции переживали офлайн-магазины одежды и обуви, турагентства и ювелирные. Так, оборот магазинов одежды и обуви сократился в апреле по сравнению с мартом на 85%, а число покупок - на 80%, но уже в июле и августе превысил уровень февраля. Благодаря росту спроса перед началом учебного года и осеннего сезона выручка магазинов одежды и обуви в августе по сравнению с июлем выросла на 34%, а число покупок - на 14%. Оборот онлайн-продаж в первый же месяц самоизоляции (апрель) вырос на 51%, что в два раза больше уровня февраля. Снятие режима самоизоляции вызвало небольшой спад (до 8% в июне), но в целом уровень оборота в августе аналогичен апрельскому.

Согласно данным исследования, пострадал также и туризм. По данным онлайн-касс, турагентства недополучили в апреле 73% мартовского оборота и 58% покупок. В августе число покупок приблизилось к докарантинному, но примерно трети докризисного оборота турагентства недосчитались. В онлайне оборот и количество платежей у турагентств и гостиниц сильно упали еще в марте, но в мае уже начали восстанавливаться после отмены самоизоляции. В апреле снижение оборота у турагентств составило рекордные 95%, но в июле оборот восстановился на 80% по сравнению с февральскими значениями. При этом в июле совершено в два раза больше платежей, чем в феврале.

В исследовании говорится, что гостиницы с мая демонстрируют восстановительный рост - оборот онлайн-продаж вышел на "доковидный" уровень в июле и добавил еще 30% в августе. Тезис о самостоятельном планировании отдыха в России иллюстрирует и рост количества онлайн-платежей в июле - плюс 85% по сравнению с июнем. Офлайн-продажи услуг гостиниц приблизились к февральским показателям в июле (93% от февраля), а в августе превысили их на 11%. В офлайне у турагентств средний чек упал больше чем в два раза в апреле и мае. Удачнее других сегментов пандемию переживает категория стройматериалов. Выручка и число покупок в этом сегменте просели только в апреле - на 13% по сравнению с февралем, а остальные месяцы существенно превышали "доковидные" значения. В июле после отмены самоизоляции и в разгар дачного сезона средний чек на строительные материалы в офлайн-магазинах вырос на 21% по сравнению с февралем и достиг 1708 руб.

Также били рекорды последние месяцы и продажи спортивных магазинов. Офлайновые магазины товаров для спорта и активного отдыха в апреле потеряли около половины февральских продаж, но уже в мае превысили "доковидные" показатели выручки на 17%, а в июле - на 83%. Выручка от онлайн-продаж спортивных товаров росла на 35-40% с апреля по июнь, в пике превысив показатели февраля в 2,5 раза. Количество платежей росло скромнее - 25-29% с апреля по май, но уже летом началось снижение.

По данным исследования, максимальный рост оборота при онлайн-продажах зафиксирован в сегменте электроники и бытовой техники - плюс 116% по сравнению с мартом, что в четыре раза выше уровня февраля. Количество платежей выросло на 186%, при этом средний чек, наоборот, упал на 25%. К концу лета онлайн-оборот стабилизировался, но продолжает превышать "доковидные" значения в два раза. В офлайне продажи электроники и бытовой техники тоже с начала лета превышали февральские показатели, но категория выросла не так значительно, как в онлайне. В июне оборот магазинов электроники и бытовой техники был на 12% выше февральского, в июле - на 27%, в августе - на 30%. Средний чек в категории существенно не менялся и составил в августе 2832 рубля. В мае и августе также отмечался резкий скачок оборота онлайн-платежей в поликлиниках - 38% и 81% соответственно по сравнению с предыдущими месяцами. Возможно, дело в тестах на COVID и в отложенном спросе из-за закрытия медучреждений и летнего отдыха.

В большинстве онлайн-категорий средний чек во время самоизоляции после небольшого снижения в апреле начинал расти - от цветов и товаров для хобби до секс-шопов и бытовой техники. При офлайн-покупках средний чек в этих категориях за последние семь месяцев менялся незначительно.

Говоря о перспективах на ближайшее время, представитель пресс-службы "ЮKassa" отмечает, что покупки онлайн вошли в привычку, но сохранение трендов зависит от конкретной индустрии. "Например, за доставку еды и продуктов, развлекательный и образовательный контент продолжают активно платить и после снятия ограничительных мер. При этом со стороны бизнеса продолжается активное внедрение каналов онлайн-продаж или коммуникации с клиентами - так, во время и после пандемии заметно выросло использование социальных сетей и мессенджеров как инструментов для полного цикла покупки - от выбора и сравнения до оплаты", - рассказали корреспонденту ComNews в пресс-службе "ЮKassa".

PR-директор "Эвотор" Людмила Игнатьева утверждает, что доля онлайн-продаж будет расти. "Пандемия помогла традиционному ретейлу совершить мощный технологический прорыв. Развивать онлайн-каналы продаж оказались вынуждены даже небольшие продавцы - магазины у дома, салоны красоты, цветочные лавки. Мы надеемся, что закрывать магазины из-за пандемии больше не придется, но, в любом случае, теперь бизнес более подготовлен к такой ситуации", - объясняет Людмила Игнатьева.

Представитель пресс-службы Ozon говорит, что пандемия привела в онлайн миллионы клиентов и, на его взгляд, повлияла на развитие российской онлайн-торговли. "К началу 2020 г. доля электронной коммерции от всего рынка розницы составляла лишь 6% - это гораздо меньше, чем в США или Китае. А уже по итогам первого полугодия, по оценкам АКАР, доля электронной коммерции составила почти 11%. В период пандемии именно интернет-магазины открывали целым семьям доступ не только к товарам первой необходимости, но и всему необходимому для дистанционной работы, учебы, досуга. Чаще всего в одном заказе пользователи собирали товары нескольких категорий. Самой востребованной категорией на Ozon весной стали товары повседневного спроса: в апреле мы доставили рекордные 2,2 млн заказов с FMCG-товарами, в 2,7 раза больше, чем годом ранее", - сообщили корреспонденту ComNews в пресс-службе Ozon.

Согласно данным пресс-службы Ozon, дополнительно пользователи приобретали все необходимое для комфорта и досуга в самоизоляции - продажи одежды в апреле-мае выросли на Ozon в 4,5 раза год к году; наибольшие темпы роста показала именно домашняя одежда: продажи пижам, халатов и домашней обуви выросли в первой половине мая в семь раз год к году. Продажи товаров для хобби и творчества в мае выросли более чем в два раза год к году, а косметические товары и товары по уходу за собой - в три раза; часть пользователей решили посвятить время в самоизоляции мелкому ремонту - продажи товаров для ремонта выросли в мае в 4,4 раза год к году.

"Пандемия однозначно сформировала привычку покупать онлайн. Открытие офлайн-точек после долгого перерыва россияне восприняли с радостью, но от интернет-покупок не отказались. В июле каждый четвертый "новичок", пришедший на Ozon в апреле-мае, вернулся за покупкой, а каждый седьмой - сделал за два месяца лета два заказа или больше. Весной и летом в топе товаров на Ozon находится банковская карта Ozon.Card, пользователи которой совершают в среднем четыре покупки в месяц, и подписка Ozon.Premium - это говорит о намерении продолжать онлайн-покупки, поскольку карта и подписка дают наибольшую выгоду при постоянных заказах", - считает представитель пресс-службы Ozon.

"В апреле-мае 2020 г. отмечен экспоненциальный скачок онлайн-продаж в сфере В2С, вызванный карантином. В июне-июле произошла коррекция прироста, но на данный момент онлайн-продажи составляют существенную долю на российском рынке. Для отдельных организаций, например фитнес-клубов, карантин стал временем первого выхода на рынок онлайн-продаж, и при полном отсутствии продаж офлайн в апреле-мае онлайн-продажи сформировали на 100% полученную выручку в эти месяцы", - объясняет кандидат экономических наук, доцент кафедры оценочной деятельности и корпоративных финансов университета "Синергия" Наталия Тельминова. Согласно ее оценке, наибольший рост продаж демонстрировали образовательные продукты (такие как курсы), услуги по созданию онлайн-платформ для бизнеса и потребительские товары каждодневного спроса. "В то время как сегмент В2В переживал глубокий кризис, сегмент В2С осваивал продажи онлайн и новые варианты "онлайн-упаковок" своих товаров и услуг", - считает Наталия Тельминова.

По ее мнению, возвращение к соотношению продаж онлайн и офлайн, которое было до пандемии, возможно только к началу 2022 г. при длительном сохранении благоприятной эпидемиологической обстановки. "Для многих организаций освоение онлайн-продаж стало стимулом для расширения ассортиментной политики, освоения новых рынков, в целом расширения и развития бизнеса. Поэтому отказ от вновь открывшихся возможностей маловероятен. Онлайн-продажи будут составлять существенную долю в обороте российских компаний - выше, чем до пандемии", - говорит Наталия Тельминова.

Новости из связанных рубрик