ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА
© ComNews
24.03.2010

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) определила перечень федеральных телеканалов, которые должны будут соблюдать новые правила при продаже эфирного времени под рекламу. Информация, полученная от утвержденных списком телеканалов, поможет ФАС выяснить доли рынка основных медиаселлеров. С 2011 г. телекомпаниям запрещено продавать рекламное время тем поставщикам рекламы, доля которых на российском рынке больше 35%. Пока под запрет попадает только холдинг "Видео Интернешнл".

В декабре 2009 г. Госдума утвердила поправки в закон "О рекламе", которыми, в том числе, доля селлеров (поставщиков рекламы) на рынке телерекламы была ограничена 35%. Иными словами, по новым правилам, федеральным телеканалам запрещается работать с компаниями - монополистами на рынке распространения телерекламы. Если договоры будут заключаться с нарушением этих новых требований, то ФАС может обратиться в арбитражный суд с заявлениями об их расторжении. При этом каналы, в капитале которых участвует государство, должны будут выбирать медиаселлера на конкурсной основе. Ранее заключенные контракты действительны в течение года с момента вступления закона в силу. "Никакие меры, которые, согласно поправкам, начинают действовать в 2011 г., в этом году применяться не будут", - говорил в декабре 2009 г. руководитель ФАС Игорь Артемьев.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 14 закона "О рекламе" под федеральным телеканалом понимается организация, осуществляющая эфирное телевещание на территориях более пяти субъектов РФ. По данным ФАС, на 1 марта 2010 г. таким требованиям отвечали 11 юридических лиц, владеющих лицензиями на вещание: ОАО "Первый канал", ФГУП "ВГТРК" ("Российское телевидение", "Россия 2", "Российский Информационный Канал" - РИК, "Культура"), ОАО "Телерадиокомпания "Петербург" ("Петербург-5 канал"), ОАО "Телекомпания НТВ", ОАО "ТВ Центр" ("ТВ Центр - Москва), ЗАО "СТС-Регион" (СТС, "Домашний"), ЗАО "ТВ ДАРЬЯЛ" (ДТВ), ЗАО "ТВ сервис" ("МУЗ-ТВ"), ООО "Спортивный телеканал 7ТВ", ООО "Телеканал ТВ3" ("ТВ-3 Россия"), ЗАО "Энергия ТВ" (MTV).

По оценке Ассоциация коммуникационных агентств России, в 2009 г. объем всего рекламного рынка составил 204 млрд руб. (включая НДС), что примерно на 26% меньше результата 2008 г. На телерекламу из них пришлось 113,7 млрд руб. В России единственный продавец рекламы, у которого доля больше указанного в декабрьских поправках к закону "О рекламе" лимита, - "Видео Интернешнл". Холдинг, основанный в 1987 г., - крупнейший в Восточной Европе оператор медиарекламного рынка, ведет бизнес на рынках России и сопредельных государств. Заявленный годовой торговый оборот в 2009 г. составил более $3 млрд. По оценке ИК "Финам", на долю "Видео Интернешнл" приходится более половины всех расходов на телевизионную рекламу (около 52-54%). "При этом доля ближайшего конкурента "Видео Интернешнл" - "Газпром-медиа" - в указанном рекламном сегменте составляет примерно 28-29%", - говорит аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков.

Как сказал репортеру ComNews директор по корпоративным коммуникациям "Видео Интернешнл" Антон Чаркин, сейчас из указанного ФАС списка федеральных телекомпаний холдинг работает с "Первым каналом", "Россией-1", "Россией-2", "Петербург - 5 канал", СТС, "Домашним", ДТВ, "МузТВ", 7ТВ, ТВ-3 и MTV. Комментировать сам список Чаркин не стал.

Следующим шагом антимонопольщиков будет совещание с представителями федеральных телеканалов. На повестке дня - вопрос по соблюдению новых ограничений при распространении рекламы, указанных в ст. 14 закона "О рекламе". Также ФАС ждет от федеральных телеканалов отчеты о рекламной деятельности. "Мы направили федеральным телеканалам запросы о представлении информации, о сумме денежных средств, поступивших при размещении рекламы в эфире телеканала", - сообщает пресс-служба ФАС. Полученнная информация поможет ФАС определить долю тех медиаселлеров, которые работают на российском рынке размещения рекламы. Согласно ч. 3.1 ст. 14 закона "О рекламе", доля селлеров в сфере распространения телевизионной рекламы определяется как отношение сумм денежных средств, поступивших от них по договорам на оказание услуг по распространению рекламы на федеральных телеканалах, к сумме денежных средств, поступивших от продавцов рекламы по договорам на оказание услуг по распространению рекламы на всех федеральных телеканалах.

Кроме того, антимонопольная служба направила составленный ею список в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).