Новости / октябрь 2020
Робот вместо юриста

Сбер (ПАО "Сербанк") создал и запатентовал систему проверки юридических лиц на правоспособность на базе искусственного интеллекта (ИИ). Как утверждает Сбер, это первая подобная система в России. Робот позволяет значительно ускорять бизнес-процессы и избегать ошибок при ручной обработке больших массивов данных и проверке информации о контрагентах.
© ComNews
13.10.2020

Как сообщает пресс-служба Сбера, с помощью робота-юриста, разработанного в правовом департаменте Сбербанка, за восемь месяцев эксплуатации подготовлено свыше 2,5 млн юридических заключений. Робот позволяет значительно ускорять бизнес-процессы и избегать ошибок при ручной обработке больших массивов данных и проверке информации о контрагентах. Процесс анализа одного юридического лица занимает в среднем семь минут.

Робот проверяет контрагентов путем распознавания и извлечения из документов юридически значимой информации. Происходит проверка сведений о банкротстве, ликвидации и реорганизации юридических лиц, корректности сведений, содержащихся в выписке из ЕГРЮЛ, полномочий подписанта на заключение сделки и многих других параметров. Система анализирует информацию из более чем 10 документов.

Как пояснили в пресс-службе, результат проверки правоспособности - не просто ответ "кредитовать" или "отказать в кредите", а выводы по ключевым риск-метрикам клиента. Правовой риск описывается максимально подробно с учетом различных аспектов, в том числе обоснования и уровня риска, оценки возможности устранить и минимизировать риск.

Разработка может быть широко востребована на рынке в различных областях бизнеса, а именно - везде, где требуется проверка правоспособности клиентов и контрагентов.

"Обрабатывая большие массивы данных, робот-юрист позволяет бизнесу принимать решения в кратчайшие сроки. Робот служит для юристов мощным подспорьем. Он берет на себя рутинные процессы, освобождая время сотрудников на новые задачи, связанные с ростом бизнеса, на интеллектуальную и творческую работу. Разработка и патентование робота - это не только путь к повышению эффективности процессов, но и прорыв на рынке LegalTech. Сбер справился с задачей, которую долгое время рынок во всем мире считал одной из самых сложных", - объясняет первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин.

Сбер не разглашает, сколько стоила разработка данного решения. По сообщению пресс-службы, разработка велась преимущественно силами правового департамента Сбербанка. В первую очередь решение используется внутри Сбербанка, однако, как сообщили в пресс-службе, решение будет актуальным для крупного бизнеса, компаний финансового и страхового секторов. При этом точность выдаваемых с помощью робота-юриста заключений не ниже, чем у заключений, подготовленных только с участием человека.

Представитель пресс-службы банка заявил, что рынок ждет настоящая цифровая трансформация: произойдет переход от простой автоматизации и использования конструкторов документов к полноценному использованию искусственного интеллекта. "Сегодня ключевыми в области правовых технологий можно назвать следующие тенденции: искусственный интеллект способен решать правовые задачи, искусственный интеллект становится обязательной составляющей всех процессов в бизнесе, специалисты начинают работать и сотрудничать в новых форматах - более творческих и интеллектуальных", - рассказал представитель пресс-службы. По его словам, решение о патентовании принято для защиты уникальных технологий, которые Сбербанк разработал первым в России.

"На рынке существует тренд на автоматизацию рутинных операций. Большинству компаний становится очевидно, что рутинные процессы намного дешевле и быстрее выполнять с помощью автоматизированных решений: они позволяют сделать их более прозрачными, ускорить обработку информации, повысить уровень удовлетворенности сотрудников, чье рабочее время высвобождается под более интеллектуальные задачи, а самое главное, существенно сэкономить операционные расходы компании. Как правило, компании самостоятельно оценивают, какие процессы требуют автоматизации, исходя из количества задач и длительности их решения", - рассказывает директор по маркетингу корпоративного бизнеса ПАО "МегаФон" Павел Захаров.

По его словам, распознавание входящих документов и формирование типовых исходящих документов, как и процесс проверки контрагента, тоже можно отнести к рутинным операциям. "Для оптимизации процесса их выполнения "МегаФон" разработал продукт "Цифровой бэк-офис". Проверив эффективность решений внутри компании, "МегаФон" вывел продукт на рынок. Он состоит из нескольких элементов. "Конструктор документов" сокращает время на подготовку типовых документов с 30-40 до двух-пяти минут, при этом число ошибок снижается в два-три раза. "Судебная платформа" сокращает время на подготовку ответов на запросы государственных органов, претензии или судебные иски до 20 секунд. Это позволяет повысить явку юристов в суды и дает возможность более детально прорабатывать те задачи, которые действительно требуют решений человека", - сообщил Павел Захаров.

Основатель и генеральный директор IT-компании Oxygen Павел Кулаков считает, что с точки зрения использования процесс проверки правоспособности обязан быть простым, так как его основная задача, как и любого ПО – повысить эффективность работы конечного пользователя. "Но с точки зрения платформы и разработки ПО – он по-настоящему сложный. Именно поэтому таких решений на рынке совсем немного. Думаю, что у многих компаний элементы этих решений стоят внутри корпоративных ИТ-систем и в какой-то мере имплементированы в бизнес процессы, но на уровне внедрения в ежедневные рабочие процессы - это прорывной кейс. На примере нашего дата –центра мы видим, что ИИ все шире применяется для автоматизации процессов юридической оценки компаний, мы видим растущие запросы заказчиков по реализации подобного продукта в нашем ЦОДе как непосредственно на серверах, так и в облаке. К примеру, в нем реализуют свои продукты и ряд дочек Сбербанка", -говорит Павел Кулаков.

По его словам, автоматизация проверки правоспособности повлияет в двух аспектах. "Прежде всего это часть процесса трансформации рынка труда - по примеру того же Dom click мы видим, что рынок риэлторов, юристов и адвокатов трансформируется, ненужные бумажные звенья исключаются. Второй аспект - это всегда хороший кейс для ИТ рынка как пример для подражания и вызов конкурентам", - рассказал Павел Кулаков. По его мнению, патентовать такие решения необходимо, так как это очень сложный интеллектуальный продукт, сложный софтверный алгоритм, но практики такой на рынке не так много. Для патентных органов это будет новая история.

Новости из связанных рубрик