В то время как ЕБС (Единая биометрическая система) в России активно развивается, компания VisionLabs (один из вендоров для ЕБС) стала поставщиком технологий для сервиса удаленной биометрической идентификации, запущенного Национальным банком Казахстана.
© ComNews
14.10.2020

Проект создания сервиса удаленной идентификации реализован в рамках государственной программы "Цифровой Казахстан". Оператор системы - дочерняя организация Национального банка - РГП "Казахстанский центр межбанковских расчетов" (КЦМР), а сам механизм удаленной идентификации клиентов будет осуществляться посредством центра обмена идентификационными данными (ЦОИД).

Компания VisionLabs стала вендором сервиса удаленной биометрической идентификации, запущенного Национальным банком Казахстана. Система доступна всем финансовым институтам страны - банкам, страховым компаниям, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, платежным и микрофинансовым организациям. За счет использования технологии распознавания лиц клиенты смогут получать финансовые услуги без посещения офиса.

С помощью нового сервиса участники финансового рынка смогут дистанционно оказывать такие услуги, как открытие банковских счетов и депозитов, выпуск платежных карточек, кредитование. Взаимодействие с клиентом будет проходить через сайт или мобильное приложение той организации, в которой обслуживается. Для получения услуги клиент совершает видеозвонок длительностью три-пять секунд, в ходе которого система получает его фотоизображение, и вводит индивидуальный идентификационный номер. Полученная информация отправляется в ЦОИД и сравнивается с государственной базой данных. Определить степень сходства двух изображений - отправленного пользователем и существующего в базе - помогают биометрические решения нескольких вендоров. Одно из них - платформа компьютерного зрения и видеоаналитики LUNA компании VisionLabs. "Посредством нейронных сетей LUNA Platform извлекает из фотографий биометрические шаблоны и сравнивает их. После чего дает ответ, насколько высока вероятность, что на изображениях один и тот же человек. Точность идентификации достигается вне зависимости от дополнительных атрибутов на лице человека, уровня освещенности помещения или разрешения камеры. На основании полученного результата финансовые организации самостоятельно принимают решение об установлении деловых отношений с клиентом", - рассказали в VisionLabs.

Система удаленной идентификации стартовала в пилотном режиме в апреле текущего года. За это время она позволила 11 банкам второго уровня оказать населению 2,8 млн банковских услуг. Сейчас сервис запущен в промышленную эксплуатацию.

"Удаленное обслуживание особенно важно в текущей эпидемиологической ситуации, потому что большинство сервисов клиенты смогут получить, не выходя из дома и в любой точке мира. Создание единого механизма национального масштаба позволит перенести взаимодействие между финансовыми институтами и их клиентами в удобную цифровую среду. У нас уже большой опыт в решениях в подобных проектах. Мы работали с такими крупными российскими банками, как Сбер, Почта Банк, Тинькофф, "Открытие". Кроме того, VisionLabs является одним из вендоров Единой биометрической системы в России", - отметил Дмитрий Марков, генеральный директор компании VisionLabs.

Напомним, что 1 июля 2018 г. вступил в силу закон об удаленной идентификации банковских клиентов в России. Кредитные организации аккумулируют персональные данные граждан (слепки лица и голоса) и передают информацию в Единую биометрическую систему (ЕБС), которой управляет "Ростелеком" (см. новость ComNews от 3 июля 2018 г.). Этот закон - пока единственный документ, регулирующий сбор и использование данных, однако не все биометрические сканеры относятся к единой системе.

Пресс-служба ПАО "Ростелеком" сообщила ComNews, что Единая биометрическая система активно развивается. "Пандемия коронавируса привела к росту популярности бесконтактных услуг. После начала пандемии количество пользователей Единой биометрической системы значительно возросло: за последние полгода по биометрии было предоставлено столько же услуг, сколько за предыдущие полтора года. Суммарное количество скачиваний мобильного приложения "Биометрия" превысило 200 тыс.", - пояснили в пресс-службе оператора.

Более года назад Тинькофф Банк полностью завершил интеграцию с Единой биометрической системой. В январе 2019 г. руководитель отдела предотвращения мошенничества Тинькофф Банка Артем Харченко рассказал ComNews, что на текущий момент банк занимается отладкой внутренних процессов при удаленном открытии счета, чтобы клиентский путь в новом процессе был максимально удобен. Тинькофф Банк также разрабатывает мобильное приложение, которое будет взаимодействовать с приложением "Ростелекома", чтобы пользователь мог открывать счета удаленно (см. новость ComNews от 9 января 2019 г.).

Однако сегодня представитель АО "Тинькофф Банк" заявил, что собственная база фотоизображений и голосовых слепков у "Тинькофф" сейчас многократно больше, чем в ЕБС. "Технологически мы являемся вендором как по голосу, так и планируем по лицу, поэтому мы можем самостоятельно реализовать у себя механику подтверждения транзакций без ЕБС. К тому же суть ЕБС изначально - в новом виде идентификации для новых клиентов, а по собственным клиентам мы и без ЕБС имеем достаточно информации, которую и используем для аутентификации наиболее быстрым и бесшовным способом, в том числе с помощью лица/голоса, но не ограничиваясь. К тому же при использовании собственных данных мы сами выстраиваем комфортный клиентский путь. В "Тинькофф" распознавание речи уже используется в колл-центре как дополнительный фактор верификации и в момент подтверждения транзакций, а скоро мы запустим подтверждение транзакций в мобильном банке по лицу", - рассказал представитель Тинькофф Банка.

Помимо решений VisionLabs, в ЕБС России также используются технологии группы ЦРТ. Генеральный директор группы компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) Дмитрий Дырмовский сообщил, что в активе группы ЦРТ VoiceKey - мультифункциональная платформа, предназначенная для создания высоконагруженных систем с использованием целого стека AI-технологий - биометрии, распознавания и синтеза речи, акустических событий. "Решение позволяет отказаться от PIN-кодов и паролей, а алгоритмы защиты от взлома с помощью аудио- и видеозаписи liveness detection ("определение живого человека") позволяют выявлять мошенников и повышать уровень безопасности. Наши биометрические решения работают в различных кейсах и отраслях по всему миру: на национальном уровне применяются в Эквадоре и Мексике, в СНГ и России. В финансовых институтах и банках наши решения повышают удобство клиентов и доступность финансовых сервисов с помощью удаленной идентификации личности. Группа ЦРТ реализовала первое внедрение биометрических технологий при дистанционном обслуживании клиентов в банковской сфере Белоруссии и одно из первых внедрений биометрии в банковском секторе СНГ, внедрив еще в 2015 г. голосовую биометрию в Приорбанк (член банковской группы "Райффайзен"). В ЕБС России также используются технологии группы ЦРТ: верификация по голосу, бимодальный (по лицу и по голосу) liveness detection. Ключевое отличие группы ЦРТ от других решений, представленных на рынке, в том, что группа ЦРТ - одна из немногих компаний в мире, которая создает и развивает обе биометрические модальности: лицо и голос, создавая системы бимодальной аутентификации и идентификации физических лиц, предоставляя рынку не только качественные, но и комплексные биометрические решения. Сейчас биометрические решения ЦРТ применяются в Сбербанке, ВТБ, Газпромбанке, Совкомбанке, банке "Восточный", Почта Банке, банке "Открытие" и ряде других, продолжая развитие и масштабирование", - прокомментировал Дмитрий Дырмовский.

Новости из связанных рубрик