Новости / октябрь 2020
Киберпреступники ловят россиян на платные опросы

В России набирает обороты вид мошенничества, предполагающий участие в оплачиваемых опросах. Об этом сообщает "Лаборатория Касперского". За первые восемь месяцев этого года эксперты компании обнаружили более 2,5 тыс. подобных сайтов.
© ComNews
20.10.2020

По данным "Касперского", за аналогичный период 2019 г. специалисты нашли 935 таких ресурсов. "Как правило, обман начинается с сообщения, в котором обещают крупное вознаграждение за прохождение опроса. Например, о качестве предоставляемых компанией услуг. Но для получения денег пользователя сначала просят оплатить комиссию или закрепительный платеж - около 300 руб. Никаких выплат никто не присылает, а комиссия достается мошенникам. В дополнение человек рискует сохранностью личных данных и платежной информации карты", - говорится в сообщении "Лаборатории Касперского".

По данным опроса компании OMI, проведенного по заказу "Лаборатории Касперского", в первом полугодии этого года каждый пятый россиянин столкнулся с мошенниками, которые предлагали принять участие в опросе или конкурсе или сообщали, что респондент выиграл деньги или призы в лотерею. Объем такого мошенничества вне зависимости от тематики в России постоянно увеличивается: количество скам-ресурсов, обнаруженных "Лабораторией" с января по август 2020 г., превысило 41 тыс. Опрос провели летом этого года. В нем поучаствовали 500 респондентов из России. Вопросы задавали про первое полугодие этого года.

В августе "Лаборатория Касперского" нашла 11,5 тыс. скам-ресурсов с опросами - и это почти в два раза больше, чем в июле. Количество заблокированных попыток перехода пользователей на такие страницы антивирусом компании за первые восемь месяцев превысило 16 млн.

Руководитель группы системных инженеров Check Point Software Technologies Сергей Забула считает, что в таком всплеске мошенничеств с фейковыми опросами нет ничего удивительного. Такие страницы внушают доверие. Злоумышленники на них часто используют названия крупных организаций, банков. Встретиться с псевдоопросами можно практически везде - в соцсетях, мессенджерах или даже в онлайн-играх.

По словам начальника подразделения разработок и исследований компании "Доктор Веб" Сергея Комарова, за этот год он и его сотрудники добавили около 4000 таких сайтов в список нерекомендуемых.

"Еженедельно мы находим и пополняем его 10-20 новыми ресурсами, - рассказывает представитель "Доктор Веб". - Качественная оценка наших интернет-аналитиков говорит, что сайты опросов, где пользователь якобы проходит опрос и получает деньги, стабильно популярны. Рекламируют они себя как сайты быстрого и легкого заработка, обещают приличные деньги, иногда люди их даже получают. Но по факту это очень несущественные суммы. Часто сайты закрываются, и денег не получает никто. А самое неприятное - у них кочующие с домена на домен правила сервиса, в которых указано, что они имеют право собирать и распространять личные данные зарегистрированного пользователя - в том числе паспортные. Зачастую их настоящая цель - сбор личных данных для продажи спамерам".

По словам опрошенных экспертов, оценить объем денег, которые украли таким образом мошенники, практически невозможно. Обычно злоумышленники требуют небольшие суммы - до 500 руб., и пользователи, которых обманули, чаще всего никуда не обращаются.

"Мы не видим предпосылок к тому, чтобы объем скама как-то уменьшился, - говорит ведущий контент-аналитик "Лаборатории Касперского" Татьяна Сидорина. - Этому есть несколько причин. Для создания подобных ресурсов не нужно серьезных технических навыков. От самого пользователя не требуется сложных действий. Часто опросы и конкурсы достаточно простые. Скамерам нужно лишь заинтересовать потенциальную жертву щедрой суммой. При этом просьба оплатить "комиссию" возникает далеко не сразу. Сама сумма обещанного вознаграждения составляет несколько десятков или сотен тысяч рублей. Злоумышленники намеренно не завышают объем фейковых выплат за прохождение опросов, чтобы он казался более реалистичным. В дополнение ко всему мошенники часто используют элементы брендов, которым пользователи доверяют, чтобы усыпить их бдительность". В будущем, уверена представитель "Лаборатории", злоумышленники будут также активно адаптировать скам-схемы к меняющейся новостной повестке.

Новости из связанных рубрик