Проект постановления правительства, разработанный Минцифры, предлагает отменить централизованные закупки в федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) офисного и антивирусного программного обеспечения.

© ComNews
16.11.2020

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ внесло на рассмотрение проект постановления правительства РФ "О внесении изменений в постановление правительства РФ от 8 июня 2018 г. №658 "О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности". Этот проект постановления предусматривает изменение постановления №658 и утвержденных им "Правил взаимодействия Минцифры с федеральными органами исполнительной власти. Централизованные закупки для ФОИВ авторы проекта предлагают оставить только в отношении ПО для ведения бюджетного учета, ответственным за это является Федеральное казначейство.

В пояснительной записке к проекту постановления сказано, что необходимость принятия указанных изменений обусловлена результатами проведенного Минцифры анализа исполнения постановления №658, выявившего факторы, негативно влияющие на его реализацию, в том числе: недостаточно эффективный сбор потребности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в лицензиях антивирусного и офисного программного обеспечения (ПО), длительность процесса передачи лицензий ПО в ФОИВ, отсутствие централизованных инструментов мониторинга даты активации и объема использования лицензий ПО на стороне ФОИВ, что привело к сокращению сроков полезного использования ПО. "Реализация Постановления №658 привела к тому, что большая часть государственных гражданских служащих ФОИВ начали использовать отечественное ПО, в связи с чем ФОИВ могут осуществлять закупочные процедуры отечественного ПО самостоятельно. Принятие постановления не потребует дополнительных расходов федерального бюджета", - говорится в пояснительной записке. На вопросы ComNews, в том числе когда и какой анализ провело Минцифры, в ведомстве не ответили.

Между тем в конце 2019 г. подведены итоги централизованной поставки офисного программного обеспечения стоимостью более 740 млн руб. для 45 ФОИВ: в ведомства должны были поставить ПО компаний "МойОфис" и "Р7-Офис". Также в конце 2019 г. прошел конкурс Минцифры на централизованную поставку отечественных антивирусов для 41 ФОИВ на 195,7 млн руб. Победителем стало ООО "Ланит-Интеграция".

Игроки рынка опасаются, что, если постановление правительства примут, ФОИВ не успеют закупить ПО самостоятельно, поскольку в бюджет на 2020-2021 гг. такие расходы не заложены.

Генеральный директор компании "МойОфис" Дмитрий Комиссаров отметил, что по опыту 2019 г. процесс сбора потребностей занял полтора года и был полностью завершен к моменту проведения централизованной закупки. "Все эти вопросы находятся в компетенции регулятора, их решение возможно без эскалации на уровень правительства РФ - достаточно более тщательной проработки технического задания закупочной документации. Технически инструменты мониторинга можно реализовать на базе антивирусного ПО Kaspersky Security Center, но в соответствии с законодательством, делать это можно только на стороне регулятора, так как часть ФОИВ попадает под действие №187-ФЗ, который требует применения сертифицированных решений, что, в свою очередь, прямо запрещает присутствие подобных механизмов в самом программном обеспечении. До конца года ведомства не успеют закупить ПО самостоятельно, что ставит реализацию госпрограмм под угрозу. ФОИВ не закладывали в бюджеты средства на приобретение ПО, времени на перераспределение средств для ФОИВ и на организацию закупки в 2020 г. просто нет. Отсутствие легальной возможности использовать российский софт вынудит госструктуры нарушить сроки исполнения инициатив президента и правительства РФ. У ФОИВ недостаточно средств и полномочий на закупку ПО. Так как ППРФ №658, которое запрещает им самостоятельно закупать ПО, пока официально не отменено или не изменено другим законодательным актом, а средств на эти закупки никто на 2020 г. самостоятельно не закладывал и не заложил на 2021 г.", - прокомментировал Дмитрий Комиссаров.

Генеральный директор АО "НКТ" (разработчик "Р7-Офис") Наталия Агафонова подчеркнула, что в компании позитивно оценивают работу ФОИВ по внедрению офисного ПО. "На начало осени было развернуто и находилось в эксплуатации более 86% приобретенных лицензий, сейчас эти показатели еще выше. Для решения процедурно-технических вопросов, обозначенных в пояснительной записке к постановлению, не обязательно поднимать вопрос на уровень правительства. Чтобы решить проблему "отсутствие централизованных инструментов мониторинга даты активации и объема использования лицензий ПО на стороне ФОИВ" - достаточно добавить в техническое задание на закупку офисного и антивирусного ПО требование о наличии в закупаемом ПО такого механизма. Это автоматически буде означать, что ПО, поставляемое в ФОИВ, будет обладать этим механизмом. А срок действия лицензий исчислять с даты их активации. Чтобы решить проблему "длительность процесса передачи лицензий ПО в ФОИВ" - целесообразно в контракте прописать механизм передачи лицензий от поставщиков напрямую в ФОИВ, - рассказала Наталия Агафонова корреспонденту ComNews. - Отмена постановления в конце финансового года несет для ФОИВ риски использования нелицензионного ПО, поскольку в силу того, что при планировании бюджета действовало 658-е постановление, средства на закупку офисного и антивирусного ПО они не могли бюджетировать".

Генеральный директор "Базальт СПО", член правления АРПП "Отечественный софт" Алексей Смирнов согласен с такими рисками: "Ранее были проблемы с централизованной закупкой. При переходе на нее фактически приостановили на полтора года закупки отечественных офисов и антивирусов, поскольку ведомства лишили возможности закупать самостоятельно, а организация централизованной закупки оказалась делом долгим и сложным. Сейчас ведомствам возвращается возможность самостоятельной закупки, но я опасаюсь, что в этом году им не успеют передать соответствующие лимиты и фонды и опять произойдет пауза в закупках".

На его взгляд, централизованная закупка нужна не для "отечественного офисного ПО", а для "зарубежного офисного ПО": "Ведомства не должны иметь препятствий при закупке отечественного ПО, а вот для закупки зарубежного - нужно централизованно собирать заявки с обоснованиями и централизованно проводить закупку. Это было бы серьезным стимулом для ведомств к переходу на отечественное ПО".

Директор по развитию бизнеса департамента информационных технологий ИТ-компании "Крок" Игорь Бонев напомнил, что в 2018 г. введена централизованная закупка офисных пакетов и антивирусных программ для федеральных органов исполнительной власти. "Обсуждаемое постановление пересматривает действующий подход и предлагает вновь вернуть эти вопросы в ведение ФОИВ. Этому есть несколько объяснений: от сложностей в сборе данных о потребностях ФОИВ в программных продуктах до проблем с передачей купленных лицензий конечным пользователям и мониторингом их актуальности. В целом это может говорить как о плохо отлаженном взаимодействии между органами исполнительной власти и Минцифры, так и о простом нежелании ФОИВ использовать в работе отечественное офисное ПО - антивирусы, думаю, у всех российские. Если новый порядок будет принят, то, вероятно, часть ФОИВ попросту откажется от продления подписки на отечественные пакеты и вернется к использованию ранее купленных зарубежных программ. Еще одним последствием децентрализации может стать повышение конечной цены на закупку лицензий из-за уменьшения объемов поставки. Теперь органы исполнительной власти могут закупать эти типы ПО самостоятельно или в рамках работ, например, по миграции рабочих мест на отечественные решения. В обоих случаях мы как ИТ-компания готовы обеспечить необходимое количество лицензий", - прокомментировал Игорь Бонев.

И.о. руководителя Центра компетенций по информационной безопасности Игорь Кириллов прокомментировал: "Сложно судить о массовости описанных проблем, однако можно предположить, что сбор информации о потребностях федеральных органов исполнительной власти в лицензиях антивирусного и офисного программного обеспечения может быть трудоемким и занимать продолжительное время. Организация передачи лицензий ПО в ФОИВ и их подразделения также может быть сложным и длительным процессом. С точки зрения влияния на бизнес предполагаю два вектора: с одной стороны, поставщиками сможет выступать большее количество компаний, вместо одной крупной, но с другой - максимальные скидки предоставляются при больших объемах закупок. Если речь идет только об офисном и антивирусном программном обеспечении, то, безусловно, компетенций будет достаточно. Однако в постановлении указано в целом "программное обеспечения в сфере информационной безопасности", которое не ограничивается только антивирусным ПО. И в этом вопросе требуются более глубокие познания и компетенции. Исходя из проекта постановления не ясно, кто будет принимать решения о производителях, версиях и комплектации ПО. При отсутствии централизованных решений в этой области могут возникать проблемы, связанные с наличием или отсутствием отдельных необходимых компонентов ПО, с совместимостью версий или совместимостью ПО различных производителей".

Игорь Бонев ("Крок") рассказал, что пользователей оборудования можно разделить на четыре группы. "Первые из отечественного ПО используют только антивирус. Вторые начали использовать российские офисные программы, но еще не перешли на отечественную операционную систему. Третьи освоили и ОС, и российские офисные программы. Есть и те, кто, волей-неволей перейдя на российскую ОС и отечественный софт, пользуются бесплатными офисными пакетами. Что касается компетенций, то ФОИВ, вне всяких сомнений, в состоянии самостоятельно закупать ПО. Другой вопрос, что отечественные офисные пакеты могут включать серверную часть, расширяющую функции офиса. И сложности обычно возникают именно с развертыванием и поддержкой серверной части, поскольку эти работы требуют дополнительных мощностей и экспертизы", - сообщил Игорь Бонев.

Алексей Смирнов ("Базальт СПО") уверен, что ФОИВ имеют достаточно компетенций для закупки отечественного ПО, причем не благодаря ПП №658 о централизованной закупке, а благодаря изменению 44-ФЗ и ПП №1236, которые регламентируют требования к отечественному ПО и предписывают покупать ПО из Единого реестра отечественного ПО.

Новости из связанных рубрик