В Госдуму внесен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Он уточняет возможности дистанционного заключения, внесения изменений и прекращения договоров об оказании услуг мобильной связи. В частности, он ограничивает способы идентификации абонентов при заключении договоров, допуская использование только Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единой биометрической системы (ЕБС). Операторы сотовой связи отмечают, что в законопроекте потребуется доработать ряд норм, которые избыточны, труднореализуемы или могут противоречить другим нормативным актам.

© ComNews
20.11.2020

В Госдуму направлен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части уточнения способов заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи и мониторинга сведений об абонентах подвижной радиотелефонной связи.

Как сообщается в пояснительной записке, законопроект направлен на упрощение дистанционных процедур заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи, что необходимо в условиях ограничительных мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции. Для этого предлагается уточнить, что при дистанционном заключении договоров с использованием простой электронной подписи физические лица идентифицируются с использованием информационных технологий, предусмотренных ч.18 ст.141 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

К таким технологиям относится Единая система идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) и Единая биометрическая система. Кроме того, при использовании такого способа можно будет менять и параметры встроенной SIM-карты (при условии ее наличия в телефоне), что позволит пользователям, например, сменить оператора связи, не выходя из дома.

В целях противодействия кражам мобильных телефонов законопроектом вводится понятие "идентификатор пользовательского оборудования". Большинство мобильных телефонов имеют уникальный идентификатор устройства (далее - IMEI), который присваивается при его производстве и используется для идентификации телефонов в сетях GSM. Законопроектом предусматривается право гражданина внести в учетную запись ЕСИА сведения об IMEI. В случае утраты мобильного телефона, IMEI которого внесен в ЕСИА, абонент будет вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти в области связи с требованием не оказывать услуги связи абоненту или пользователю услуг связи, использующему утраченное устройство, IMEI которого внесен в ЕСИА. Таким образом, злоумышленник или иное лицо не сможет пользоваться украденным или случайно найденным мобильным телефоном.

Данный законопроект также направлен на борьбу с распространением серых SIM-карт. Такие SIM-карты, которые чаще всего оформлены на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, раздаются бесплатно у торговых центров и в местах массового скопления людей. В связи с тем, что услуги связи оказываются без фактического заключения договора с физическим лицом, пользователи таких SIM-карт могут в том числе безнаказанно совершать звонки о ложном минировании.

В этой связи законопроектом предусматривается установление процедуры по идентификации пользователей корпоративной мобильной связи. Предлагается оказывать услуги только при условии наличия подтвержденной учетной записи пользователя услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя в ЕСИА, которая должна содержать сведения о номере мобильного телефона.

Для мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя предлагается создать информационную систему мониторинга проверки сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

В ст.53 Федерального закона "О связи" законопроектом предлагается уточнить сведения об абонентах (пользователях услугами связи).

"Законопроект ограничивает способы идентификации абонентов при заключении договоров, допуская использование только усиленной квалифицированной электронной подписи и Единой биометрической системы. Если он будет принят в таком виде, дистанционная идентификация фактически не будет работать, поскольку у этих способов чрезвычайно низкий уровень проникновения в стране. При этом исключается возможность использования единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) с более широким уровнем проникновения среди пользователей", - считает представитель пресс-службы ПАО "МегаФон".

По словам представителя пресс-службы "МегаФона", операторы связи неоднократно предлагали предусмотреть возможность использования собственных систем идентификации для дистанционного заключения договора. "Этот функционал уже показал свою востребованность в период пандемии и активно используется, например, в финансовом секторе", - заявили в пресс-службе оператора.

По словам представителя пресс-службы Tele2, оператор пока лишь анализирует этот разноплановый законопроект и не комментирует.

Как сообщили корреспонденту ComNews в пресс-службе ПАО "МТС", в законопроекте потребуется доработать ряд норм, которые избыточны, труднореализуемы или могут противоречить другим нормативным актам. "Например, законопроект сужает возможности заключения договоров через интернет, в том числе в части eSIM, вводит несвойственную операторам функцию проверки достоверности сведений из ЕСИА, а для юридических лиц и ИП - обязанность регистрировать в ЕСИА устройства M2M. Кроме того, вводимые понятия IMEI не соответствуют формулировкам другого законопроекта, который сейчас разрабатывается в сотрудничестве с операторами", - прокомментировали законопроект в пресс-службе МТС. По словам представителя пресс-службы оператора, МТС пока оценивает возможные затраты для реализации предложений.

По мнению владельца IT-legal компании "Катков и партнёры" Павла Каткова, законопроект неэффективно решает проблему блокировки украденных или утраченных телефонов по IMEI. "Во-первых, в нем предлагается обращаться за этим не к оператору, а в орган власти. Но в орган власти можно обратиться и сейчас - в правоохранительные органы, которые не то что заблокировать, а найти его таким способом могут, но не любят часто использовать этот метод. Во-вторых, норма структурирована так, что прямой обязанности по блокировке у органа власти нет. Порядок блокировки, вообще, отдан в компетенцию правительства и будет приниматься отдельным документом. Тогда в этом нет большого смысла, закон в этой части нерабочий и не будет рабочим до принятия этого порядка правительством - сроки которого законом тоже не установлены", - объясняет Павел Катков.

По его словам, первое, что необходимо сделать, - это прописать в законе обязанность блокировки украденных или утраченных телефонов оператором связи по заявлению абонента в течение нескольких часов. Затем, считает Павел Катков, нужно дать возможность обращения с таким заявлением только абонентам, которые "нормально", а не с рук приобрели свои SIM-карты. В этом случае и телефоны красть станет меньше смысла, и у абонентов появится мотивация приобретать SIM-карты не анонимно. "Последнее касается, конечно же, только добросовестных абонентов. Что делать с недобросовестными - это другой вопрос, но к блокировке телефона по утрате он отношения не имеет", - говорит Павел Катков.

Новости из связанных рубрик