Точка зрения / декабрь 2020
Как ИТ-компаниям стать реальным драйвером российской экономики

Кирилл
Рубинштейн

сооснователь Okdesk
© ComNews
07.12.2020

На сегодняшний день отрасль информационных технологий (ИТ) - место, где можно одновременно реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал и при этом быть высокооплачиваемым специалистом. Особенно так считают люди не из ИТ-сферы.

Именно поэтому практически в каждом городе страны появляются частные школы для юных программистов. И судя по всему, такие школы пользуются бешеной популярностью у родителей, которые думают о будущем своих детей.

Также в интернете нет отбоя от рекламы, общий посыл которой сводится к быстрому входу в какую-либо ИТ-профессию даже из непрофильной области.

Не стоит забывать и про телевидение. С экранов телеканалов руководители разного уровня без устали напоминают нам, что необходимо развивать инновационные сферы экономики, увеличивать долю ИТ в ВВП страны. Так, например, в июле 2020 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин объявил о плане увеличения доли ИТ в ВВП России в два раза до 2024 года.

Но сможет ли ИТ-отрасль быть драйвером экономики? Сможет ли она прокормить страну и обеспечить всех жителей хорошо оплачиваемыми рабочими местами как напрямую, так и косвенно? В ближайшие годы не сможет, и вот почему.

Причина кроется в деталях

На текущий момент доля ИТ в ВВП России составляет всего около 1%. Согласно планам правительства, эта доля должна вырасти до 2% за следующие четыре года. Немного, правда? Поэтому вряд ли на отрасль с таким вкладом в ВВП стоит делать большую ставку.

Но, может быть, это у нас все так плохо с ИТ-сферой? Нет. В других странах ИТ тоже не является лидером. Например, в США доля ИТ в ВВП, по некоторым оценкам, составляет до 5%. В самой "колыбели" ИТ, штате Калифорния, вклад цифровых технологий в экономику доходит до 9,5%. Это весьма немало, но стоит помнить, что большинство ИТ-продуктов, которые нас окружают, созданы и разработаны именно в этом штате.

Да, среди 10 самых дорогих компаний мира восемь относятся к сфере ИТ. Но это не потому, что ИТ-отрасль велика. Просто в этой отрасли большая пропасть между "богатыми и бедными". То есть тот, у кого лучше продукт, забирает значительно большую долю рынка, чем мог бы занять в других отраслях, так как нет проблем с дистрибуцией и логистикой, нет затрат на производство "единицы" продукции.

Также важно помнить, что ИТ-отрасль не производит продуктов конечного спроса. ИТ-решения нельзя съесть, ими нельзя согреться, на них нельзя доехать из точки А в точку Б. ИТ-решения служат для того, чтобы повысить эффективность производства товаров и услуг. Но какой в этом смысл, если производственные мощности загружены на треть? Системы также повышают эффективность работы команд. Но какой в этом смысл, если команда состоит из двух-трех человек?

Тогда в чем польза?

Польза от ИТ проявляется в масштабе бизнеса. И чем масштабнее бизнес у заказчика, тем ценнее для него предлагаемые ему ИТ-услуги. Таким образом, он готов больше заплатить за одно и то же ИТ-решение.

Значит, развивать ИТ-отрасль саму по себе на уровне государственных программ не нужно. Если хочется поспособствовать росту информационных технологий, то лучше направить усилия, включая бюджетные вливания, на развитие отраслей, которые могут быть ключевыми заказчиками ИТ-услуг. А выделять безвозмездные гранты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по разработке ИТ-решений - это деньги на ветер. Если будут потребители ИТ-услуг и продуктов, тогда деньги на НИОКР найдутся из рыночных источников. Информационные технологии - зависимая от других отраслей сфера, без которых нет смысла в ИТ-решениях.

ИТ-компании, без паники!

Фичи в ИТ-продукте - это хорошо. Но как еще можно повысить ценность своего продукта для заказчика? Могут ли ИТ-компании помочь в масштабировании бизнеса заказчиков, тем самым увеличивая его эффективность?

Это не только можно, но и нужно делать - разрабатывать решения, которые не только повышают эффективность того, что есть, но и помогают заказчикам расширять рынки сбыта. Так, например, один производитель онлайн-касс запустил магазин приложений. При этом партнеры компании из числа авторизованных сервисных центров, которые внедряют и обслуживают онлайн-кассы вендора, могут выступать как разработчиками этих приложений, так и продавать вместе со смарт-терминалами подписку на них, получая свою долю вознаграждения.

Еще один пример: у разработчика есть продукт, который возможно интегрировать с системами клиентской поддержки крупных предприятий. Благодаря этому сервисным компаниям из малого и среднего бизнеса по всей стране, использующим в своей работе продукт этого разработчика, технологически проще стать подрядчиками крупных предприятий.

Повышение эффективности бизнеса при использовании ИТ - это, конечно, хорошо и правильно. Но это повышение эффективно с учетом масштаба бизнеса. И чем он больше у вашего клиента, тем ценнее для заказчика ваш ИТ-продукт. Поэтому если вы знаете, каким образом помочь клиенту в поиске новых заказов, не откладывайте реализацию такой идеи в долгий ящик.