Новости / ноябрь 2020
Россияне не разобрались в цифровых госуслугах

Треть россиян не умеют пользоваться порталами госуслуг. Об этом сообщает аналитический центр НАФИ. С начала года только 22% опрошенных улучшили навыки пользования электронными госпорталами.
© ComNews
30.11.2020

По данным НАФИ, больше всего сложностей с цифровыми госуслугами испытывают граждане старшего возраста без высшего образования, разнорабочие и пенсионеры. Почти половина опрошенных россиян (47%) пользовались ими и уверены, что им хватает знаний для комфортной работы с такими сервисами. Почти треть считает, что их цифровых навыков недостаточно для работы с "Госуслугами" или аналогичными порталами.

"Россияне пользуются цифровыми государственными сервисами менее уверенно, чем финансовыми и платежными инструментами. До пандемии у многих людей не было повода изучать сайт "Госуслуг", привычнее было сходить в МФЦ", - говорит директор направления исследований в сфере человеческого капитала НАФИ Людмила Спиридонова.

Чем выше уровень достатка семьи, тем увереннее в ней пользуются онлайн-порталами госуслуг. Корреляцию между уровнем дохода и развитыми цифровыми навыками в НАФИ объясняют тем, что более богатым людям приходится чаще, чем другим, оплачивать налоги и они активно делают это онлайн.

"Учитывая развитие цифровых технологий и растущие темпы цифровизации, можно быть уверенным, что количество пользователей "Госуслуг" будет расти, - сказала Людмила Спиридонова. - Однако вероятность, что все россияне перестанут посещать МФЦ и перейдут на портал, не очень высока. Большинство россиян пока не владеют достаточными знаниями и навыками использования подобных ресурсов. По результатам наших исследований, 67% россиян обладают только базовым уровнем цифровой грамотности".

Этим активно стали пользоваться мошенники. По словам представителя пресс-службы компании "Доктор Веб", в пандемию привлекательной мишенью для мошенников стал не сам портал "Госуслуги", а его пользователи. "Злоумышленники рассылают фишинговые письма-уведомления от лица "Госуслуг" об оплате штрафа или налога. При переходе по ссылке личные данные, пароли, данные банковских карт крадут", - описал схему он. Также в Сети распространили массу фишинговых сайтов, которые выдают себя за официальный сайт "Госуслуги".

По данным оператора портала "Госуслуг" ПАО "Ростелеком", сейчас количество пользователей сайта превышает 120 млн человек. Более 75 млн из них имеют подтвержденные учетные записи.

Новости из связанных рубрик