Вчера, 30 ноября, топ-менеджеры Сбера рассказали о новой стратегии группы на ближайшие три года. "Стратегию 2023" в начале прошлого месяца утвердил новый наблюдательный совет Сбера под председательством министра финансов РФ Антона Силуанова. ComNews пересказывает самые важные моменты онлайн-презентации, организованной Сбербанком в рамках "Дня инвестора". 
© ComNews
01.12.2020

Про приоритеты

"Стратегию 2023" разработали, учитывая сложную макроэкономическую ситуацию и стабильные банковские рынки - "долговые проблемы, деглобализацию, возрастающие геополитические риски, сильную социальную напряженность и неравномерный доступ к технологиям". Главная цель Сбера теперь - построить интегрированную экосистему с бесшовным клиентским опытом. На это будут настроены все ее элементы, сервисы, пакетные услуги, в том числе и единый клиентский профиль Сбер ID.

В ближайшие три года Сбер сделает ставку на рынок электронной коммерции. В России на нем, по словам президента и председателя правления ПАО "Сбербанк" Германа Грефа, лидирующий игрок пока не определен. Своего e-com-сервиса у Сбера нет. В ходе сессии вопросов-ответов Греф не подтвердил и не опровергнул сообщения о том, что группа договаривается с ретейлером "М.Видео" о совместном развитии его маркетплейса Goods.ru.

"Основную ставку мы сделаем на рынки электронной коммерции: от непродовольственной розницы до продуктов питания, а также развлечений, медицины и образования. В борьбе за клиента происходит переплетение бизнес-моделей, финансовых и технологических компаний. Уже сейчас основными конкурентами мы видим экосистемы и техкомпании. Особенно большим вызовом для нас станет развитие иностранных экосистем на российском рынке", - сказал Герман Греф.

Во время выступления Греф сообщил, что к 2023 г. нефинансовые сервисы будут приносить Сберу 5% доходности, а к 2030 г. доходность дорастет до 20-30%. Сейчас нефинансовые сервисы приносят банку меньше 1% выручки.

"Одной из таких площадок станет электронная коммерция, которая является для нас безусловным приоритетом. Мы стремимся войти в тройку лидеров на этом рынке в России к 2023 г. За эту цель будет отвечать вся топ-команда правления. Создание высокочастотных сервисов увеличит трафик и вовлеченность клиентов, - пояснил Герман Греф. - Это позволит нам повысить конверсию и проникновение высокодоходных продуктов. В результате мы максимизируем CLTV (предсказание чистого дохода, связанного с будущими отношениями с клиентом - прим. ComNews) и доход на клиента. Для внедрения новой бизнес-модели мы продолжим инвестировать в технологии внутри и вовне банка. Совершим миграцию на технологическую платформу, сохраним надежность и эффективность наших систем. Мы встроим искусственный интеллект в процессы, что повысит эффективность большинства наших функций, и будем активно развивать техпродукты: SberCloud (ООО "Облачные технологии" - прим. ComNews), ассистенты и техдевайсы, - и сделаем их лидерами рынка".

Электронную коммерцию в группе планируют развивать в первую очередь через собственные проекты - "СберМаркет" и "СберЛогистику".

Новой и важнейшей частью стратегии Сбера станет ESG-повестка - социальные и экологические инициативы, направленные на развитие российского малого и среднего бизнеса. Конкретных проектов в этой сфере в первый день двухдневного мероприятия топ-менеджеры Сбера не представили.

Про результаты

Из достижений 2020 г. Греф отметил цифровую платформу Platform V. С ее помощью группа повысила скорость вывода новых продуктов на рынок в семь раз, а также сократила объем кода при создании новых продуктов более чем на 50% за счет переиспользования цифровых компонентов. Благодаря применению собственной внутренней облачной инфраструктуры Сберу удалось увеличить утилизацию устаревшего оборудования в четыре раза, а закупки нового сократить вдвое.

Кроме того, президент Сбербанка рассказал, что приложение "Сбербанк онлайн" в 2020 г. по ежемесячной аудитории в России занимает третье место после мессенджера WhatsApp и видеоплатформы YouTube. "Инвестиции в технологии уже сегодня приносят около 20% нашей прибыли", - добавил Герман Греф.

Про анонсы

Во время выступления на "Дне инвестора" первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис анонсировал запуск в 2021 г. суперприложения и "мультикатегорийного" маркетплейса. "Мы не начинаем с нуля. У нас есть бесценный опыт с "Беру" (ранее "Яндекс" и Сбербанк были совладельцами компании, но после раздела активов маркетплейс достался интернет-холдингу - прим. ComNews). "СберМаркет" уже стал одним из лидеров рынка с оборотом в 3 млрд руб. в месяц и вырос на 20% к октябрю. Мы приняли решение выкупить мажоритарную долю в "СберМаркете". Сумма инвестиций составит 12 млрд руб. Существенная часть средств пойдет на его развитие", - сообщил Лев Хасис.

Герман Греф подтвердил планы по выпуску Сбером собственной криптовалюты. 1 января группа запустит блокчейн-платформу для продажи и покупки цифровых валют и в 2021 г. выпустит стейблкоин Sber Coin.