Несмотря на глобальный экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, лишь 12% российских компаний, использующих технологии интернета вещей, в этом году намерены сократить расходы на IoT. Половина хотят сохранить имеющийся функционал и продолжить использовать технологии, а 38% компаний намерены внедрять новые IoT-решения.
Петр
Ежов
© ComNews
03.12.2020

Такие выводы сделал ""МегаФон" в исследовании "IoT-индекс в России", которое провел совместно с маркетинговым агентством Kantar. В исследовании приняли участие 780 компаний крупного, среднего и малого бизнеса из разных отраслей. По данным отчета, организации, использующие IoT-решения, среди полученных преимуществ чаще всего называют сокращение расходов (41%), эффективный сбор данных (41%) и оптимизацию трудовых ресурсов (40%).

Председатель Ассоциации интернета вещей (АИВ) Андрей Колесников считает, что сократить расходы на IoT решили компании капиталоемкого бизнеса. "Согласно глобальным цифрам, речь может идти о системных проектах, требующих серьезных капиталовложений. Те, кто уже используют IoT-технологии, потихоньку наращивают их использование и внедряют новые решения", - говорит он. По его прогнозам, рост российского рынка IoT в перспективе четырех-пяти лет будет находиться в пределах 6-9% в год.

"МегаФон" обслуживает более 40% всех использующихся в России SIM-карт для IoT-решений. Выйдя на рынок IoT в 2016 г., "МегаФон" к настоящему времени довел общую абонентскую базу в этом секторе до 9,3 млн клиентов и сейчас занимает первое место по этому показателю.

Своим заказчикам "МегаФон" предоставляет широкий спектр IoT-решений, которые помогают делать бизнес более эффективным, легким в управлении и умным. Сотрудники "МегаФона" устанавливают IoT-оборудование, налаживают канал связи, настраивают базовые станции, разрабатывают техническую документацию, следят за исправностью установленного оборудования, предоставляют аналитические сервисы на основе мониторинга и обработки передающей информации.

Рассмотрим кейсы IoT-решений "МегаФона" на примерах. Для чего компании из разных отраслей применяют технологии интернета вещей и как IoT-решения "МегаФона" помогают бизнесу успешно развиваться (см. инфографику в специальном проекте ComNews).

Сокращение расходов

Сокращению расходов компаний, внедривших IoT-решения "МегаФона", способствовали такие продукты, как "Видеоаналитика", "Цифровая управляющая компания", решения в сфере энергоменеджмента и "M2M-Мониторинг", который представляет собой диагностику активности и мониторинг работоспособности SIM-карт. Он позволяет получать своевременное информирование о вышедшем из строя оборудовании. По данным агентства "Юзетикс", специализирующегося на изучении и внедрении пользовательского опыта в интерфейсы цифровых продуктов и услуг, М2М-платформа управления SIM-картами "МегаФона" занимает лидирующую позицию в рейтинге аналогичных решений операторов с точки зрения удобства интерфейса и функциональности по результатам независимого тестирования.

Энергетическая компания поставила перед "МегаФоном" задачу обеспечить бесперебойную передачу и распределение электроэнергии на сети с 10 тыс. электросчетчиков с предустановленными интеллектуальными контроллерами с SIM-картами.

Наталья Бурчилина, руководитель по IoT "МегаФона", рассказала: "Изучив поставленную задачу, мы предложили заказчику тарифные планы для передачи данных, сама передача данных осуществлялась в NB-IoT-стандарте, подключили APN для доступа в сеть заказчика и "М2М-Мониторинг". С помощью "М2М-Мониторинга" диспетчеры смогли удаленно контролировать весь пул SIM-карт, установленных в оборудовании из веб-интерфейса, проверять работоспособность оборудования и, как следствие, предотвращать внештатные ситуации".

Контроллеры устанавливаются на оборудовании вместе с различными температурными датчиками. С их помощью можно собирать данные и управлять температурой внутри установок. Это позволило провести диспетчеризацию всех холодильных установок в единый веб-интерфейс для мониторинга их работоспособности и предиктивного ремонта. По итогам внедрения "M2M-Мониторинга" клиент получил весь спектр запрашиваемых улучшений. Техобслуживание холодильных установок теперь нужно проводить не раз в месяц, как это было ранее, а только по факту проявления проблем. Это позволило снизить затраты предприятия на обслуживание и ремонт.

Следующее решение для оптимизации расходов в компании - "Цифровая управляющая компания". Крупная управляющая компания (УК) на территории Урала поставила перед "МегаФоном" задачу цифровизовать общение между УК и жителями более 6000 квартир.

"Мы успешно справились с задачей и, помимо основного функционала, также реализовали брендирование и редизайн личного кабинета и мобильного приложения заказчика. Система позволяет сократить дебиторскую задолженность жителей перед УК, организовать сбор показаний со счетчиков, а также возможность проведения онлайн-оплаты счетов", - прокомментировала Наталья Бурчилина.

"Видеоаналитика" - еще один способ сократить издержки. "МегаФон" реализовал возможность автоматического открытия шлагбаума при въезде на досмотр транспортных средств для логистической компании. Решение обеспечивает безопасность, предотвращает въезд на территорию транспортных средств без необходимого разрешения, а также позволяет сократить расходы на охрану объекта. За счет технологии видеоаналитики система автоматически распознает государственные регистрационные номера транспортных средств, определяет, находится ли распознанный номер в списке автомашин с разрешением на въезд, открывает шлагбаум в случае, если автомобиль находится в белом списке, и включает красный сигнал светофора, если разрешения на въезд у транспортного средства нет.

Эффективный сбор данных

По данным исследования "IoT-Индекс", 41% компаний, использующих IoT-решения, назвали эффективный сбор данных преимуществом технологии интернета вещей. К таким продуктам "МегаФона", помимо вышеупомянутых "М2М-Мониторинга" и "Видеоаналитики", относятся "Умное ЖКХ" и "Онлайн-мониторинг воды".

За внедрением решения "Умное ЖКХ" к "МегаФону" обратилась компания из Дальневосточного федерального округа, занимающаяся обслуживанием узлов учета, систем погодного регулирования и мониторинга насосного оборудования. Цель проекта - сформировать актуальную и достоверную картину по поставкам теплоносителя на объекты города, а также создать автоматический инструмент контроля энергоресурсов в жилых домах, который исключит перерасчет за предоставленные коммунальные услуги как со стороны жителей, так и со стороны ресурсоснабжающих организаций. "МегаФон" подключил теплосчетчики, контроллеры насосного оборудования и системы погодного регулирования, создал кастомизированный интерфейс для заказчика. Решение формирует масштабируемую систему для сбора и онлайн-мониторинга данных, получаемых с узлов теплоснабжения, далее инженерная служба отслеживает эти показания. На их основании формируются графики обслуживания, устраняются возможные аварийные ситуации и ведется работа с обращениями от УК и жителей.

"Система подходит для внедрения как на введенном в эксплуатацию жилье, так и на строящихся объектах. Результаты проекта можно масштабировать в любых муниципалитетах, в том числе как элемент единой цифровой экосистемы", - прокомментировала Наталья Бурчилина.

Еще одно востребованное IoT-решение "МегаФона" - "Онлайн-мониторинг воды". С его помощью крупный водоканал Поволжья организовал сбор данных с узлов учета холодной воды. Цель проекта - оптимизировать диспетчерскую сеть, которая работает с авариями на сети. Клиент мониторит давление в трубопроводе, расход воды, контроль состояния люков на сети водоснабжения. Показания в онлайн-режиме отслеживает диспетчер и принимает решение о запуске резервных насосных установок.

Не так давно "МегаФон" первым в России запустил услугу по организации частной сети LTE. Благодаря частной LTE-сети клиенты могут внедрить цифровые решения Индустрии 4.0, обеспечить локализацию трафика на предприятии, объединить технологические сети предприятия или обеспечить их резервирование, уменьшить задержки при передаче данных, а также обеспечить плавный переход к сетям 5G.

Оптимизация трудовых ресурсов

Во время пандемии COVID-19 и вынужденного перехода на удаленку оптимизация работы персонала стала одной из ключевых задач бизнеса. "МегаФон" предложил несколько решений в этой области.

Задача, поставленная фармацевтической компанией, где трудятся медицинские и торговые представители, в обязанности которых входит продвижение продукции компании на закрепленной территории, касалась контроля посещения сотрудниками рабочих зон. С услугой "Контроль кадров" удалось выстроить эффективную работу и контролировать нахождение коллектива внутри или за пределами вверенной им территории, а также получать аналитические данные об истории посещения обозначенных зон. На основании полученных данных руководство могло планировать продажи и перераспределять сотрудников на иные районы города.

Другому заказчику - крупной сибирской энергетической компании "МегаФон" предоставил услугу "Контроль задач". Организации необходимо своевременно собирать показания приборов учета по указанным адресам и обслуживать их. При этом постановка задач разъездным сотрудникам должна быть полностью автоматизирована. Решение позволило диспетчерам ставить задачи удаленно через веб-интерфейс, персонал получает их в мобильном приложении, где может принять задачу, отклонить и проинформировать о ее выполнении. При этом задачи отображаются на карте - можно выбрать удобную последовательность их выполнения.

Еще одним заказчиком IoT-решения стала федеральная транспортная компания, которая занимается транспортировкой грузов по всей России. Она поставила перед "МегаФоном" задачу отслеживать загруженность водителей, чтобы своевременно перераспределять нагрузку. Компании было важно, чтобы водители не лихачили на дорогах и не создавали аварийных ситуаций. Решение должно было ретранслировать данные в единую систему мониторинга с автомобилей подрядчиков. "МегаФон" выполнил задачу: воспользовавшись услугой "Контроль автопарка", теперь транспортная компания получает оперативную информацию о местонахождении автомобилей и распределяет нагрузку. А с помощью системы SafeDrive фиксирует резкие торможения и ускорения автомобиля. На основании этих данных водителям выставляется рейтинг. По api настроена ретрансляция данных в единую систему мониторинга автомобилей подрядчиков.

Система профессиональной мобильной радиосвязи (MC PTT) реализована "МегаФоном" на горно-обогатительном комбинате. Клиенту нужно было заменить текущую систему радиосвязи DMR для обеспечения непрерывности работы предприятия. С помощью решения "МегаФон Транкинг" было организовано бесшовное покрытие сети LTE на территории карьера и прилегающих территориях предприятия площадью более 60 кв.км. Также организована система технологической радиосвязи для службы управления ж/д транспорта карьера: "МегаФон" создал распределенные группы пользователей для машинистов, диспетчеров, обходчиков с учетом разграничения прав доступа в системе. В итоге подключены три территориально распределенных автоматизированных рабочих места диспетчера для контроля работы пользователей и 622 пользователя системы (400 применяют носимые терминалы и 222 - возимые/стационарные радиостанции). Также предусмотрена возможность масштабирования системы на другие подразделения предприятия.

IoT-платформа "МегаФона"

По данным исследования "IoT-Индекс", 90% компаний удовлетворены результатами использования IoT. 10% - разочарованы. Главным препятствием для развития IoT Андрей Колесников видит общую экономическую ситуацию и отсутствие средств для капиталовложений. "Вторая менее заметная, но реально существующая проблема: большинство российских IoT-систем - это частные системы с использованием проприетарных решений, которые плохо поддаются интеграции. Хочется увидеть тренд на открытые облачные решения IoT с использованием отечественных платформ. Тем более что такие есть", - прокомментировал он.

"МегаФон" вышел на рынок IoT в 2016 г., в настоящее время решения компании для умных городов применяются в Брянске, Иннополисе (Республика Татарстан), Сочи, Самаре, Челябинске. В стадии внедрения находятся проекты в Москве, Санкт-Петербурге, Удмуртии, Ульяновской, Псковской, Новгородской и Саратовской областях. Линейка продуктов "МегаФона" для умного города построена на платформе отечественной разработки, включенной в Реестр российского программного обеспечения.

"Компоненты IoT-платформы "МегаФона" расположены более чем на 200 виртуальных и физических серверах в двух центрах обработки данных "МегаФона". Геораспределенная архитектура, применение технологий кластеризации, отказоустойчивости и резервирования обеспечивают высокий уровень доступности IoT-сервисов. Платформа является горизонтально масштабируемой, в целевой проектной конфигурации она может осуществлять сохранение до 20 тыс. событий в секунду и гарантировать среднее время отклика до 5 миллисекунд", - говорит Наталья Бурчилина.

Платформа интегрирована с более чем 10 ИТ-системами "МегаФона", включая SMS-сервис, электронную почту, push-уведомления, биллинг, онлайн-тарификацию, M2M, системы информационной безопасности, системы мониторинга. Собственная платформа и команда IoT дает компании скорость: time-to-market новых сервисов сокращается в разы, отвечая быстро меняющимся запросам рынка. Успешные решения легко масштабируются.

"Мы ожидаем значимый рост рынка IoT в следующие пять лет с изменением его структуры: все большую долю будут занимать сервисы, предоставляемые на базе IoT-платформ, при снижении доли выручки от услуг передачи данных. В ближайший год ситуация в экономике будет стимулировать многие компании снижать издержки, искать более эффективные способы использования имеющихся активов и новые источники роста выручки. Помочь компаниям решить эту задачу призваны аналитические IoT-сервисы, дающие бизнесу возможность оцифровывать процессы и оптимизировать их", -прокомментировала Наталья Бурчилина.

Новости из связанных рубрик