В 2020 г. киберпреступники открыли новую целевую аудиторию - людей в возрасте 60+, которые во время самоизоляции вынуждены делать покупки онлайн. Любимый новый метод мошенников - имитация брендов государственных органов с предложением получить финансовую поддержку во время пандемии.
© ComNews
04.12.2020

Об этом 3 декабря на конференции "Итоги 2020: #чтоэтобыло" рассказал эксперт по контентному анализу "Лаборатории Касперского" Константин Игнатьев. "Аудитория 60+ для нас - это "чистые листы". Мошенники туда ринулись: они стали использовать бренды госорганов. Эта аудитория доверяет государству, верит, что им положены выплаты. Ведь выплат в этом году было немало, о них постоянно говорили с экранов телевизоров. Мошенники предлагают людям лишь заплатить за оформление выплаты небольшую сумму, они верят и платят", - рассказал он.

Автор и ведущий программы "Вести.net" Павел Кушелев поддержал: "Категория пользователей старше 60 лет - как дети - только у них есть деньги. Нужен обратный родительский контроль".

Директор по информационной безопасности "AliExpress Россия" Андрей Бабий рассказал, что аудитория AliExpress старше 60 лет выросла в 2020 г. на 50%. "Они самые доверчивые, потому что опыта в Сети у них почти нет. Мошенники находят к ним путь", - подтвердил он.

На вопрос корреспондента ComNews о том, на какой объем продаж "Лаборатория Касперского" рассчитывает в 2021 г. от продажи антивирусных и прочих защитных продуктов пользователям в категории 60+, а также какие маркетинговые каналы планирует использовать, в "Касперском" не ответили ни в ходе конференции, ни после нее.

В целом, по оценке Константина Игнатьева, "Лаборатория Касперского" в 2020 г. предотвратила потенциальный ущерб на 13 млрд руб. "И это сдержанная оценка, которая, скорее всего, занижена - это средняя цена мошенничества, умноженная на количество атак", - пояснил он.

Руководитель аналитического департамента Infosecurity (входит в группу Softline) Дарья Кошкина сказала корреспонденту ComNews, что тенденция к увеличению количества онлайн-пользователей старше 60 лет действительно прослеживается. "Хотя и до наступления пандемии жертвами мошенников в интернете зачастую становились именно пожилые люди, которые, к сожалению, не имеют достаточных знаний в области информационной безопасности. Пользователи Сети категории 60+, не владея в полной мере навыками применения информационных технологий, весьма доверчивы и наивны, чем и пользуются мошенники, предлагая им принять участие в "бесплатных" лотереях, "благотворительных" акциях (зачастую пенсионеры готовы отдать последние деньги, чтобы кому-нибудь помочь), подписать "петицию" или иные псевдоофициальные документы, приобрести товар по "баснословной" скидке и т.д. Одинокие и доверчивые люди, которые, к сожалению, порой даже не могут прочитать весь текст из-за мелкого шрифта, соглашаются на убедительные доводы "продавцов", становятся жертвами кричащих заголовков, за которыми прячутся злоумышленники. Итог - переведенные мошенникам деньги, заблокированные карты, а иногда и того хуже, предоставление доступа мошенникам в свое жилое помещение, - рассказывает Дарья Кошкина. - Во время строгих карантинных мер активизировались лжеволонтеры, которые под благовидным предлогом оказания помощи в виде, например, доставки продуктов получали доступ к банковским картам пожилых людей и возможность проникнуть в их квартиры. Мы уже неоднократно отмечали резко возросшее весной количество фишинговых сайтов, имитирующих ресурсы крупных торговых сетей, супермаркетов, служб доставки. И если для молодого поколения совершать покупки онлайн не в диковинку, то для людей из категории 60+ это что-то новенькое. Поэтому мы можем смело говорить, что данный вид мошенничества в Сети ориентирован в том числе и на возрастную аудиторию, так как больше шансов, что именно она "поведется" на подобный обман".

Руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев придерживается другой точки зрения. Он отметил, что пользователей возрастной категории 60+ становится все больше с каждым годом, в том числе потому, что стареет аудитория, которая приобщилась к Сети ранее. "Пандемия больше повлияла на пользовательский опыт людей старшего поколения, нежели оказала существенное влияние на рост количества пользователей. Многие пожилые люди - да и не только пожилые - в период самоизоляции стали осваивать форму оплаты товаров и услуг через интернет, впервые воспользовались доставкой продуктов, стали продавать вещи через сайты объявлений. Для любого нового пользователя приобщение к новым возможностям ИТ чревато ошибками и столкновением с мошенниками, а для людей в возрасте - особенно. Как следствие, пользователи 60+ часто становились жертвами фишинга, лишились денежных средств с банковских карт при переходе на сайты-клоны известных служб доставки или были обмануты на сайтах объявлений", - прокомментировал Андрей Арсентьев.

Новости из связанных рубрик