Точка зрения / декабрь 2020
Золотое окно 5G

Тигран
Погосян

старший вице-президент ООО "ЗТИ-Связьтехнологии" (ZTE в России)
© ComNews
24.12.2020

Как меняется рынок с запуском сетей пятого поколения, как коммерциализировать сервисы и есть ли в оборудовании 5G функции, благодаря которым сокращаются инвестиции и упрощается реализация проектов, почему так важно модернизировать транспортную сеть в наступающую эру 5G и где точки роста для операторов, - в интервью корреспонденту ComNews Юлии Мельниковой рассказал старший вице-президент ООО "ЗТИ-Связьтехнологии" (ZTE в России) Тигран Погосян.

Технология 5G продолжает развиваться. В июле 2020 г. 3GPP финализировало спецификацию LTE Release 16, а 23 ноября его утвердила ITU. Когда коммерческое оборудование LTE Release 16 от ZTE будет доступно и для каких частотных диапазонов?

- Поскольку Release 16 был окончательно утвержден только в июле 2020 г. и в настоящее время еще не получил поддержку со стороны терминалов, пока нет необходимых условий для его коммерциализации. Версия программного обеспечения NR21.1 беспроводной базовой станции ZTE, которая планируется к выпуску в первом квартале 2021 г., первоначально будет поддерживать предусмотренные архитектурой SA согласно протоколу R16, функцию балансировки нагрузки (Load Balancing) и функцию MDT. Первая используется для решения проблемы распределения нагрузки в многоуровневой архитектуре частот NR для максимального использования спектра всей сети, а функция MDT (минимизация драйв-тестов) позволяет оптимизировать сеть без дополнительных выездов для контроля качества, что позволит сократить операционные расходы. Следующая версия – NR21.2, которая запланирована на третий квартал 2021 г., будет поддерживать больше функций в рамках R16. Также отмечу, что уже сегодня наше оборудование поддерживает наиболее популярные в отрасли частоты sub6G TDD NR и FDD NR, включая n78, n79, n41, n1, n3, n28, n8 и др.

Летом – осенью 2021 г. появится спецификация LTE Release 17. Как быть сотовым операторам: ждать коммерческого оборудования с ее поддержкой или покупать то, что доступно на рынке сейчас?

- Согласно последнему графику, опубликованному 3GPP 12 декабря 2020 года, R17 был отложен до третьего квартала 2022 года. Исходя из нашего опыта, поддержка со стороны терминалов будет реализована не раньше, чем через год, поэтому, по нашим прогнозам, самый ранний срок для коммерческого внедрения R17 – это третий квартал 2022 года.


Для пользователей мобильных телефонов 5G операторы уже могут коммерциализировать сервисы 5G на основе релиза R15. В рамках релиза R16 добавляются некоторые функции, в основном нацеленные на повышение производительности сети, в том числе оптимизацию работы MIMO, IAB, CLI / RIM, энергосбережение UE, улучшение uRLLC, NR-U, позиционирование NR, 2-STEP RACH, двойное подключение и улучшение агрегации несущих. Этот функционал активно используется в вертикальных отраслевых приложениях для транспорта, промышленного Интернета вещей, производственной отрасли и автомобильной промышленности (V2X).

Релиз R17 будет дополнительно оптимизировать сетевой стандарт 5G на основе 5G Rel-16, включая ряд улучшений, таких как оптимизация алгоритмов Massive MIMO, улучшение DSS, расширение покрытия, улучшение возможностей мультирадио DCCA, улучшение промышленного IOT / URLLC, улучшение NR V2X. , NB-IoT / eMTC, а также недавно были введены услуги многоадресной и широковещательной передачи NR, интеграция спутниковой связи, расширение потенциального диапазона частот до 71 ГГц и оптимизация работы терминалов с несколькими SIM-картами.

На самом деле, для пользователей мобильных телефонов 5G стандарты 5G Rel-17 и даже 5G Rel-16 не окажут никакого влияния. Эти стандарты в основном улучшают производительность сетей 5G и обеспечивают более широкое внедрение приложений для вертикальных отраслей – промышленный Интернет вещей, детерминированная сеть, V2X и др. Такой базовый функционал, как доступ в Интернет, игры, потоковое вещание, пользователи мобильных телефонов 5G уже получают благодаря Rel-15.

Продукты серии ZTE на платформе ITRAN поддерживают плавный переход на R16, R17 и даже R18 и защищают инвестиции операторов в строительство сетей. И отвечая на Ваш вопрос, операторам лучше воспользоваться золотым окном развития 5G, запустить коммерческие услуги 5G как можно скорее, привлечь первую волну пользователей 5G и повысить конкурентоспособность бренда, а не ждать готовности оборудования в рамках Rel-16 или Rel-17 для коммерциализации.

Сколько контрактов на развертывание коммерческих сетей 5G подписала ZTE? У каких операторов и в каких странах коммерческие сети 5G на оборудовании ZTE уже работают?

- По состоянию на конец сентября 2020 года ZTE заключила 55 коммерческих контрактов 5G по всему миру и начала сотрудничество в области 5G с более чем 90 операторами и более 500 отраслевыми партнерами. В Европе мы оказывали содействие операторам Orange, Wind Tre и Hutchison Three в запуске коммерческих сетей 5G. В Азии ZTE подписала коммерческие контракты в сфере 5G со многими операторами в более чем 10 странах, включая Таиланд, Малайзию, Индонезию, Филиппины, Пакистан и Мьянму, развертывание коммерческих сетей 5G в этих странах постепенно реализуется в 2020 - 2021 гг.

Есть ли уникальные функции, доступные исключительно в оборудовании 5G от ZTE?

- Основной технологией для 5G является Massive MIMO. ZTE – первый производитель в отрасли, который применил Massive MIMO к 4G. В течение 15 лет компания занималась исследованиями Massive MIMO и за свою работу в этом направлении еще в 2016 году была удостоена престижных наград от GSMA "Прорыв в мобильных технологиях" (Best Mobile Technology Breakthrough Award) и "Выбор CTO" (CTOs Choice 2016). Уже существует многолетний опыт коммерческого применения Massive MIMO и в сетях 4G, и в сетях 5G; мы наблюдаем и итерацию чипов собственной разработки, и постоянное улучшение производительности оборудования с использованием этой технологии. В полевых испытаниях 5G Massive MIMO пиковая скорость передачи на соту может достигать 5,3 Гбит/c в нисходящем канале и 1,02 Гбит/с в восходящем канале. А пользовательская скорость мобильной связи может достигать 1,098 Гбит/с в нисходящем канале и 122 Мбит/с в восходящем канале. В 2020 году было представлено инновационное решение на основе 5G Massive MIMO SSB 1 + X, которое использует узкие и гибкие лучи для обеспечения трехмерного покрытия высотных зданий. Степень покрытия увеличивается на 30%. На раннем этапе развертывания 5G операторы благодаря использованию этого решения сократили инвестиции в оборудование и упростили реализацию проекта в реальном времени.

ZTE является первым производителем, который предложил 5G ATG (связь земля-воздух) и успешно провел летные испытания 5G ATG. Первая в отрасли наземная и воздушная сеть использует технологию совмещения частот для экономии ресурсов спектра операторов беспроводной связи и обеспечения эффективного повторного использования спектра. Бортовые продукты CPE собственной разработки с использованием собственных чипсетов ZTE прошли авиационную сертификацию. Кроме этого, разработанные компанией алгоритмы могут решить проблему эффекта Доплера, вызванное высокоскоростным движением. Такое бортовое оборудование поддерживает работу при скорости полета до 1200 км/ч и обеспечивает широкий радиус покрытия соты 300 км. Это позволяет пользователям сохранять стабильное и высокоскоростное соединение даже на высоте 10 000 м. При этом каждый самолет занимает свой луч, и при полосе пропускания в 100 МГц максимальная скорость восходящего и нисходящего каналов может достигать 150 Мбит/с и 800 Мбит/с соответственно.

Почему так важно модернизировать транспортную сеть в наступающую эру 5G?

- В настоящее время рынок персональной мобильной связи вошел в стадию "управления запасами". В 2019 году уровень проникновения мобильного Интернета в России достиг 96%. У операторов ограничены возможности для роста прибыли на потребительском рынке, и, как следствие, им трудно поддерживать устойчивый рост будущих доходов. Согласно прогнозам GSMA, к 2026 году на 5G будет приходиться 36% выручки операторов в корпоративном сегменте, а в денежном эквиваленте общая выручка достигнет 619 миллиардов долларов США. Таким образом, динамично развивающийся рынок сервисов для корпоративного сегмента становится новой точкой роста, которая будет способствовать развитию бизнеса операторов.

Исходя из вышеупомянутых тенденций, традиционные сети, которые ориентированы только на потребительские сервисы и соответствующую пропускную способность, больше не смогут удовлетворять потребностям во внедрении новых сервисов. Центральной задачей для корпоративного сектора является гарантия клиентского опыта в соответствии с дифференцированными для различных сервисов SLA по таким показателям как задержка, джиттер, безопасность, изоляция и др. Согласно определению 3GPP, стандарт R15 фокусируется на формулировании основных характеристик для трех базовых сценариев, а уже в релизе R16 озвучены дополнительные спецификации к трем сценариям, направленные на потребности вертикальных отраслей. Опорная сеть, ориентированная на сервисы 5G для корпоративного сектора, должна не только обладать исключительными сетевыми характеристиками (большая пропускная способность, низкая задержка и широкое покрытие), но также помогать вертикальным отраслям стать более цифровыми, автоматизированными и интеллектуальными.

Для этого транспортные сети 5G должны отвечать трем основным требованиям: сверхбольшой пропускной способностью, детерминированной и точной переадресацией и интеллектуальностью.

Для обеспечения высокоскоростных и высококачественных соединений для потребительских и корпоративных сервисов необходимо полностью обновить пропускную способность традиционных IP и оптических сетей. Что касается оптических сетей, то скорости передачи на одной длине волны увеличились с 2,5 Гбит/c, 10 Гбит/с и 40 Гбит/с до 100 Гбит/с, 200 Гбит/с, 400 Гбит/с и 800 Гбит/с, тем самым обеспечив огромную пропускную способность в одном волокне. Возможности IP-оборудования 10GE и 40GE также больше не могут соответствовать потребностям быстрого роста трафика и в будущем сеть будет развиваться с применением платформ 100GE и 400GE.

Для того, чтобы соответствовать различным SLA для корпоративных сервисов в зависимости от отрасли, транспортная сеть должна обеспечивать точные каналы для достижения гибкой и эффективной передачи данных при реализации нескольких сервисов. Она должна поддерживать различные сценарии жесткого и мягкого сегментирования (Slice +, FlexE и др.). Именно при таком подходе мы сможем гарантировать высокую пропускную способность, соответствие SLA, оптимизацию использования ресурсов для последующего внедрения новых бизнес моделей и отраслевых приложений с 5G.

Массовые сервисы 5G создали огромные проблемы для традиционной эксплуатации и обслуживания. Традиционная сетевая технология IP MPLS недостаточно эффективна, и существует острая необходимость в улучшении внедрения новых сервисов и эффективности обслуживания. Будущая сеть должна быть основана на больших данных, машинном обучении, нейронной сети и других технологиях, и постепенно вводить интеллектуальные и упрощенные сетевые решения IP, такие как SRv6, EVPN, SDN и др. Это позволит реализовать быстрое построение и планирование сети, автоматическое и интеллектуальное внедрение сервисов, быстрое обнаружение сетевых неисправностей.

При развертывании сетей 5G, транспортная сеть – основа основ, это своего рода магистраль коммуникационной сети. Модернизация транспортной сети играет важнейшую роль для развития сервисов 5G, и как следствие – для повышения конкурентоспособности операторов при внедрении новых бизнес-моделей.

24 ноября ZTE совместно с GSMA выпустили отчет Green 5G. Является ли это просто маркетинговым термином или ZTE видит реальные возможности резкого сокращения энергопотребления в сетях 5G?

- Энергоэффективность 5G сейчас находится в центре внимания всей отрасли. На начальном этапе строительства 5G уровень проникновения пользователей невелик, однако потребление энергии значительно, что является серьезным бременем для операционных затрат операторов и нагрузкой на экологию. ZTE всегда стремилась к энергосбережению и сокращению выбросов, а также к созданию экологически чистой сети. В эпоху 5G мы продолжаем совершенствовать аппаратную часть нашего оборудования, в том числе конструктивные элементы, рассеивание тепла, выбор материалов, а также увеличение вычислительной мощности и эффективности основных чипсетов. Это стало объективными причинами для снижения энергопотребления. ZTE также разработала сетевое энергосберегающее решение PowerPilot для сетей 4G и 5G, в нем реализованы функции по снижению энергозатрат и прогнозированию нагрузки искусственным интеллектом. Это программное решение представляет собой первую в отрасли систему энергосбережения на базе ИИ. За счет определения типа сервисов и их энергоэффективности PowerPilot способно оценивать потребности в нагрузке в режиме реального времени и поддерживать сервисы с помощью приоритизации сетей с более высокой энергоэффективностью для оптимизации энергозатрат в рамках всей сети. Мы ожидаем, что благодаря постоянному совершенствованию этих аппаратных и программных решений энергопотребление 5G больше не будет серьезной проблемой для операторов.

Поделитесь, пожалуйста, практикой применения частотного диапазона 4,8—4,9 ГГц в Китае. Пошло ли дело дальше опытной зоны China Mobile в 2018 г.?

- Развертывание 4.9G AAU происходит в основном в Китае, например, в двухдиапазонной сети 2.6G + 4.9G нашего партнера – оператора China Mobile. Кроме этого, применение этого частотного диапазона было протестировано в пилотных зонах за рубежом.

Как менялись концепция, стратегия ZTE в России за последние три года?

- Стратегия ZTE в России в определенной мере отражает глобальную стратегию компании. В фокусе по-прежнему остается ориентация на активную работу с ключевыми операторами.

За последние несколько лет в России ZTE значительно расширила свое присутствие в сегменте сетевого оборудования операторского класса. Компания продолжает сотрудничать с ПАО "Ростелеком", где удалось оптимизировать портфолио поставок от уровня терминальных устройств CPE до сетевых решений (MSAN, GPON и др.). ZTE также стала поставщиком решения для трансконтинентальной телекоммуникационной магистрали "ТрансТелеКом" (ТТК), которая связывает Китай с Европой и идет через всю Россию. У ZTE традиционно сильные позиции в объеме поставок для ПАО "Вымпелком", по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году объемы поставок увеличились вдвое. Основным драйвером для роста сотрудничества стала реализация стратегических проектов по строительству и модернизации транспортных и виртуализированных корневых подсистем на основе передовых решений ZTE.

Прорывом в работе с мобильными операторами можно назвать первый для компании проект с ПАО "Мегафон" по полной замене существующей радиосети оператора на оборудование ZTE в Челябинске и Челябинской области, а также проект LTE2000 по всей России.

Проект в Челябинске и Челябинской области предусматривал модернизацию радиосети оператора на оборудовании ZTE в объеме более 2000 базовых станций, в том числе 2/3/4G . Он также включал поставку радиооборудования, его техническую поддержку и обслуживание на 7 лет и полный цикл монтажных работ "под ключ". Проект по модернизации на оборудовании ZTE был завершен с опережением графика. Взамен текущих решений было установлено оборудование ZTE на платформе SDR (Software Defined Radio), благодаря чему МегаФон может изменять технологию в каждом частотном диапазоне без дополнительного визита на сайт. Был также запущен сервис VoLTE. Кроме того, в крупных городах (Челябинск, Магнитогорск и др.) был запущен режим MIMO более высокого порядка (4х4). Это позволило добиться существенного улучшения клиентского опыта в районах с высокой концентрацией абонентов. Проект продемонстрировал профессионализм команды ZTE, ее возможности команды по реализации масштабных задач в сжатые сроки и с большой эффективностью. Только по энергоэффективности проект продемонстрировал реальное сокращение затрат на электроэнергию на 6-12% по сайтам, где была произведена замена оборудования. ZTE рассчитывает на дальнейшее расширение проекта уже в масштабах нескольких федеральных регионов и продолжение долгосрочного партнёрства с МегаФоном в этом направлении.

Кроме этого, ZTE выиграла тендер на поставку IPBH оборудования для транспортной сети МегаФона. Проект включает поставку роутеров уровня агрегации, ядра и доступа, а также систем управления с поддержкой SDN. Решение, предложенное ZTE, рассчитано на увеличение трафика LTE в перспективе ближайших пяти лет, а также внедрение 5G сервисов. Отмечу также, что опыт модернизации транспортной сети для Билайн, ТТК и МегаФон подтверждает потенциал ZTE в таких направлениях, как DWDM, IP MPLS, и может быть использован для других операторов России.

Российский рынок по-прежнему остается высококонкурентным, вне зависимости от страны происхождения вендора. Центральные факторы, которыми руководствуются операторы связи при выборе поставщика, – это, безусловно, соотношение цены и качества, надежность партнера, его технологический потенциал. Например, такая компания, как ZTE с ее обширным продуктовым портфелем и международной экспертизой способна закрыть потребности операторов по разным направлениям – В2О, В2С, В2G, B2B, а также модернизации его инфраструктуры. Кроме того, обладая огромными ресурсами наша компания очень оперативно и гибко реагирует на дополнительные требования к оборудованию и сервисам, которые зачастую нереализуемы для малых компаний, не имеющих больших подразделений продуктовых R&D. За последний год мы также видим растущую заинтересованность в привлечении финансирования через вендоров, использование финансовых инструментов для отсрочки платежей вплоть до пяти-десяти лет позволяет реализовывать операторам свои планы по развитию с приемлемой окупаемостью.