Новости / декабрь 2020
Iridium потопил монополию Inmarsat в ГМССБ

Оператор глобальной низкоорбитальной спутниковой группировки Iridium Communications стал вторым в мире провайдером сервисов для Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), нарушив многолетнюю монополию компании Inmarsat. Среди основных конкурентных преимуществ Iridium перед Inmarsat - полное покрытие Земного шара, включая полярные зоны - в том числе и Северный морской путь. Услуги спутниковых коммуникаций на Севморпути планирует предоставлять и ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) - при помощи высокоэллиптической группировки "Экспресс-РВ". Однако Iridium не рассматривает "Экспресс-РВ" в качестве конкурента.
© ComNews
24.12.2020

ГМССБ создана в соответствии с требованиями Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (SOLAS-74, хотя первая версия этого документа увидела свет еще в 1914 г. - в качестве ответа на крушение "Титаника") и представляет собой комплекс мер по оказанию помощи в аварийных ситуациях в мировом океане и безопасности судоходства. ГМССБ обеспечивает радиосвязь с морскими судами в случае бедствия, передает сведения о безопасности мореплавания, включая навигационные и метеорологические предупреждения, а также используется в служебных целях. Де-факто ГМССБ была запущена в 1988 г. Международной морской организацией (IMO, штаб-квартира находится в Лондоне), а ее оператором стала компания Inmarsat. Эта компания (ее название расшифровывалось как International Maritime Satellite) основана в 1979 г. в форме межгосударственной организации для предоставления услуг спутниковой связи на море.

С 1988 г. по 2020 г. Inmarsat (с сетью Inmarsat-C) оставался единственным оператором ГМССБ. "Монополии не ведут ни к чему хорошему, поэтому за два десятка лет в ГМССБ мало что изменилось", - заявил генеральный директор Iridium Communications Inc. Мэтт Деш. Он подчеркнул, что, в дополнение к стандартной для этой системы кнопки SOS, Iridium предложил морским и речным клиентам услугу голосовой телефонной связи в реальном времени, передачу данных и сообщений.

По словам Мэтта Деша, под требования конвенции SOLAS-74 подпадает около 60 тыс. судов в мире, но рынок услуг ГМССБ гораздо шире: "Огромное количество небольших судов, вплоть до яхт, которые формально не должны устанавливать спутниковое оборудование ГМССБ, за счет этой системы могут повысить безопасность мореплавания, вплоть до сохранения жизней". Состав обязательного судового радиооборудования должен соответствовать морскому району плавания судна, а не определяется его водоизмещением или типом.

Глава компании рассказал, что Iridium Communications обратилась в IMO с предложением стать вторым провайдером услуг ГМССБ еще в 2013 г. Целых семь лет ушло не только на то, чтобы Комитет по безопасности на море IMO признал сеть Iridium пригодной для предоставления услуг ГМССБ, но и на взаимодействие с International Mobile Satellite Organization (IMSO) - регулятором системы ГМССБ. IMSO выдвинула целый ряд условий по вхождению Iridium в ГМССБ. Помимо технической интеграции во всем мире, это включало подписание с IMSO в апреле 2019 г. соглашения о государственной службе, где подробно излагаются условия, на которых IMSO будет осуществлять надзор за услугами ГМССБ от Iridium.

Генеральный директор IMSO капитан Мойн Ахмед отметил: "В целом наша официальная оценка Iridium заняла более четырех лет, и на каждом этапе Iridium успешно демонстрировала, что ее услуги голосовой связи в целях безопасности, сигнала о бедствии и SafetyCast не только соответствовали всем требованиям IMO, но во многих случаях и превосходили их". Мойн Ахмед особо подчеркнул, что из двух провайдеров услуг ГМССБ только Iridium обеспечивает полное глобальное покрытие, включая полюса.

"Полюса Земли традиционно были вне зоны охвата ГМССБ, и я рад, что с приходом Iridium эту брешь удалось ликвидировать", -заявил начальник вахты Координационного центра спасения Новой Зеландии (RCCNZ) Дэвид Уилсон.

"Мы разработали специальную рекомендацию для судов, которые ходят по Северному морскому пути, - и малых, и крупных, но не подпадающих под требования SOLAS-74, - по применению оборудования ГМССБ, - сообщил директор по безопасности на море IMO Хейке Деггим. - Хотя она и не носит обязательного характера, мы рекомендуем всем им воспользоваться новыми возможностями ГМССБ в полярных зонах, которые возникли благодаря приходу Iridium".

Отвечая на вопрос корреспондента ComNews, на какую долю рынка ГМССБ претендует Iridium, Мэтт Деш сказал: "В интервале от пяти до 10 лет мы рассчитываем занять более 50% этого рынка - учитывая, что сейчас Inmarsat контролирует все 100%. При этом мы существенно расширим этот рынок за счет малых судов, которые прежде просто не могли себе позволить такой сервис, а также за счет плавучих средств в полярных и приполярных регионах мира". Первый терминал ГМССБ для работы в сети Iridium разработала датская фирма Lars Thrane A/S. Разработка была завершена еще в 2019 г. Модель называется Lars Thrane LT-3100S и, помимо функций GMDSS, включая Distress Alert (прием/передача сигналов бедствия), службу Safety Voice (защищенная связь по спутниковым каналам), и MSI (Maritime Safety Information, служба передачи данных и предупреждений, связанных с метеорологическими прогнозами и навигацией), поддерживает передачу данных и сообщений, а также голосовую связь. По словам гендиректора и соучредителя Lars Thrane A/S Питера Трана, рекомендованная розничная цена этого устройства составляет €5000. "Такую сумму могут позволить себе даже владельцы совсем малых судов - длиной 10-12 м", - сказал Питер Тран.

Директор по корпоративным коммуникациям и связям с рынком Iridium Джордан Хассин дополнил для ComNews: "Мы ожидаем, что множество судов, которые уже используют или будут использовать Северный морской путь, станут применять технологии Iridium. Но, принимая во внимание, что услуги ГМССБ по безопасности мореплавания бесплатны, зарабатывать мы можем на дополнительных услугах и пользователях, связанных с логистическим бизнесом, звонками команды судна и проч.".

Традиционные геостационарные спутники с трудом могут предоставлять услуги в северных (как и южных) широтах: из-за нахождения над экватором для приема сигнала с них в полярных регионах требуется устанавливать антенну под углом в единицы градусов к горизонту. Решить проблемы связи в северных широтах, в частности на Северном морском пути, намерено ФГУП "Космическая связь" (ГПКС). В 2023 г. эта компания планирует вывести на высокоэллиптическую орбиту четыре спутника новой группировки "Экспресс-РВ" (см. новость ComNews от 16 апреля 2020 г.).

Вчера на вебинаре "Актуальные вопросы развития низкоорбитальных широкополосных систем спутниковой связи в рамках эволюции глобального спутникового рынка", который провели оператор "Исател" и ресурс Ka-Band.Info, заместитель генерального директора по развитию и эксплуатации систем связи ГПКС Евгений Буйдинов еще раз отметил высокую эффективность группировки Экспресс-РВ". Всего четыре космических аппарата позволят полностью охватить и СМП, и Арктическую зону РФ - по сравнению с сотнями и даже тысячами иных негеостационарных спутниковых группировок.

ГПКС оставило без ответа вопрос корреспондента ComNews, повысится ли конкуренция Iridium с будущей системой "Экспресс-РВ" за счет вхождения первого в ГМССБ и вывода на рынок терминалов, обеспечивающих комплексную услугу. Мэтт Деш предоставил развернутый комментарий: "Мы не рассматриваем "Экспресс-РВ" как конкурента для сервисов Iridium - в силу их различной природы. "Экспресс-РВ" планируется для услуг в диапазоне Ku, поэтому будет конкурировать с другими системами Ku- и Ka-диапазонов в предоставлении ШПД: скажем, с Inmarsat Fleet Xpress, а также с Viasat, Intelsat и др. Iridium действует в L-диапазоне, который является важным элементом в сервисах ГМССБ: он обеспечивает работу даже в суровых климатических условиях, при которых в системах Ku и Ka наблюдается деградация сигнала. Так что скорее я бы ожидал появления на борту судов обеих систем - и Iridium, и "Экспресс-РВ", - когда и если эта группировка появится".

При этом гендиректор Iridium Communications сказал, что приветствует возможное появление прямых конкурентов в сегменте ГМССБ. Он пояснил, что Китай начал работы по совместимости навигационной группировки Beidou с ГМССБ. "Оператор "Экспресс-РВ", насколько известно нам, не начинал регуляторных или технических шагов для обеспечения совместимости этой группировки с ГМССБ, да и вряд ли такая инициатива была бы одобрена в силу того, что Ku-система, с совместным использованием спектра", - заключил Мэтт Деш.

Новости из связанных рубрик