Система оплаты проезда по лицу пассажира Face Pay прошла тесты и готовится к внедрению на кассах и турникетах Московского метрополитена. Специальные видеокамеры разместят на турникетах, которые позволят оплачивать проезд по лицу, скорее всего, даже при наличии медицинской маски. В России нет никаких преград для использования этой технологии, в отличие от ряда европейских стран, где такие технологии нарушают законы о персональных данных.
© ComNews
19.01.2021

Об этом вчера, 18 января 2021 г., сообщил ТАСС заммэра Москвы, руководитель столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. "В этом году мы планируем запустить оплату по лицу пассажира. На тесте совершали уже 2000 успешных проходов. Параллельно работаем над реализацией платежей по лицу в кассах московского метро", - сказал Ликсутов. Он подчеркнул, что обязательной такая оплата не станет, но опция будет предложена пассажирам. 18 сентября 2020 г. Максим Ликсутов сообщал, что турникеты с функцией оплаты проезда Face Pay появятся на каждой станции московского метрополитена весной 2021 г. "Это будет точно в следующем году. Уже сейчас на своих сотрудниках мы тестируем эту систему с двумя крупными российскими банками, у них уже есть система по распознаванию лиц", - сообщал тогда Максим Ликсутов в эфире радиостанции "Эхо Москвы". По его словам, столичный метрополитен даст только инфраструктуру, связанную с биометрией, а персональные платежные данные хранятся в банках.

В пресс-службе Московского метрополитена корреспонденту ComNews сказали, что дополнительные детали проекта рассказать пока не могут, но скоро про систему будет более подробное сообщение.

Ведущий эксперт по развитию инновационных решений STEP LOGIC Олег Овсянкин пояснил, что решение будет работать в инфраструктуре, созданной для системы видеонаблюдения и распознавания лиц в режиме реального времени. "На турникетах разместят специальные видеокамеры, которые позволят проводить оплату по лицу, вероятнее всего, даже при наличии медицинской маски. Для реализации решения потребуются большие вычислительные мощности, однако, учитывая, что тестирование системы распознавания лиц осенью прошло успешно, можно сделать вывод, что они у метрополитена есть, - рассказывает Олег Овсянкин корреспонденту ComNews. - В Европе решения для оплаты на основе технологии распознавания лиц не распространены, так как нарушают европейские законы о защите персональных данных. Российские законодательные нормы позволяют использовать технологии распознавания лиц без установления личности человека, что делает возможным их применение в общественных местах".

Аналитик "Фридом Финанса" Евгений Миронюк сказал, что система распознавания лиц в метро, разработанная в партнерстве с проектом VisionLabs, технически не потребует значительных ресурсов на этапе эксплуатации. "Функция Face Pay может быть подключена специалистами, занимающимися обслуживанием системы распознавания лиц в метро совместно с банковскими партнерами, то есть штатными сотрудниками этих организаций. В плане оборудования терминалов оплаты могут использоваться дополнительные камеры, установка которых не является дорогостоящим мероприятием, даже с учетом масштабов московского метро", - уверен аналитик.

По данным компании "Техносерв", подобное решение с 2019 г. пилотируется в Китае. Директор центра мультимедиа и ситуационных центров компании "Техносерв" Игорь Афонин считает, что, поскольку система распознавания лиц уже внедрена на многих станциях Московского метрополитена, запуск дополнительного сервиса не должен потребовать больших затрат. "Интегрировать в систему оплаты еще один источник верификации не так сложно. Дополнительно понадобится либо доработка приложения для карты "Тройка", чтобы можно было подключить опцию FacePay и добавить свое лицо, как источник валидации, либо стационарные устройства с таким функционалом на станциях", - пояснил он.

Директор Института информационных технологий университета "Синергия" Станислав Косарев подтвердил: "В Китае вы можете своим лицом оплатить билет в автобусе или заказ в кафе. Для работы Face Pay нужна камера, которая сканирует лицо. Таким образом считываются ваши биометрические данные. Если речь идет о метро, то вы просто подходите к турникету, смотрите в камеру, с вас списываются деньги за проезд, после чего вы идете дальше. Это быстро и удобно. У России нет никаких преград для использования этой технологии. Во-первых, в столичной подземке установлено больше 5000 камер, которые уже считывают лица. Во-вторых, у нас есть Сбер, который в рамках этого проекта может участвовать в осуществлении транзакций. В-третьих, в России работает компания VisionLabs, которая является одним из лидеров обработки и анализа видеоинформации с камер. То есть вся инфраструктура уже готова. У метрополитена, конечно, хватит ресурсов на внедрение технологии Face Pay. Вопрос в том, готовы ли к этому сами пассажиры метро? Будут ли они делиться своими биометрическими данными? Ведь технологию Face Pay невозможно массово использовать без них. Какой-то процент техноэнтузиастов побежит сдавать данные, но какой-то процент россиян отнесется к этому нововведению скептически. Особенно на фоне тех утечек личных данных, которые мы, к сожалению, часто наблюдаем. Если руководство Московского метрополитена внедряет технологию Face Pay, то обязано максимально жестко охранять биометрические данные. Кстати, работа в этом направлении идет на законодательном уровне. Мы ждем принятия закона об ужесточении наказания за утечку личных данных: штрафы для юридических лиц планируется увеличить кратно, а в некоторых случаях для юрлиц будет предусмотрена уголовная ответственность", - рассказал Станислав Косарев.

Заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов напомнил, что еще в сентябре 2020 г. Сбер представил банкоматы, которыми можно пользоваться без карточки с распознаванием по лицу. "Аналогичный способ входа - face ID, отпечаток пальца и т.д. - давно реализован в мобильных устройствах. Так что технология вполне работоспособная, кроме того, внедряя подобную систему идентификации пользователей, различные ведомства могут достигать некоторых целей федерального проекта "Искусственный интеллект". Реализация проекта состоит из серверной части, включая разработку ПО, и периферийной, к которой относится закупка специальных турникетов и организация связи со станциями метро. Стоимость серверной части в зависимости от функциональности можно оценить в 100-300 млн руб. Если говорится, что проведено 2000 тестовых проходов, то она уже частично работоспособна, и финансовые инвестиции сделаны. Инвестиции в периферийную часть можно планировать в рамках присоединения различных станций и текущего бюджета", - прокомментировал Андрей Шолохов.

Руководитель проектов по видеоаналитике ИТ-компании "Крок" Татьяна Павлова рассказала, что в 2020 г. в Москве были открыты первые рестораны быстрого питания с функциями распознавания лиц. "Клиенты фастфуда самостоятельно получали предоплаченные заказы на напитки у кофемашин, которые узнавали клиентов по лицу - без контакта с сотрудником ресторана или предъявления документов об оплате. В базовое аппаратное дооснащение станций войдут камеры или терминалы со встроенными камерами, вычислительные модули для обработки исходных данных на узле и передачи на сервер, каналы связи и средства их защиты. В состав платформы могут в том числе войти сервисы по идентификации лиц с одновременным применением биометрических алгоритмов нескольких поставщиков", - объяснила Татьяна Павлова.

Руководитель отдела Data Science компании "Иннодата" Леонид Казаков отметил, что обучение нейросети для минимизации ошибок распознавания лиц, даже в не слишком хороших условиях (например, плохое освещение в метро) - задача вполне решаемая. "Серьезных проблем, связанных с невозможностью прохода зарегистрированного в системе пассажира, не ожидается. Погрешности существующих на рынке решений распознавания лиц не превышают десятых долей процента. Дополнительные ресурсы для хранения информации в рамках Face Pay потребуются, но их объем не принципиально расширит уже имеющуюся ИТ-инфраструктуру. Информация хранится в виде компактных hash-значений", - рассказал Леонид Казаков.

Специалисты по безопасности в основном положительно оценивают систему Face Pay. Руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев считает, что пока больше всего вопросов вызывает безопасность биометрической информации, которая будет использоваться для оплаты в московском метро. "Риски утечек из биометрических баз существуют, даже несмотря на самые современные системы защиты с использованием средств шифрования. Нельзя исключать мошеннического использования биометрических данных, в том числе с помощью технологий deepfake, которые стремительно развиваются. В то же время риски утечек платежных данных на стороне метрополитена практически исключены, поскольку за эту информацию отвечают банки, - говорит Андрей Арсентьев. - Развитие системы распознавания лиц в метро и ее интеграция с Face Pay в не самом отдаленном будущем могут позволить перейти на более гибкие формы оплаты проезда - например, по количеству станций, которые проехал пассажир, и пересадок".

Директор по методологии и стандартизации Positive Technologies Дмитрий Кузнецов считает, что основные риски использования биометрии связаны с дистанционным обслуживанием, когда человеку приписывается некоторое действие. "Это действие подтверждается фотографией, якобы собственноручно присланной человеком, изображенным на фотографии, а на самом деле - не известно кем. В данном же случае мы видим пример правильного использования биометрии: источник изображения - именно тот, кто оплачивает проезд на кассе или в момент прохода через турникет, и все элементы системы распознавания, от камеры до сервера авторизации, контролируются системой оплаты проезда. В таких условиях злоумышленнику практически невозможно выдать себя за кого-то другого. Остается возможность случайных совпадений, но вероятность такого события крайне низка, а размер возможных потерь - стоимость поездки в метро - сравнительно мала", - объяснил Дмитрий Кузнецов.

Ведущий эксперт "Лаборатории Касперского" Сергей Голованов считает важным, чтобы при создании системы, которая будет обращаться к базе с биометрическими данными, кибербезопасность закладывалась в основу. "Однако если соблюдены все меры безопасности по хранению и обработке такой информации, то любые биометрические данные хранятся не как изображения, а в виде числового кода, который получается в результате анализа этих данных по определенным алгоритмам. Таким образом, даже в случае утечки, этот код не позволит злоумышленникам проводить какие-либо операции. ПО, которое позволяет распознавать людей по биометрическим данным, пока не защищено от ошибок, поэтому традиционно финансовые организации ограничиваются использованием подобных данных только в качестве второго фактора при проведении операции. Скорее всего, если система не распознает лицо, то человека попросят подтвердить платеж другим способом", - прокомментировал Сергей Голованов.

Новости из связанных рубрик