Эффективная цифровая трансформация может принести России до $520 млрд. Об этом сообщают Центр подготовки руководителей цифровой трансформации Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС и Google. Цифру подсчитали аналитики компании AlfaBeta. По их данным, это составит примерно 25% национального ВВП. По результатам совместного исследования Google и ВШГУ РАНХиГС, вынужденная цифровизация в пандемию повлияла на госсектор сильнее, чем на остальные сектора экономики страны.
© ComNews
19.01.2021

Согласно опросу Google и ВШГУ РАНХиГС, за время пандемии 19% опрошенных россиян прошли онлайн-курсы, 10% получили дополнительное образование или освоили новую профессию. Исследователи отмечают, что заметили благотворное влияние коронавируса на цифровую трансформацию госсектора в стране. Чиновникам пришлось в сжатые сроки осуществить давно назревшую цифровую трансформацию процессов, которые в аналоговом виде были менее эффективны.

"То, что цифровая трансформация находится в стратегическом приоритете правительства, помогает приближаться к цели: 20% действий по восстановлению экономики составляют меры по цифровой трансформации и информатизации. Для государства эти направления, например, включают онлайн-подачу заявок на субсидии, электронный документооборот внутри ведомств, дальнейшее и ускоренное развитие государственных сервисов, - рассказала директор по взаимодействию с госорганами Google в России Марина Жунич. - Диджитал-скептики увидели реальную выгоду от перевода процессов в цифровой формат: более эффективное налоговое администрирование, более качественное предоставление государственных услуг, возможность использования больших данных для анализа ситуации, контроля за нарушениями".

По информации РАНХиГС, 500 опрошенных представителей бизнеса сообщили, что пандемия подстегнула цифровую трансформацию частных компаний и стала основным фактором экономических изменений в 2020 г. Бизнес ожидает от власти гибкого реагирования на запросы, в зависимости от выбранной компанией стратегии трансформации. При курсе на интенсивную трансформацию бизнес-процессов компании ждут от государства подготовки кадров и создания глобальной инфраструктуры для передачи данных. При выборе консервативной стратегии роль государства руководители компаний видят в создании, внедрении и финансировании цифровых технологий. "Это говорит о том, что драйвером цифровой трансформации в стране может быть не только государство, но и бизнес, который может гибко реагировать на технологические изменения и пытаться формировать удобный ему и его потребителям государственный подход к стратегии", - добавила представитель Google.

По данным опроса, диджитал упрощает анализ эффективности компании и отдельных процессов (51%), позволяет эффективно контролировать работу сотрудников (44%), повышает скорость принятия решений, открывает новые возможности по контролю за их исполнением (41%).

В опросе Google и РАНХиГС поучаствовала 1000 человек. С одной стороны, респонденты с опаской относятся к перспективам цифровизации, несмотря на общий технологический оптимизм. В цифровой трансформации граждане видят сокращение рабочих мест в традиционных секторах экономики. Установки бизнеса на оптимизацию рабочих процессов способствуют распространению этих опасений. С другой стороны, страх потерять себя на рынке труда подталкивает жителей России к тому, чтобы осваивать новые профессии и получать дополнительные навыки. О трудностях в освоении цифровых навыков заявила почти половина опрошенных (45%).

По мнению Марины Жунич, основные преимущества цифровой трансформации, с точки зрения отечественного бизнеса, - это повышение эффективности существующих процессов и контроля над ними, создание новых платформенных решений для взаимодействия с клиентами и выход на новые рынки. "Мы видим, что пандемия ускорила процессы цифровой трансформации в госсекторе и бизнесе. Так, по данным нашего исследования, более 50% представителей бизнеса отмечают, что пандемия способствовала цифровизации их компаний. Вместе с этим мы в Google наблюдаем и рост интереса к получению цифровых навыков онлайн среди граждан на примере образовательных продуктов, разработанных для российского рынка", - сказала представитель американской корпорации. Эксперт отметила, что страх потерять себя на рынке труда подталкивает россиян осваивать новые профессии и получать дополнительные навыки.

По словам директора Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Ксении Ткачевой, организациям свойственны несколько проблем на пути к цифровой трансформации - это дефицит кадров и компетенций, недостаточное использование данных при принятии решений, подмена цифровой трансформации автоматизацией и неготовность к изменениям. "В госуправлении список этих барьеров шире, - уверен эксперт. - Они связаны с синхронизацией государственных решений всех уровней, межведомственным взаимодействием, доступностью и рисками цифровых технологий". Специалист считает: чтобы решить проблему рассинхронизации, целеполагание в стратегии цифровой трансформации должно учитывать специфику регионов и быть результатом встречного движения - когда потребности и запросы поступают со стороны субъектов, а национальные цели и рекомендации по их достижению приходят с федерального уровня.

По мнению Ткачевой, пока цифровая трансформация федеральных отраслевых министерств направлена в основном на макроэкономические показатели. Регионам не хватает детализации и ответов на вопросы, какие конкретно изменения должны произойти на местах и где взять на это ресурсы. "Необходимо налаживать коммуникацию между органами власти разных уровней, чтобы регионы могли прозрачным и удобным способом эскалировать местные проблемы до того уровня, на котором они могут быть решены, - считает она. - Описанные проблемы накопились за много лет и сейчас напрямую отражаются на стратегическом планировании в сфере цифровой трансформации. Без учета этих проблем невозможно объективно оценить риски, поставить достижимые цели, впоследствии реализовать стратегию цифровой трансформации в запланированные сроки и добиться заметного экономического эффекта".

Президент ассоциации компаний, разрабатывающих программное обеспечение, "Руссофт" Валентин Макаров говорит, что в пандемию государству пришлось в спешном порядке приспосабливать работу госсистем, здравоохранения и образования, и делать это в масштабах страны. "Это не значит, что бизнес не занимался цифровой трансформацией, но именно мощные изменения в государственной организации во многом были неожиданными и закономерно оказали большее впечатление на экспертов", - отметил Валентин Макаров.

По его оценке, госсектор от цифровизации получит дистанционное образование, удаленное медицинское обслуживание, удаленную работу персонала в большой части экономики, а также весь комплекс госуслуг в интернете. "Это означает снижение стоимости, повышение гибкости, переход от автоматизированных систем к киберфизическим системам - без участия человека, - то есть повышение конкурентоспособности государства и его экономики и социальной сферы в новом технологическом укладе. Госсектор осознал, что в стране есть индустрия, которая может позволить государству произвести переворот в дистанционном образовании, медицинском обслуживании и в обеспечении удаленной работы миллионов людей. Это значит, что оно может ставить перед этой индустрией и более сложные задачи, - говорит представитель "Руссофт". - Новый технологический уклад кардинально поменяет ландшафт мировой экономики, создавая принципиально новые рынки. Отсюда и кажущиеся огромными цифры в $520 млрд к 2030 г. Все достижимо, если активно развивать не только технологии, но и регулирование, позволяющее их применять".

Замруководителя Аналитического центра при правительстве РФ, руководитель проектного офиса нацпрограммы "Цифровая экономика" Григорий Харитонов также считает, что вынужденная цифровизация стала одним из ярких последствий пандемии COVID-19. Он уверен: нельзя сказать, что цифровизация повлияла именно на госсектор сильнее, чем на остальные сектора экономики. "Мы видим сильный рост цифровых технологий в здравоохранении, торговле. Ускоренные процессы цифровизации госсектора в России под влиянием пандемии, во-первых, поставили перед государством задачу в короткие сроки усовершенствовать деятельность в сфере открытости, собираемости, использования, а также обеспечения безопасности данных. Во-вторых, огромное количество государственных сервисов для граждан переведены в онлайн-формат, в разы увеличилось количество услуг, которые можно получить через единый портал госуслуг, не выходя из дома. В-третьих, разработаны и внедрены новые модели управления цифровизацией регионов", - сказал представитель АЦ.

Опрошенные эксперты отмечают, что существует несколько барьеров для дальнейшей цифровизации отраслей в России - это отсутствие необходимых регуляторных рамок, низкий уровень цифровой грамотности населения и внедрения цифровых технологий.

Новости из связанных рубрик