Точка зрения / январь 2021
Отечественное ПО для малого бизнеса: удастся ли сэкономить?

Андрей
Безпалов

заместитель директора по продажам GST
© ComNews
20.01.2021

Выбор программ в коммерческих организациях редко связан с патриотизмом - возможно, кроме компаний с госучастием, которым придется перейти на отечественное ПО. Бизнес же ориентируется на функциональность и стоимость. Важным становится вопрос - можно ли сэкономить и построить рабочее место сотрудника на базе отечественного ПО?

Возьмем гипотетическую компанию из сектора малого бизнеса, в штате которой - условные 30 сотрудников. Ничем специфичным (3D-дизайном или разработками в сфере машиностроения) компания не занимается, поэтому специализированное ПО не нужно.

Требуется рядовое рабочее место, которое позволит решать самые базовые задачи, - веб, почта, работа с офисными документами. Плюс в этом году к их числу добавилась видеоконференцсвязь. Все эти потребности удовлетворяют программные средства отечественной разработки или российские же веб-сервисы. Возникает логичный вопрос - а можно ли на этом сэкономить? Мы решили посчитать и для ориентирования взяли срок в один год (средний срок для сервисов по подписке).

DISCLAIMER

Приведенные цены могут не являться актуальными. Цены на программные продукты приведены согласно актуальному на момент работы над материалом прайс-листу одной из крупнейших в России ИТ-компаний.

Свободный - не значит "бесплатный"

Для организации рабочего места прежде всего необходима операционная система. Классическое решение - покупка ОС семейства Windows Professional. Но это не единственная платформа, на базе которой можно построить рабочее место: современные операционные системы семейства GNU/Linux давно позволяют комфортно работать и решать повседневные задачи. Дистрибутивов отечественной сборки на рынке хватает - Alt Linux, "РЕД ОС", Astra Linux и др.

Конечно, никто не заставляет покупать Linux отечественной сборки, когда доступны популярные и бесплатные зарубежные дистрибутивы - Ubuntu, Linux Mint, SUSE и множество других. Однако стоит учесть, что, помимо самой системы, нам будет необходима еще и техническая поддержка, ведь далеко не каждый рядовой системный администратор имеет необходимые компетенции для обеспечения беспроблемной работы рабочих мест на базе Linux. Поэтому определяющим фактором становится не только цена лицензии на систему, но и стоимость поддержки. В случае с Windows техническая поддержка тоже нужна, но вопросы, как правило, решаются достаточно просто с помощью веб-поиска и службы поддержки самой Microsoft.

Для примера альтернативы Windows мы решили взять Astra Linux - живой и развивающийся дистрибутив, который нередко используют в госструктурах.

Итак, электронная лицензия на Windows 10 Pro на 30 пользователей обойдется в 376 380 рублей (12 546 рублей за единицу[i]). Аналогичное количество рабочих мест под Astra Linux обойдется в 147 тысяч рублей (4900 рублей за лицензию). При этом лицензия на Astra Linux включает в себя техподдержку "Стандарт" на год.

Офисный вопрос

Самый очевидный вариант офисной системы зарубежной разработки - продукты семейства Microsoft Office. В случае использования оригинального пакета количество проблем с совместимостью с самыми распространенными документами будет минимальным по определению.

Для примера возьмем вариант офиса по подписке. "Microsoft 365 бизнес стандарт", у которого есть расширенные функции, например средства командной работы. Тогда наша компания потратит за год 281 268 рублей (9375,6 рубля за лицензию).

У свободных и бесплатных офисных систем не самая лучшая совместимость с документами, которые подготовили в том же Microsoft Office. Популярный LibreOffice плохо работает с документами, в которых есть сложное форматирование, что может оказаться причиной сбоев в бизнес-процессах. В качестве альтернативного офиса от отечественного производителя возьмем "Р7-Офис".

Если пользоваться веб-версиями приложений "Р7-Офис" (включая средства совместной работы) и хранить файлы в защищенном хранилище поставщика сервиса, то такой вариант обойдется в 63 тысячи рублей на всю компанию за год (2990 рублей за пользователя).

Пакет "Р7-Офис. Профессиональный", куда входит как десктопная, так и серверная версия, с помощью которой с офисом можно работать через браузер и также предлагающая средства совместной работы в группе, с лицензией на год эксплуатации обойдется в 216 тысяч рублей (такой вариант поставки стоит 7200 рублей за лицензию). Однако, в отличие от "Microsoft 365 бизнес стандарт", здесь приложения можно развернуть на локальном сервере компании, что избавит от рисков использования публичного облака.

ВКС: не только Zoom

Пандемия COVID-19 внесла серьезные коррективы в жизнь граждан и бизнеса. Zoom в одночасье стал широко известен и популярен как средство внутрикорпоративного общения. Собрания, совещания, планерки многие компании перенесли в формат видеоконференцсвязи.

Бесплатную версию сервиса в корпоративных целях вряд ли получится использовать из-за имеющихся ограничений (в том числе по времени и количеству групповых конференций). А вот тарифный план "Бизнес" (10 организаторов конференций) обойдется в $1999 (около 150 тысяч рублей по курсу на дату подготовки материала) в год. Больше организаторов вряд ли нужно - ведь чаще всего это руководители подразделений, а не рядовые сотрудники.

Есть и отечественный сервис, который может составить реальную альтернативу Zoom, - это TrueConf. Но здесь варианта с 10 организаторами не получится - согласно условиям сервиса, на корпоративном тарифе "суммарное количество пользователей во всех конференциях, проводимых участниками группы, ограничено количеством пользователей этой группы". Поэтому, если мы хотим провести видеоконференцию со всеми сотрудниками, придется покупать TrueConf Online на всех. Годовой чек на группу в 30 человек составит 160 тысяч рублей.

По итогу

Сэкономить на организации рабочего места с отечественными программными продуктами - вполне реальная перспектива. По нашим подсчетам, отечественные решения стоят на 316 тысяч рублей дешевле. Мы обобщили результаты в таблице:

Зарубежное решение

Отечественное решение

Операционная система

376 380

147 000

Офис

281 268

216 000

ВКС

150 000

160 000

Итого

807 648

523 000

Экономия

284 648

[i]Здесь и далее: согласно актуальному на момент работы над материалом прайс-листу одной из крупнейших в России ИТ-компаний