Точка зрения / февраль 2021
Turkcell : на пути к цифровому оператору связи

Джейхун
Озата

исполнительный вице-президент по продажам юридическим и физическим лицам Turkcell
© ComNews
01.02.2021

На полях виртуальной конференции Beyond Tomorrow, которую компания SAS Institute Inc. провела в конце 2020 года для региона CEMEA, исполнительный вице-президент по продажам юридическим и физическим лицам турецкой компании Turkcell Джейхун Озата дал блиц-интервью главному редактору ComNews Леониду Конику. В ходе этого диалога топ-менеджер рассказал о роли данных в Turkcell, о роли дочерней структуры под названием Digital Business Services, а также о новых сервисах "Инсайт как услуга" и "Аналитика как услуга".

Каково место и роль данных в деятельности Turkcell? Считает ли компания данные своим цифровым активом?

- Данные чрезвычайно важны для превращения традиционного оператора в цифрового. Наши отказоустойчивые и надежные сети и наши цифровые сервисы позволяют нам получать данные различных типов в огромных объемах. Благодаря этому объему и разнообразию мы можем использовать силу данных во внутренних процессах компании и при решении бизнес-проблем наших корпоративных клиентов. Этот цифровой актив играет ключевую роль в повышении эффективности наших внутрикорпоративных процессов, планировании кампаний и оптимизации расходов. В то же время мы увеличиваем коммерческий потенциал за счет соответствующих требованиям корпоративных решений, которые разработаны в сфере монетизации данных.

Имеет ли Turkcell в своем портфолио B2B-сервисы на базе аналитики и/или машинного обучения/искусственного интеллекта?

- Разнообразие телекоммуникационных данных помогает нам идти в ногу со временем в каждом секторе. Использование массива телекоммуникационных данных дает нам возможность решать проблемы в каждом секторе на базе машинного обучения в сочетании с аналитическими моделями. В контексте сервисов на базе больших данных мы предоставляем два основных сервиса нашим корпоративным клиентам - IaaS ("Инсайт как услуга"/Insight as a Service) и AaaS ("Аналитика как услуга"). В то время как сервис IaaS включает только аналитические сведения и оценки на базе данных Turkcell, сервис AaaS подразумевает анализ массивов данных, созданных путем объединения данных Turkcell и данных компании. В рамках этих сервисов мы используем передовые технологии искусственного интеллекта и машинного обучения для создания новой специализированной аналитики и предложений. Эти предложения представляют собой сервисы оценки кредитных рисков и сервисы предотвращения мошенничества для банков, прогнозирование цифровизации клиентов для страховых компаний, прогнозирование спроса с учетом местоположения и отчеты по исследованию рынка для предприятий розничной и онлайн-торговли.

Является ли искусственный интеллект просто маркетинговым термином или настоящим бизнес-инструментом, с вашей точки зрения?

- Для Turkcell искусственный интеллект - это настоящий бизнес-инструмент, а не просто маркетинговый термин, поскольку за счет использования данных Turkcell как оптимизирует свою деятельность, так и формирует коммерческий потенциал. По сути дела, мы помогаем компаниям достигать своих стратегических целей, реализовать маркетинговые кампании и повышать операционную эффективность при помощи решений и консалтинга на базе данных.

- Принято считать, что такие интернет-компании, как Google или Facebook, знают гораздо больше о каждом пользователе, чем операторы связи. Согласны ли вы с этим мнением? Существуют ли уникальные наборы данных, которые есть только в распоряжении операторов связи?

- Операторы телекоммуникаций представляют сферу, формировавшуюся в течение многих лет и регулируемую законодательством, направленным на абсолютную безопасность хранения данных пользователей. С этой точки зрения важным является не то, каким объемом данных обладает оператор, а степень безопасности, в которой находятся имеющиеся у него данные, а также обеспечение за счет норм и законодательства конфиденциальности данных пользователей. Данные пользователей операторов телекоммуникаций с этой точки зрения находятся под защитой на законодательном уровне.

Ваша презентация на конференции SAS "Beyond Tomorrow" озаглавлена Making Money Beyond Connectivity ("Зарабатывание денег вне сектора услуг связи"). Какие существуют ключевые варианты новых каналов поступления доходов для операторов связи?

- В мире продолжающейся цифровизации потребности клиентов тоже изменяются. Новые сервисы и услуги должны учитывать эти изменяющиеся потребности клиентов и давать им необходимые решения. Одни из наших сервисов, которые предоставляют подобное решение, - это сервисы на базе больших данных. В изменяющемся мире клиенты хотят действовать с учетом данных и максимально увеличить свою прибыль путем оперативного запуска цифровых кампаний. Мы удовлетворяем эту потребность наших клиентов, предоставляя им наши отчеты по исследованию рынка, новые модели привлечения клиентов, прогностические модели и множество аналитических сервисов, которые мы предлагаем в категории больших данных. По этой причине сервисы на базе больших данных являются одним из важнейших новых развивающихся каналов поступления доходов, которые оказывают влияние на рынок.

Наша ключевая задумка при создании этих сервисов - это создание отчетов, которые дают стратегические преимущества, помогают реализовать маркетинговые активности, а также предоставление специализированной аналитики компаниям путем преобразования данных, получаемых и собираемых Turkcell. В этой сфере мы реализовали более 20 масштабных аналитических проектов и повысили коммерческий потенциал наших клиентов. Кроме того, мы заключили соглашение о сотрудничестве с компанией SAS для дальнейшего развития наших сервисов на базе больших данных. В рамках этого соглашения мы стремимся усилить нашу структуру как поставщика аналитических решений и повысить коммерческий потенциал наших клиентов.

Назовите три ключевых решения корпоративного уровня от Turkcell в 2020 году? Ожидаете ли вы какие-то изменения в этом списке в 2021-2022 годах?

- В свете всемирной пандемии в 2020 году мы создали пакеты для удаленной работы. Соответствующие пакеты в основном были предназначены для упрощения бизнес-процессов для наших клиентов. Мы предполагаем, что в дальнейшем эти сервисы усовершенствуются и продажи увеличатся с учетом того, как будет обстоять ситуация с пандемией.

Какими были ключевые изменения в решениях корпоративного уровня из-за пандемии коронавируса?

- Самым важным изменением в контексте пандемии было быстрое внедрение сервисов удаленной работы. Наши сервисы для дистанционной работы сделали жизнь наших клиентов легче, и мы упростили другие наши решения с учетом этого опыта.

Прогнозируете ли вы спад в секторе B2B-услуг связи в результате массового перехода многих компаний от работы в офисе к дистанционной работе из дома?

- Нет, наоборот, я считаю, что в нашей жизни появится больше разнообразных сервисов и услуг. В нашей жизни появятся новые IoT-сервисы, особенно с учетом дистанционного управления, и эти новые сервисы станут источником данных новых типов. Наряду с этим сервисы на базе больших данных займут более значительное место в нашей жизни.

Зона вашей ответственности в Turkcell включает вертикальные отраслевые решения. На самом деле, эти цифровые решения различаются в зависимости не только от вертикали, но и от каждой конкретной компании в рамках одной отрасли - из-за уникальности бизнес- и технологических процессов каждой компании. Как оператору связи справляться с этим, учитывая тот факт, что основой ДНК оператора является продажа услуг связи, которые одинаковы и для физического лица, и для компаний, и для правительственных учреждений?

- Компания Turkcell взаимодействует с корпоративными клиентами секторально. Нам прекрасно известно, что у каждого сектора свои потребности. С учетом этих потребностей Turkcell предоставляет комплексные решения в сотрудничестве со своими бизнес-партнерами. Digital Business Services (DBS), дочернее предприятие Turkcell, которое мы учредили в 2019 году, демонстрирует, насколько большое значение мы придаем цифровизации секторов. Благодаря DBS мы удовлетворяем не только телекоммуникационные потребности наших корпоративных клиентов, но и их потребности в области информационных технологий. Наша главная цель заключается в том, чтобы стать технологическим партнером наших клиентов.