IDC и Mail.ru Cloud Solutions по итогам прошлого года оценили объем рынка публичных облачных услуг в России в $1 млрд - примерно в 72 млрд руб. Драйвером развития облаков стали платформенные сервисы. Игроки рынка согласились с оценкой его объемов, аналитики считают, что такой вывод неверный.  
© ComNews
20.02.2021

По данным IDC и MCS, наибольшую динамику продемонстрировал сегмент платформенных сервисов (PaaS). Специалисты посчитали, что это свидетельствует о зрелости российского облачного рынка. "В дальнейшем его эволюцию во многом будут определять поставщики, способные предоставить развитую экосистему платформенных решений, - отмечается в сообщении MCS. - Инфраструктура публичного облака все чаще рассматривается организациями как основа для инициатив цифровой трансформации и модернизации ИТ. Об этом свидетельствует рост расходов на публичные облака и, в частности, на инфраструктурные и платформенные услуги".

В 2020 г., заявляют аналитики IDC и Mail.ru, крупные компании стали развивать собственные облачные стратегии, воспринимая облака не только как инфраструктуру, но и как платформу с готовыми инструментами для более простой и быстрой трансформации ключевых бизнес-процессов.

"Некоторые российские поставщики стали предоставлять глубоко проработанные платформенные решения, не уступающие сервисам глобальных игроков, - отметил руководитель исследований рынка облачных услуг IDC в России и СНГ Дмитрий Гаврилов. - Кроме этого, заказчики стали лучше разбираться в особенностях и преимуществах облачного подхода, они расширяют использование облачных сервисов для решения разных задач".

По данным IDC, 56% опрошенных поставщиков IaaS и 44% поставщиков PaaS планируют увеличить инвестиции в развитие инструментов онлайн-взаимодействия и портала самообслуживания как одного из основных каналов продаж.

По словам руководителя облачного направления компании "Техносерв" Михаила Блинова, оценка объема российского рынка облаков в $1 млрд близка к реальной. "Рынок облаков продолжит свой рост, так как руководители компаний увидели плюсы использования таких сервисов и едва ли захотят от них отказаться. Прошлый год показал быстрый рост PaaS-сегмента, во многом благодаря этому компании смогли нарастить темпы разработки, сократив показатель time-to-market. Он остается одним из самых быстрорастущих и, скорее всего, выйдет в будущем на первое место по темпам роста", - ожидает специалист. По оценкам "Техносерва", PaaS вырос в 2020 г. на 17% к прошлому году. По прогнозам IDC и MCS, этот сегмент вырастет в этом году на 18% год к году.

Директор по развитию облачных сервисов "Крок" Сергей Зинкевич также согласился с оценкой объема рынка, которую дали в IDC и Mail.ru, и также назвал PaaS самым перспективным. Специалист прогнозирует, что он вырастет наравне с управляемыми сервисами на десятки процентов минимум.

По наблюдению генерального директора ActiveCloud в России Дмитрия Яшина, рынок облаков растет преимущественно за счет быстрого вытеснения устаревающих моделей потребления ИТ. "На сервисные и подписочные рельсы достаточно быстро переходят не только инфраструктурные и платформенные продукты, но и наиболее емкий сегмент облачного рынка - прикладной софт, поэтому оценка в $1 млрд кажется вполне реалистичной, - отмечает эксперт. - Если сравнивать рост в процентах, то, действительно, у активных на рынке PaaS игроков мог наблюдаться рост в несколько раз. Однако это был рост с весьма низкой, по сравнению с другими сегментами облачного рынка, базы. Если сравнивать годовые результаты в реальных деньгах, то PaaS будет не очень заметен на фоне IaaS и тем более SaaS", - уверен Дмитрий Яшин.

По прогнозам ActiveCloud, PaaS в 2021 г. будет расти такими же быстрыми темпами, что и в 2020 г., при этом оставаясь в реальных деньгах все еще малозаметным на фоне прочих статей выручки облачных провайдеров. "Однако нельзя отрицать, что наличие PaaS-сервисов в продуктовой линейке помогает сервисным компаниям конкурировать также за клиентов в сегментах IaaS и SaaS. Заказчики, как правило, параллельно пользуются услугами из всех сегментов, и это удобнее делать, интегрируя сервисы между собой", - добавил Дмитрий Яшин.

В J’son & Partners Consulting уверены, что оценка IDC и Mail не имеет вообще ничего общего с реальностью рынка. "Если говорить именно про публичные сервисы IaaS или PaaS, то есть без учета так называемых частных облаков, то в 2019 г. объем этого рынка, по нашим оценкам, составил 11,9 млрд руб. с прогнозом его увеличения в 2020 г. до 14,9 млрд руб., - сказал директор по анализу процессов цифровой трансформации J’son & Partners Александр Герасимов. - Да, потребление PaaS в России растет быстрее, чем IaaS, но объемы этих рынков просто несопоставимы. По большому счету, потребление PaaS стало заметным в России только с 2019 г., то есть российский рынок PaaS только-только зарождается, очень сильно отставая от североамериканского". По предварительным оценкам J’son & Partners, PaaS по итогам 2021 г. вырастет на 36%.

Новости из связанных рубрик